Способ термической обработки железнодорожных бандажей
Изобретение относится к термической обработке жзльцевых изделий, преимущественно к железнодорожным бандажам, изготовленным из среднеуглеродистой стали. Цель - повышение выхода годного путем снижения трещинообразования при насадке бандажа на центр. Бандажи нагревают до температуры аустенизации, охлаждают поверхности катания и боковых граней со скоростью 10-20 град/с и внутреннюю поверхность со скоростью 30-40 С/с до температуры 400-500°С, а затем со скоростью 1,5-2,5 С/с до 300-350°С. 3 табл. оо N3 ОО со со 1C
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1328392 (51)4 С 21 П 9/34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4004 1 72/31-02 (22) 10. 11.85 (46) 07.08,87. Бюл. М - 29 (71) Институт черной металлургии (72) И. Г.узлов, А.Т.Есаулов, С.А.Гусев, Д.А.Курасов, С.П.Шевцов, Н.Г.Мирошниченко, Ю.И.Черевик, А.В.Степанец, Л.M.Школьник, M.È.Староселецкий и П.П.Быков (53) 621.785.796:629. I1.012.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 555150, кл. С 21 D 9/34, 1975. (54) СПОСОБ TEPMH×ÅÑÊÎA ОБРАБОТКИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ (57) Изобретение относится к термической обработке нольцевых изделий, преимущественно к железнодорожным бандажам, изготовленным из среднеуглеродистой стали. Цель — повышение выхода годного путем снижения трещинообразования при насадке бандажа на центр. Бандажи нагревают до температуры аустенизации, охлаждают поверхности катания и боковых граней со скоростью 10-20 град/с и внутреннюю поверхность со скоростью 30-40 С/с до температуры 400-500 С, а затем со скоростью 1,5-2,5 С/с до 300-350 С.
3 табл.
1 13283
Изобретение относится к термической обработке кольцевых иэделий,преимущественно к железнодорожным бандажам, изготовленным из среднеугле5 родистой стали.
Цель изобретения — повышение выхода годного путем снижения трещинообразования при насадке бандажа на центр. 10
Способ осуществляют следующим образом.
Проводят термическую обработку железнодорожных бандажей по предлагаемому и известному способам, изготовленных из стали, включающей, Е!.7:
С 0,59; Мп 0,68; Si 0,3 1; S 0,0 1.
Р 0,013, Поштучный нагрев бандажей до температуры аустенизации (850-860 С), осуществляют в шахтной печи типа ЦЭП250 в течение 2,5 ч. Последующее ускоренное регулируемое охлаждение бандажа проводят в специальном устройстве, позволяющем осуществлять вращение его в вертикальной плоскости со скоростью 100 об/мин. При этом охлаждающие устройства, расположенные неподвижно на устройстве, обеспечивают подачу охлаждающей жидкости на все грани бандажа, расход которой 100, 120 м /ч. Конструкция охлаждающих устройств при реализации предлагае- . мого способа позволяет сначала проводить охлаждение внутренней поверхности бандажа со скоростью 30-40 С/с
<> 35 в течение 9 — 15 с в интервале 850 — 400 С с последующим снижением скорости охлаждения до 1, 5-2, 5 С/с в интервале 500 — 300 С.
Общая продолжительность охлажде40 ния не превышает 150 с.
Последующий отпуск изделия при температуре 540-560 С проводился поштучно в печи типа ЦЭП-250 продолжительностью 2,5 ч.
При осуществлении известного способа охл,".ждающие устройства обеспечивают охлаждение внутренней поверхо ности банда»<а со скоростью 3-4 С/с в интервале 860-600 С продолжитель50 ностью 90 с, а затем со скоростями
12 или 18 С/с в интервале 700-350 С продолжительностью до 30 с.
Влияние параметров термической обработки бандажей на механические свойства металла внутренней поверхности бандажа и склонность его к трещинообразованию при обжиме бурта приведено в табл. 1-3.
92 2
Термической обработке по предлагаемому способу подвергнуто 60 бандажей.
Формирование колесных пар с бандажами (160 шт.), термически упрочненными по предлагаемому и известному способам, под тележки локомотивов
ТЭ-3 и ПЭ-2N выполняют в колесных цехах локомотивного депо. С этой целью осуществляют расточку внутренней грани бандажа по 5- му классу чистоты с овальностью не более 0,3 мм и конусностью не более 0,2 мм, обеспечивающую посадку бандажа на центр с натягом 1-1,5 мм и нагрев бандажа до 250320 С для проведения тепловой посадки, после которой производят укрепление бандажа кольцом из специального профиля с последующим обжимом бурта бандажа в холодном состоянии с пластической деформацией др 15-20Х.
При этом на поверхности прижимного бурта до 67 бандажей, термически упрочненных по известному способу, визуально наблюдались трещины глубиной до 1 мм и протяженностью до 200 мм (табл. 1). В результате этого данные бандажи забракованы.
На поверхности прижимного бурта бандажей (20 шт.), термически упрочненных по параметрам, превышающим граничные условия предлагаемого способа, визуально наблюдались трещины протяженностью до 200 мм (табл.2).
На поверхности прижимного бурта бандажей (60 шт.), термически упрочненных по предлагаемым способам„ трещины не выявлены при проведении специального магнитного контроля (табл. 3).
Формула и з обретения
Способ термической обработки железнодорожных бандажей, включающий нагрев до температуры аустенизации, охлаждение поверхности катания и боковых граней со скоростью 10-20 С/с, дифференцированное охлаждение внутренней поверхности до 300-350 С и последующий отпуск, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения выхода годного путем снижения трещинообразования при насадке бандажа на центр, охлаждение внутренней поверхности бандажа ведут со скоростью 30-40 С/с до 400-500 С, а затем со скоростью 1,5-2,5 С/с.
1328392
Таблица 1
Иеханические свойства
Временное соИнтервал
Относительное
Интервал
Скорость
Скорость охлаждения, С/с температур, С охлаждения, С/с температур, С сужение, 7 противление разрыва, ИПа
840
12
920
12
850
12
980
27,4 1
840
860-600 18 600-350 920
4 860-700 18 700-350 850
4 860-600 18 600-350 980 28
П р и м е ч а н и е. Из 80 шт. т/у бандажей на 5 образовались трещины после обжима бурта.
Таблица 2
Общая противенность
Механические свойства
Параметры термической обработки
Относительное емен нтервал емпераь ур, С трещины после обкнга, мм тивсукение
I ие эрыву
1060
80 га! 040
90
1гго г1
180
50э
1240 гоо
19 го"
600-400
600-400
600-200
600-200
3,5
850
50юю
50+
3,5
860
0 5
930
40
0 5
920
30
"Повышение короблення иэделий от 2-3 мм до 10»12 ю .
t1
Повьппение коробления изделий от 2-3 мм до 4-2 мм. .ее%
Увеличение продолвительностн процесса термической обработки одного иэделия на 12-13 мнн при ухудшении качества механических свойств.
Параметры термической обработки
860-700
860-600
860-700
860-600
860-700
850-300
850-300
850-300
850-300
850-600
850-600
850"600
850-600, 700-350
600-350
700-350
600-350
700-350 1328392
Т а б л и ц а 3
Параметры термической обработки
Механические свойства
Общая протяженность
СкоИнтервал температур, С
ОтносительИнтервал температур, С трещины после обжима, мм ное сужение, 70
30 850-400 1, 5 400-300
1100
30 850-400 1,5 400-300
1150
30 850-400 1, 5 400-300
40. 850-500 1, 5 500-300
40. 850-500 1,5 500-300
1100
1130
1160
1140
40
1080
30
1060
30
1070
30
850-500 2,5 500-300
1120
850-500 2,5 500-300
850-500 2,5 500-300
1140
1140
46
Составитель B.Êèòàéñêèé
Редактор С.Патрушева Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор В.Бутяга
Заказ 3455/30 Тираж 549 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4
Скорость охлаждения, С/с рость охлаждения, С/с
850-500 1,5 500-300
850-400 2,5 400-300
850-400 2,5 400-300
850-400 2,5 400-300
Временное сопротивление разрыву, MI1a



