Эвольвентная коническая зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических редукторах для передачи вращения в механизмах и машинах. Целью.изобретения является повьшение несущей способности и плавности работы путем обеспечения сопряженного зацепления. В эвольвентной конической зубчатой передаче, содержащей колеса 1,2, боковая поверхность зубьев определена уравнением dR RctgJ5-d 2, где R, - полярные координаты точки бокрвой поверхности зуба; ft - угол наклона линии зуба, и между активными поверхностями зубьев обеспечено линейное касание . 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 Г 16 Н 1/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4024925/25-28 (22) 17.02.86 (46) 07.06.88. Бюл. Ф 21 (71) Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт Министерства геологии СССР (72) M.К.Баранов (53) 62 1.833(088.8) (56) Часовников Л.Д. Передачи зацеплением. — М.: Машиностроение, 1969, с. 1О, (54) ЭВОЛЬВЕНТНАЯ КОНИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано
SU» 1401199 А1 в силовых и кинематических редукторах для передачи вращення в механизмах и машинах. Целью изобретения является повышение несущей способности и плавности работы путем обеспечения сопряженного зацепления. В эвольвентной конической зубчатой передаче, содержащей колеса 1,2, боковая по, верхность зубьев определена уравнением dR=Rctgf3 d 1, где R, g — полярные координаты точки бокрвой поверхности зуба; а — yro наклона линии зуба, и между активными поверхностями зубьев обеспечено линейное касание. 2 ил.
14О1199
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых и кинематических редукторах для передачи вращения в механиэ- 5 мах и машинах.
Целью изобретения является повышение несущей способности и плавности работы путем обеспечения сопряженного зацепления. 10
На фиг. 1 показана схема зацепления колес зубчатой конической передачи; на фиг. 2 — поле зацепления.
Эвольвентная коническая зубчатая передача содержит колеса 1 и 2, бо- 15 ковая поверхность зубьев колес 1 и 2 определена уравнениями
dR=R . ЕР dg, (1) где R, 1 - полярные координаты точки боковой поверхности зуба; 20
p — -, угол наклона линии зуба. д
12 57 « р z P (2) где, ъ — полярная угловая координата точки боковой по- 25 верхности зуба на входе и выходе иэ зацепления; с1 — угол основного конуса
j3 колеса;
Z — число зубьев колеса. 30
Ширина зубчатого венца определена до зависимости
Ъ= R ctgp dy, . (3)
Ур где Ь вЂ” ширина зубчатого венца;
6 23 Ед у =у +- ----- sin(P
/Ъ где Е r 1 — коэффициент осевого перекрытия.
Линия OE неподвижна относительно плоскости зацепления Q. Ее точки при", надлежат плоскости зацепления и эвольвентным поверхностям ОНЕ (колеса 1) и ОКЕ (колеса 2). Она является линией касания эвольвентных поверх- 45 ностей и их общей образующей. Образующие ОГ и ОМ основных конусов — линии касания плоскости зацепления и основных конусов.
Эвольвентные поверхности, которые пересекаются с плоскостью зацепления внутри контура ABCD являются активными поверхностями зубьев, а линии касания между ними — контактными линиями. Сколько пар зубьев одновременно находится в зацеплении, столько же линий контакта, внутри поля зацепления. Суммарная длина линий контакта — величина постоянная, Суммарная длина линий 3 и 4 равна суммарной длине линий 5 и 6, которая равна постоянной величине, равной линии АС, обозначенной штрихпунктирно.
Контур ABCD неподвижен относительно зубчатых колес, а линии контакта неподвижны относительно плоскости зацепления.
С помощью уравнения (1) строится кривая ОЕ. Соотношение между ь и определяется в зависимости от технологии производства. Например, для изготовления зубчатых колес с круговыми зубьями методом обкатки необходимо выполнить dy=dp, тогда RCsinp.
Если принять начальные условия R=O, р=-О, то
C=2r;
Ъ=2г(з1пр »„c-sing « );
1 y=2r(ly« c / мин ) р
ga= P aire р =Рмин
) =Vs in ср, 271 Ед у «- gp = — ---s in d
К1 где С вЂ” постоянная интегрирования;
r — радиус кривизны линии контакта;
Ъ вЂ” ширина зубчатого венца;
Р,,E — коэффициенты торцевого и осевого перекрытия; у, у — значения угла у в начале зацепления пары зубьев и в " конце; с р — угол осевого конуса; — угол поворота зубчатого ко леса;
Z — число зубьев колеса 1.
Наилучшие качественные показатели передачи достигаются при К> =Kg=2.
pöäH вычисляется в зависимости от у.
Для зубчатой передачи с круговыми зубьями r — величина постоянная, независящая от положения зубчатых колес.
При работе эволъвентной конической зубчатой передачи колеса i и 2 находятся в зацеплении и при вращении колес 1 и 2 плоскость Q зацепления вращается без проскальзывания относительно основных конусов, а линия
OE скользит по эвольвентным поверхностям, Когда вращаются зубчатые колеса 1 и 2 и плоскость Q зацепления, тогда линии контакта движутся внутри поля зацепления. Соотношение между дугой, АВ и шириной Ь зубчатого венца выполнено так, что внутри поля зацепления
1401199
Формула изобретения
Составитель M,Ëåâèíñêèé
Редактор О.Юрковецкая Техред М.Дидык Корректор С.Шекмар
Заказ 277б/34 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 всегда одно и то же число линий контакта. Если одна пара зубьев выходит иэ зацепления, то другая входит в зацепление.
Эвольвентная коническая зубчатая передача, содержащая колеса, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения несущей способности и плавности работы путем обеспечения сопряженного зацепления, боковая поверхность зубьев колес определена уравнениями
dR=R ct8Р /ь аЭ, 1 где R, у- полярные координаты точки боковой поверхности зуба; угол накпона линии зуба, 12 57
) ю э1пс", где щ, Jp — полярная угловая координата точки боковой по-верхности зуба на входе и выходе из зацепления;
d> — угол основного конуса ко-.
10 леса;
Z — число зубьев колеса, ширина зубчатого венца определена по ф зависимости
b = j R ctgp dp. где Ь вЂ” ширина зубчатого венца;
6 2S.Еа . р
=)" +- — — — — я п 1 ОР Z тр > где ) 1 — коэффициент осевого перекрытия.


