Система охлаждения электрических машин
№ 143882
Класс 21сР, 55о, СССР
С1- ИИОЗН,. я
ИТЕ0! r.oОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа М 92
А. Б Шапиро
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Заявлено 3 февраля 1960 г. за № 652999/24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» № 1 за 1962 г.
Предметом изобретения является система охлаждения электрических машин жидкостью, протекающей по аксиальным каналам.
Отличие предлагаемой системы от существующих заключается в том, что в каналы машины введены трубки из эластичного изоляционного материала с повышенной теплопроводностью, а пропускаемая через них жидкость находится под некоторым избыточным по отношению к окружающей среде давлением.
Такое выполнение системы позволяет надежно изолировать узлы машины от охлаждающей жидкости.
На фиг. 1 изображено размещение изоляционных трубок в каналах охлаждения; на фиг. 2 — то же, второй вариант.
В каналы пакета l1 активной стали электрической машины закладывается трубка 2 из эластичного изоляционного материала.
Это дает возможность охлаждать сталь водой, исключает замыкание листов электротехнической стали и устраняет газовые прослойки между трубками и сталью, так как при некотором избыточном давлении охлаждающей жидкости эластичные трубки вытеснят газ и плотно прилягут к стенкам каналов в стали.
Для того, чтобы гарантировать необходимое избыточное давление жидкости в трубках при проточной системе охлаждения со свободным сливом необходимо перед сливом пропустить охлаждающую жидкость через повышенное гидравлическое сопротивление, например суженный канал определенного сечения и длины.
Трубки могут применяться либо из резины с большим процентным содержанием теплопроводного наполнителя, либо из другого эластичного, относительно теплопроводного, изоляционного материала.
Для уменьшения теплового сопротивления изоляционная трубка должна йрименяться минимальной толщины. Такая трубка может оказаться недостаточно прочной и при резких и относительно больших уступах в сечении каналов трубка будет рваться на углах. Поэтому выводы трубок из пакетов стали осуществляются с помощью металлических трубок 8, вставленных в концы изоляционных трубок и герметично соединенных с ними. Соединение металлических и изоляционных трубок может быть достигнуто склеиванием, либо развальцовкой металлических. трубок в каналах пакета активной стали, или уплотнением, прижимающим изоляционные трубки к металлическим непосредственно уФорцов активной стали. В последнем варианте гайка 4, нажимая через;шайбу 5 на уплотняющее эластичное кольцо Ы, прижимает эластичную трубку 2 к металлической трубке 8.
Возможна такая конструкция узла уплотнения, при которой уплотняющее кольцо б находится в металлической обойме уплотнения 7 с диаметром центрального отверстия, равным диаметру канала в активной стали. При неконцентричности отверстия в нажимном кольце 8 к каналу в пакете 1 обойма 7 и кольцо б уплотнения центрируются трубками, что исключает возможно Tb продавливания изоляционных трубок.
Предмет изобретения
Си тема охлаждения электрических машин жидкостью, протекающей по аксиальным каналам в активной стали, отличающаяся тем, что, с цель1о изоляции узлов машины от охлаждающей жидкости, в указанные каналы введены трубки из эластичного изоляционного материала с повышенной теплопроводностью, а пропускаемая через них жидкость находится под некоторым избыточным по отношению к окружающей среде давлением.
<Риг.
lp
l ! аК
Составитель И. М. Дубинский
Редактор Л. Н. Гольдов Техред T. П. Курилко Корректор Н. А. Косаковскаа
Поди. к печ. 10.111-62 г. <1>ормат бум 0 108 /, Объем 0,18 изд. л.
Зак 1882 Тираж 900 Цена 4 коп.
ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6
Типография LIETH, Москва, Петровка, 14.

