Электрическая машина постоянного тока
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение удельной мощности путем улучшения условий охлаждения. Электрическая машина содержит корпус 1 с полюсами 2 и обмоткой возбуждения 3 и полый якорь 4 с обмоткой 5, подключенной к коллектору 6. Внутри якоря расположен неподвижный магнитопровод 7. Машина имеет встроенный вентилятор В, Якорь состоит из набора чередующихся медных 10 и ферромагнитных пластин. Благодаря тому, что между токопроводящими и магнитопроводящимIi пластинами якоря установлены дистанционные прокладки 12, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 3.п. ф-лы, 2 ил,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
72 А2 (19) (11) (М 4 Н 02 К 23 56
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Физ. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1239795 (2i) 4134405/24-О7 (22) 15. 10. 86 (46) 23.04.88. Бюл. ¹ 15 (75) А.А.Рогушкин (53) 621.313.713 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1239795, кл. Н 02 К 23/56, 1982. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения повышение удельной мощности путем улучшения условий охлаждения. Электрическая машина содержит корпус 1 с полюсами 2 и обмоткой возбуждения 3 и полый якорь 4 с обмоткой 5, подключенной к коллектору 6. Внутри якоря расположен неподвижный магнитопровод
7. Машина имеет встроенный вентилятор 8. Якорь состоит из набора чередующихся медных 10 и ферромагнитных гластин. Благодаря тому, что межлу токопроводящими и магнитопроводящими пластинами якоря установлены дистанционные прокладки 12, обеспечивается достижение поставленной цели, 1 з.п. ф-лы, 2 ил„
1390728
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструированию электрических машин постоянного тока малой и срецней мощности, и является усовершенствовачием электрической машины постоянного тока по авт.св. Ф 1239795.
Цель изобретения — повышение удельной мощности электрической машины путем улучшения условий охлаждения.
На фиг. 1 показаны отдельные якорные пластины одного из вариантов предложенной конструкции; на фиг.2 электрическая машина с якорными пластинами, снабженными дистанционными прокладками, продольный разрез.
Электрическая машина содержит корпус 1 с полюсами 2 и обмоткой 3 возбуждения и полый якорь 4 с обмоткой 5„ подключенной к коллектору 6, Внутри якоря расположен неподвижный магнитопровод 7. Электрическая машина имеет встроенный вентилятор 8, укрепленный на валу машины 9. Якорь состоит из набора чередующихся медных 10 и ферромагнитных пластин.
Медная пластина 10 имеет покрытие
11 из термостойкого, влагоустойчивого лака. Дистанционная прокладка выполнена в виде электроизоляционного жгута 12. Жгут, выполненный, например, из стекловолокна с подклейКой и пропиткой эпоксидными компаундами с наполнителем для обеспечения требуемой жесткости и прочности, навит по спирали на медную пластину с предварительно выбранным шагом, Шаг навивки и толщина жгута 12 вдоль пластины выбираются исходя из толщины и жесткости медной пластины.
Чем тоньше пластина, тем меньше шаг навивки и тоньше жгут и наоборот.
По торцам медной пластины для фиксации выводных концов изоляционный жгут навивается вкруговую. По длине пластины жгут выполнен с противоположным наклоном при переходе от одной боковой поверхности к другой.
Ферромагнитные пластины 13 имеют в этом случае только электроизоляционное лаковое покрытие 14. Предложенное расположение и форма дистанционных прокладок в виде непрерывного жгута являются наиболее рациональными и легко выполнимыми. Однако могут быть применены и другие формы дистанционных прокладок и способы их
Q0
55 установки, например в виде отдельных пластин, шайб ипи технологических выступов, выполненных на медных или ферромагнитных пластинах. Толщина жгута в тангенциальном направлении, также определяющая площадь вентиляционных каналов, выбирается исходя из возможного минимального уменьшения коэффициентов заполнения пакета якоря медью и сталью для каждого конкретного типа машины. Учитывая, что стандартные сорта изоляции типа:
ПЭТКСОТ, ПСДКТ и т.д. имеют при прямоугольном сечении шин толщину на одну сторону 0,22 — 0,26 мм, целесообразно толщину жгута выбирать в пределах 0,3 — 0,5 мм.
При работе машины воздушные потоки, нагнетаемые вентилятором 8, проходят как в аксиальном направлении по наружной и внутренней поверхности якоря 4, так и в радиальные каналы, образованные электроизоляционным жгутом 12 и боковыми поверхностями ферромагнитных 13 и медных 10 пластин.
Благодаря противоположным наклонам жгута 12 на боковых поверхностях медной пластины 10 воздушные потоки, проходящие внутри полого якоря 4, ответвляются в каналы, образующие тупой угол с направлением тока и практичес-. ки не проходят по каналам, образующим с направлением потока острый угол. Потоки воздуха проходят по этим каналам (показано сплошными стрелками на фиг.2) и соединяются с внешним аксиальным потоком. Воздушные потоки, проходящие по внешней поверхности якоря 4, ответвляются в каналы на противоположной стороне медной пластины (показано пунктирными линиями со стрелками на фиг.2) и соединяются с внутренним аксиальным потоком. Таким образом, съем тепла с боковых поверхностей медных пластин и примыкающих к ним боковых поверхностей ферромагнитных пластин производится различными потоками воздуха: с одной стороны — ответвлением внешнего, с другой — внутреннего аксиальных потоков, не смешивающихся в области радиальных каналов.
Поверхность охлаждения якоря при применении дистанционных прокладок увеличивается в 10 раз, однако, учитывая, что организация достаточно эффективных радиальных каналов охлаждения приводит к снижению коэффици1390728 личающаяс я тем, что, с целью повышения удельной мощности путем улучшения условий охлаждения, между токопровоцящими и магнитопроводящими пластинами якоря установлены дистанционные прокладки.
Формула и з о б р е т е н и я противоположным наклоном витков при переходе с одной боковой поверхности на другую.
Составитель В.Константинов
Техред А.Кравчук Корректор А.Обручар
Редактор С.Патрушева
Заказ 1778/52
Тираж 665 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ента заполнения якоря активными материалами, а также то, что от квадрата тока зависит и ряд других потерь, реальное увеличение электромагнит5 ных нагрузок составляет 20-40Х в зависимости от типоразмера машины.
Это позволяет повысить удельную мощность электрической машины, прямопропорциональную электромагнитным нагрузкам.
1. Электрическая машина постоянно- 15
ro тока по авт.св. № 1239795, о т—
2. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что дистанционные прокладки выполнены в виде электроизоляционных жгутов, навитых по спирали на токопроводящие пластины с


