Способ диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса и устройство для его осуществления

 

Изобретение позволяет расширить функциональные возможности и повысить производительность путем осуществления контроля плотности плунжерной пары при изменяю1чемся активном ходе плунжера в соответствии с гео-

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (S1I 4 F 02 М 65/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4062065/25-06 (22) 29 ° 04 .86 (46) 23.04.88. Бил. У !5 (71) Чувашский сельскохозяйственный институт (72) М.М.Кулаков (53) 621,436.038 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 773303, кл. F 02 М 65/00, !980. (54) CIIOCO! ДИА! ПОСТИКИ ПЛУПЖЕРИОЙ

ПАРЫ ТОПЛИВОВПР1!СКИВАЮ!!!ЕГО ПАСОСА И

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУ!ЦЕСТВЛЕПИЯ (57) Изобретение позволяет расширить функциональные возможности и повысить производительность путем осуществления контроля плотности плунжерной лары при изменявцемся активном ходе плунжера в соответствии с гео1 390426 метрическими характеристиками e} o отсечной кромки. Устройстно содержит корпус l, плунжерную пару 2, включающую в себя плунжер 3 с отсечной кромкой 4 и лысками 5, толкатель 9, механизм 10 }}еремещения плунжера 3, систему подводя топлива, включающую насос 11 с манометром 12 и лицию 13 отвода топлива с манометром )4, Толкатель имеет эталонную отсечную кромку

l5 в ниде боковой стенки винтового паза 16, выполненного на поверхности толкателя с направлением и углом захода, сонг}адающ}о} с таковь}М у отсечной кромки плунжера, и прорезь на торце толкателя. Прорезь подвижно охватывает лыски плунжера. На корпусе имеется шип,подвижно сопряженный с

Изобретение относится к двигателестроению, н частности к испытанию топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания, и может быть ис5 польэонано при диагностике плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса диэеля.

11елью изобретения является расп}ирение функциональных возможностей и

}}о}}}.}ше}}ие производительности, что достигяеФся путем осуществления контроля плотности плунжерной пары при изменяющемся;\KTHBHQM ходе плу}глера н соответствии с геометрическими харак» 15 теристиками его отсечной кромки.

Ня фиг.l представлена принципиаль ная конструктивная схема устройства для осуществления способа диагностики плунжерной пары; на фиг.2 - разрез А-Л на фиг.l; на фиг.3 — вид Б на фиг.1; на фиг.4 - развертка плунжера и голкятеля.

Устройство диагностики плуня<ерно}} пары топлиновпрыскивающего насоса, 25 осуществляющее предложенный способ, содержит корпус 1 с размещенной в нем

}}}}у}гжерной парой 2, включающей в себя плу}гжер 3 с отсечной кромкой 4 и ль}сками 5, установленный во втулке 6, с}}абженной наполнитедьнь}ми 7 и отсечн} }м}} 8 окнами, толкатель 9, механизм винтовым пазом. Устройство имеет измеритель расхода пара через зазор.

Топлино подают под давлением н надплунжерную полость при перекрытых плупжерных окнах втулки. Одновременно перемещают плунжер н осевом направлении относительно окон втулки и фиксируют расход топлива через зазор в плунжерной паре. Си}}хро}}}}о с осевым перемещением плунжер поворачивают вокруг его оси и обеспечивают перемещение отсечной кромки плунжера относительно отсечного окна втулки н соответствии с геометрическим законом изменения активногo хода плунжера ло углу его поворота, задаваемым отсечной кромкой плуижерной пары s}a}«

10 перемещения плунжера 3, систему подвода топлива, включающую насос ll с манометром 12 и линию 13 отвода топлива с манометром 14.

Толкатель 9 снабжен эталонной отсечной кромкой 15 н ниде боковой стенки BHHTQRoro паза 16, выпол} енного на поверхности толкателя 9 с направлением и углом захода, совпадающими с таковыми у отсечной кромки 4 плунжера 3, и прорезь 17 }}}} торце 18 толкятеля 9, подвижно охвать}нающую лыски 5 плунжера 3, а к рпус 1 снабжен }}}ипом 19, подвижно сопряженным с винтоным пазом 16.

Устройство снабжено измерителем

20 расхода топлива через зазор в диагностируемой плунжерной паре 2, выполненным в виде прецизионной плунжерной пары, включающей втулку 21 с подвижно установленным и ней плунжером 22, подплунжерная полость 23 которой связана с линией 13 отвода топлива от проверяемой пары 2, плунжер

22 нагружен заданным осевым усилием, например, при помощи груза 24, и связан с индикатором 25 перемещения, а в стенке втулки 21 выполнен продольнь}й расходный паз 26, перекрытый в исходном положении плунжером 22.

1390426

Со стороны подвода топлива проверяемая плунжерная пара 2 герметизирована при помощи заглушки 27, служащей также штуцером подвода топлива от насоса 11 и в качестве уплотнительного

5 элемента полости 28 для сбора утечек топлива по наполнительным 7 и отсечным 8 окнам втулки 6. Иаполнительное окно 7 проверяемой пары 2, не участ-,10 вующее в процессе подвода топлива, при проверке закрыто заглушкой 29, а полость 28 связана с линией 13 отвода топлива.

Торцовая часть толкателя 9, контактирующая с плунжером 3, конструктивно выполнена сборной в виде головки 30, соосно прикрепленной к толкателю 9 при помощи винта 31 в которой выполнена прорезь 17, охватываю- 20 щая лыски 5 плунжера 3. Толкатель 9 снабжен воротком 32 и градусным лимбом 33 со стрелкой 34. По оси толкателя 9 установлен микрометрический винт 35 с головкой 36, служащий для 25 выставления исходного положения плунжера 3 относительно окон 7 и 8 втулки 6 проверяемой пары 2. Толкатель 9 установлен в суппорте 37, связанном с винтом 38 и подвижно размещенном на 30 направляющей 39. Силовое замыкание плунжера 3 с микрометрическим винтом

35 осуществляется пружиной 40 с тарелкой 41 Втулка 6 фиксируется в корпусе 1 штифтом 42.

Измеритель 20 расхода топлива

35 снабжен редукционным клапаном 43, связанным с одной стороны с подплунжерной полостью 23, а с другой стороны — со сливом. Подъем плунжера 22 ограничен регулируемым упором 44. Ширина расходного паза 26 в стенке втулки 21 составляет 0 05-0,1 мм.

На развертке плунжера (фиг.4 показана проекция 45 отсечного окна 8 проверяемой плунжерной пары 2 на поверхность плунжера 3 при его перемещении, заданном движением толкателя

9, и траектория 46 (пунктир) движения проекции 45 — по поверхности плунже50 ра 3, а также нанесены следы 47 износа поверхности плунжера 3 выше отсечной кромки 4. Величина r показывает лэ угол наклона эталонной отсечной кромки, а h — расстояние от центра проек— ции 45 до края отсечной кромки 4.

Способ диагностики плунжерной пары заключается в том, что подают топливо под давлением в надплунжерную полость плунжерной пары 2 при перекрытых плунжером 3 окнах 7 и 8 втулки 6 и фиксируют расход топлива через зазор в плунжерной паре 2. При этом синхронно с осевым перемещением плунжера 3 поворачивают вокруг своей оси и обеспечивают перемещение отсечной кромки 4 плунжера 3 относительно отсечногo окна 8 втулки 6 в соответствии с геометрическим законом изменения активного хода плунжера 13 по углу его поворота, задаваемым эталонной отсечной кромкой 15 плунжерной пары данного типа.

Способ осуществляется следующим образом.

Сначала настраивают все механизмы устройства по эталону на размер Н (фиг.l), которьл, например, может соответствовать моменту совпадения отсечной кромки 4 плунжера 3 с кромкой отсечного окна 8 втулки 6. Размер H нужен только для предварительной установки плунжера 3 с целью правильного выбора участка паза 16.

Устанавливают в корпус 1 диагностируемую плунжерную чару 2, перемещают толкатель 9 вместе с суппортом 37 по направляющей 39 и вводят лыски 5 плунт.ера 3 в прорезь 17 головки 30.

Герметизируют наполнительное окно 7 во втулке 6 заглушкой 29.

Подают насосом 11 топливо в надплун><ерную полость проверяемой пары

2 и поднимают давление до регламентированного уровня. Топливо поступает в плунжерную пару 2 и через зазор перетекает в отсечное окно 8 втулки 6 и далее в полость 28, откуда по линии 13 отвода топлива оно поступает в измеритель 20 расхода, накапливаясь в подплунжерной полости 23, давление в которой контролируется по манометру 14. После достижения давления требуемой величины плунжер 22, преодолевая силу тяжести груза 24, перемещается вверх, что фиксируют по индикатору 25, при этом открывается часть расходного паза 26 и сила тяжести груза 24 автоматически уравновешивается уменьшающейся силой давления топлива.

После стабилизации истечения топлива через расходный паз 26 фиксируют показание индикатора 25 в качестве исходного и приступают к проверке состояния отсечной кромки 4 плунже1390426 ра 3. Для этого поворачивают за вороток 32 толкатель 9 в нужном направ ленин, например по часовой стрелке (фиг.1), и фиксируют показания индикатора 25 в зависимости от угла ноно" рота, определяемого при помощи градусного лимба 33 и стрелки 34.

Движение плунжера 3 проверяемой пары 2 задано законом перемещения толкателя 9, поэтому проекция 45 отсечного окна 8 перемещается на поверхности плунжера 3 параллельно эталонной отсечной кромке 1 винтового паза !6 (фиг.4). При изменении угла например, вследствие погрешности

0 У йзготовления отсечной кромки 4, величина h в зависимости от угла поворота меняется, что приводит к соответствующему изменению расхода топлива 20 через паз 26 и показаний индикатора

25. 1!апример, при увеличении угла !! ., величина h для данного угла поворота уменьшается, расход через паз 26 увеличивается, а показания индикатора 25

25 возрастают. Аналогично действует повышенный износ 47 (фиг.4) на отсечной кромке 4 плунжера 3. Зависимость показаний индикатора 25 от угла поворота толкателя 9 представляет собой 3Q профилограмму состояния отсечной кромки плунжера проверяемой плунжерной пары.

Для проверки состояния торца плунжера 3 устанавливают заглушку 29 на отсечное окно 8, а к паполнительному окну 7 присоединяют линию 13 отвода топлива. С помощью суппорта 37 и микрометрического винта 35 перекрывают плунжером 3 наполнительное окно 7 во 4Q втулке 6 на некоторую регламентированную величину, подают в плунжерную пару 2 топливо от насоса 1! и фиксируют показание индикатора 25 в качестве исходного, Вывинчивают винт 45

3l, разъединяя связь головки 30 с толкателем 9. Далее поворачивают головку 30 вокруг своей оси и фиксируют для каждого угла поворота показания индикатора 25. Получаемая круго» вая диаграмма,показаний индикатора

25 характеризует состояние кромки торца плунжера 3 проверяемой плунжер ной пары.

Таким образом, предложенное иэоб» ретение позволяет расширить функцио» нальные воэможности диагностики плун» жерной пары в результате проверки технического состояния торца и отсечной кромки плунжера на всем ее рабочем участке, а также в 2-3 раза повысить производительность диагностики вследствие непрерывного контроля плунжерной пары без перестановок.

Формула изобретения

1. Способ диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса, включающей плунжер с отсечной кромкой и лысками, подвижно установленный во втулке, снабженной наполнительными и отсечными окнами, заключающийся в том, что подают топливо под давлением в надплунжерную полость при перекрытых плунжерах окнах втулки, одновременно перемещают плунжер в осевом направлении относительно окон втулки и фиксируют расход топлива через зазор в плунжерной паре, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возмож» ностей и повышения производительности,синхронно с осевым перемещением плунжер поворачивают вокруг своей оси и обеспечивают перемещение отсечной кромки плунжера относительно отсечного окна втулки в соответствии с геометрическим законом изменения активного хода плунжера по углу его поворота, задаваемым эталонной отсечной кромкой плунжерной пары данного типа.

2. Устройство для диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса, содержащее корпус с размещенной в нем плунжерной парой, толкатель, механизм перемещения плунжера, систему подвода топлива, включающую насос с манометром и линию отвода топлива, о тличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения производительности, толкатель снабжен эталонной отсечной кромкой в виде боковой стенки винтового паза, выполненного на поверхности толкателя с направлением и углом захода, совпадающими с таковыми у отсечной кромки плунжера, и прорезью на торце толкателя, подвижно охватывающей лыски плунжера, а корпус снабжен шипом, подвижно сопряженным с винтовым пазом.

3; Устройство по п.2, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабже) 3904 26 плунжер нагружен заданным осевым усилием и связан с индикатором переме4-д

ОидБ

--26

17

yg

9 фиг. Ф

Составитель П.Покровский

Редактор Г.Волкова Техред М.Дидык

Корректор А.Зимокосов

Заказ )752/37 Тираж 505 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 но измерителем расхода топлива через зазор, выполненным в виде прецизионной плунжерной пары, подплупжерная полость которой связана с линией от5 вода топлива от проверяемой пары, щения, а в стенке втулки выполнен продольный расходный паэ, перекрытый в исходном положении плунжером.

Способ диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса и устройство для его осуществления Способ диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса и устройство для его осуществления Способ диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса и устройство для его осуществления Способ диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса и устройство для его осуществления Способ диагностики плунжерной пары топливовпрыскивающего насоса и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет ускорить испытания и повысить достоверность результатов путем целенаправленного изменения в оптимизированных пределах давления затяжки иглы форсунки с учетом величины максимального давления сгордния в дизеле

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить достоверность испытания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам подготовки топлива к сгоранию в двигателе

Изобретение относится к области испытания электрогидравдических устройств и может найти применение при изготовлении и разработке указанных устройств

Изобретение относится к клапанам управления потоком жидкости, в частности к топливным инжекторам для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к испытаниям топливной аппаратуры

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для термических испытаний распылителей форсунок дизелей

Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в ремонтном деле при обкатке новых или отремонтированных насосов высокого давления дизеля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству стендов испытания топливной дизельной аппаратуры

Изобретение относится к машиностроительной отрасли, в частности к производству регулировки дизельной топливной аппаратуры
Наверх