Гидромеханическая передача транспортного средства
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Цель изобретения - повышение топливной экономичности автомобиля при упрощении конструкции фрикционной муфты и системы ее управления. Передача состоит из гидротрансформатора 1, турбинного колеса 2, насосного колеса 3, нормально замкнутого сцепления 4, сдвоенной фрикционной муфты 5, состоящей из нормально разомкнутого 6 и нормально замкнутого 7 сцеплений и безразрывной коробки передач 8. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1384427 (51)4 В 60 К 17/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCROMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф 213 5 0 7 8
Фие.!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4032756/27-11 (22) 07.03.86 (46) 30.03.88. Вюл. Р 12 (71) Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачева (72) А.M.Ñàðèáàí, В.М,Стародубцев, А.А.М.Перейра, Н.M.Íèêîíîâ и В.И.Соколовский (53) 629.!13-582.2(088.8) (56) Патент Франции 11 - 1518741, кл. В 60 К, 1968. (54) ПЩРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Цель изобретения — повышение топливной экономичности автомобиля при упрощении конструкции фрикционной муфты и системы ее управления. Передача состоит из гидротрансформатора 1, турбинного колеса 2, насосного колеса
3, нормально замкнутого сцепления 4, сдвоенной фрикционной муфты 5, состоящей из нормально разомкнутого 6 и нормально замкнутого 7 сцеплений и безразрывной коробки передач 8.
2 ил.
1384427
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин.
Цель издбретения — повышение топливной экономичности автомобиля при упрощении конструкции фрикционной муфты и системы ее управления. fO
На фиг.l показана гидромеханическая передача (ГМП); на фиг.2 — сдвоенная фрикционная муфта.
Гидромеханическая передача состоит из гидротрансформатора (ГТ) 1, турбинное колесо 2 которого сьязано с корпусом насосного колеса 3 через нормально замкнутое сцепление 4, сдвоенной фрикционной муфты 5, состоящей из нормально разомкнутого 6 2О и нормально замкнутого 7 сцеплений и безразрывной коробки передач (КП) 8.
Сдвоенная фрикционная муфта представлена в одном из возможных конструктивных исполнений. Муфта состоит 25 из связанного с турбинным валом 9 полукорпуса 10 с радиальными пазами
ll, нажимного элемента (поршня нли диафрагмы) 12, полукорпуса 13 с ра-, диальными пазами 14, зажатого между 30 полукорпусами 10 н 13 упорного диска
15, нажимных дисков 16 и 17, входящих своими шипами в радиальные пазы
ll н 14 полукорпусон 10 и 13 соответственно, упругого элемента 18, расположенного между полукорпусом 13 и нажимным диском 17, упорных пальцев 19, передающих осевые усилия и перемещения между нажимными дисками 16 и 17, ведомых дисков 20 и 21 нормально ра-. 40 зомкнутого и нормально замкнутого сцеплений.6 и 7 (фиг.l), соответственно связанных с двумя входными валами 22 и 23 безразрывной КП 8.
Передача работает следующим образом.
Для запуска неработающего двигателя стартером необходимо установить в нейтральное положение зубчатую муфту
I-IXX передач в KII 8 (фиг.l), после
5Î чего осуществлять запуск двигателя.
Для запуска двигателя буксировкой автомобиля устанавливается I или III передача в КП 8, крутящий момент от колес передается через КП на входной
55 вал 23 нормально замкнутого сцепления 7 и через ведомый диск 21 на полукорпус 13, жестко связанный с полу- корпусом 10 и упорным диском 15, далее на турбинный вал 9 и через нормальное замкнутое сцепление 4 блокировки на корпус насосного колеса 3 и, следовательно, на коленчатый вал двигателя.
После запуска двигателя начинает работать подпиточный насос, обеспечивающий работу гидросистем ГМП, и передача готова к работе ° Трогание автомобиля с места осуществляют на включенной в КП 8 Т передаче через нормально замкнутое сцепление 7, при этом рабочим давлением подпитки гидротрансформатора 1 выключается нормально замкнутое сцепление 4 и трогание осуществляется на разблокированном ГТ. Блокировка и разблокировка
ГТ осуществляется соответственно снижением и повышением давлений подпитки
Для переключения ступеней при разгоне необходимо другую зубчатую муфту установить в оложение II передачи, связав выходной вал КП 8 с входным валом 22, соединенным с ведомым диском 20 нормально разомкнутого сцепления 6, после чего подать давление под нажимной элемент 1 2, который, перемещаясь, зажимает ведомый диск 20 между упорным диском .)5 и нажимным диском 16, перемещающимся по радиальным пазам 11 полукорпуса 10, соединенного с турбинным валом 9. Перемещаясь под действием нажимного элемента 12, нажимной диск 16 через упорные пальцы 19, установленные в пазах 11 и 14 полукорпусов !О и 13 между шипами нажимных дисков 16 и 17, отжимает упорный диск 17, преодоле вая усилие упругого элемента 18 и освобождая ведомый диск 21 нормально замкнутого сцепления 7 (т.е. замыкание сцепления 6 вызывает выключение сцепления 7). Таким образом зубчатая муфта I-III передач освобождается и может быть переведена в положение
III передачи на свободный диск 21 выключенного сцепления 7. При снятии давления из-под нажимного элемента
12 упругий элемент 18 зажимает ведомый диск 21 между упорным диском 15 и нажимным диском 17, освобождая одновременно ведомый диск 20 путем отжима нажимного диска 16 через упорные пальцы 19. Таким образом производят включение IXI ступени в КП 8 и т.д. Каждое переключение ступеней (подача или снятие давления из-под! 384427
f6!1!Ю Я 1Óf7
Oh . 2
Составитель С.Белоусько
Ф.
Техред Л.Олийнык Корректор А Зимокосов
Редактор M.Ïåòðîaà
Заказ lllO/11
Тираж 558 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-25, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г ° Ужгород, ул. Проектная, 4 нажимного элемента 12) служит сигналом к разблокировке ГТ 1 (подаче давления подпитки). Последующая блокировка может осуществляться по двум параметрам или по реле времени.
При выходе из строя гидросистемы транспортное средство не теряет подвижности, т.е. двигатель остается соединенным с колесами íà I или III пе- !О редаче через нормально замкнутое сцепление 7 и нормально замкнутое сцепление 4 блокировки ГТ 1. формула и з о б р е т е н и я !
Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, турбина которого соединена с корпусом фрикционной муфты, состоящей из нормально замкнутого и нормально разомкнутого сцеплений, связанных с двумя входными валами ко" робки передач, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью повышения топливной экономичности автомобиля при упрощении конструкции фрикционной муфты и системы ее управления, передача снабжена нормально замкнутым сцеплением блокировки гидротрансформатора, управляемым давлением подпитки последнего, а фрикционная муфта снабжена одной общей подпоршневой управляющей полостью, упругим элементом и установленными между ними упорными пальцами.


