Способ уменьшения остаточного момента на баллере руля
СО)ОЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
Ai (19) (11) 151) 1 В 63 Н ?5/08
jar
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
i JlrS„i
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3994546/40-11 (22) 22. 12. 85 (46) ?3.03.88. Бил.М 11 (72) А.И.Немзер и Р.Я.Перщиц (53) 629.12.014.67(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1096167, кл. В 63 Н 25/08, 24.12.82. (54) СПОСОБ УМЕHhliKHH)1 ОСТАТОЧНОГО
МОМЕНТА НА БАЛЛЕРЕ РУЛЯ (57) Изобретение относится к судостроении и может быть использовано при проектиронании многональных судов с рулями, расположенными за бортовыми гребными винтами, при наличии раздельных рулевых приводов.
Цель изобретения — поныщение моторесурса рулевой мащины. При смещении руля 1 относительно струи гребного винта 2 на неперелокенном руле 1 возникает сила 3, момент 4 которой относительно баллера 5 при смещении руля налево относительно оси гребного винта 2 направлен против часовой стрелки, если смотреть сверху, а при смещении руля направо — по часовой, Направление действия момента 4 эквивалентно перекладке руля на малый угол на правый борт при его смещении налево и перекладке на леный борт при смещении направо. В связи с этим для компенсапии возникающего момента необходимо развернуть руль в первом случае на левый борт, а но втором на правый, поскольку обусловленная поворотом руля сила б относительно баллера 5 создает момент 7, противоположный по знаку моменту 4. I ил.
1302742
Составитель А.Строкон
Редактор К.Петран Техред М.Дидык Уорректnр M,Максимииин ".
Заказ 1?57!17
Тираж .396 Подписное
ВНИИПИ Государственног.l комитет» ССCP по делам изобретен.-.й и открытий
)1 ПИ5 Москва, Ж-:3э Раушская наб,, д.4/5
Производ -твенн, -пол уираАическое пре, приятие, г.Ужгород, . i.Проектная,4
Изобретение относится к судостроении и может бнт» использовано при проектировании многовальннх судов с рулями, расположенными за бортовыми гребными винтами, при наличии раздельных рулевых приводов.
Цель изобретения — Iloâûèeíèå моторесурса рулевой малинн.
На чертеже схематично показано расположение рулей, смеценннх относительно струй гребных винтов и развернутых на правый и левый борта.
11ри смещении руля 1. относительно струи грибного винта ? гидродинамическое взаимодействие руля и гребного винта таково, что на непереложенном руле 1 возникает сила З,приложеH ная посредине хорды, момент 4 которой относительно баплера 5 при смещении руля налево относительно оси гребного винта 2 направлен против часовой стрелки, если смотреть сверху, при смещении руля направо — по часовой.
Для балансирннх рулей как подвесных, так и полуподвесннх направление действия момента 4 эквивалентно перекладке руля на м, знй угол на правый бор при ;.го смещении налево и перекладк е:га лет.нй борт — п1:и смецешш направ", В связи с этим для компенсации во: никщего момента необходимо развернуть руль -.3 -.ервом случае на левый бор"., а но втором -. на правый, поскольку обусловленная поворотoM руля сила относительно баллера созд ет момент 7, противоположный по значк у молleHTv 4, P. ал»но диапазон изменения угла ра з вор; -,а ручя не,должен превг, ходить 5-,", поскг ii ку при болычих:глах увеличигается его сопротив;ение, чтс отрицател»но сказывается на ходкости судп. 13 указанном диапазоне сопротивление руля меняется пренебрежительно мало. Возникающая на развернутом руле боковая сила, являвщаяся суммой сил 3 и 6, не сказывается отрицательно на управляемости судна, поскольку на рулях разных бортов она имеет противоположные знаки и взаимно уравновещивается.
Таким образом, рассмотрение влияния поПеречного смещения бортового руля относительно двикителя на гидродинамический момент относительно баллера позволяет установить, что для руля, расположенного за гребным винтом и смещенного к борту от винта, уменьщение остаточного момента достигается установкой рулеи с начальным углом разворота задними кромками к борту;
2п для руля, смещенного к диаметральной плоскости относительно оси движителя, умен»ление остаточного момента произойдет при началыьом угле разворота задними кромками к диаметральной
25 плоскости.
Формула изобретения
Способ уменьиения остаточного
3Q MoMe . òà на беллере пуля, расположенного за бортовым гребным винтом, вклвчавщий в себя испытание самоходной модели, п1 и котором измеряют гидродннамические характеристики и выбиравт оптимальное их значение, по которому определяют оптимальный режим работы рулевого ус тройства натурного судна, о т п и ч а ю щ и й— с я тем, что, с цель > повышения
40 моторесурса рулевой ма чины, изменяют угол перек.чалки руля, замеряют соответствуищие моменты, действующие на баллер руля, и внбираит оптимальный угол начальной установки по минимуму остаточного момента.

