Мотор-колесо транспортного средства
Изобретение относится к транспортному манжностроению. Цель изобретения 11овын1ение надежности работы оутем обеспечения последовательного включения | идроцилиндра и гидромотора. Мотор-колесо включает гидромотор 1, вал которого соединен с нолвижной относительно него полуосью 2, а в планетарном редукторе водило 3 жестко соединено со ступицей колеса и выполнено с охватывающей зубчатой по,пумуфтой 5. коронная Н1естерня жестко соединена с рамой транспортного средства, солнечная П1естерня 7 жестко соединена с подвижной полуосью. Подвижная часть гидроцилиндра посредством рычага 10 соединена с подвижной полуосью 2. Насосная станция служит для подачи рабочей среды к гидромотору и к гидроцилиндру. Гидромотор 1 и гидроцилиндр 9 параллельно подключены к насосу 13. При эт.ом днаметр D поршня гидроцилиндра для преодоления сил трения между зубьями сонрягаемого зубчатого контура выбирается из условия 2ql/jr R D 2q/r Rt, где q - рабочий объем гидромотора; R - радиус начальной окружности солнечной шестерни планетарного редуктора; f - коэффициент трения между зубьямн сопрягаемы.х зубчаты.х контуров. З ил. s (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU, 1379139
А1 (50 4 В 60 К 7 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 4 126915! 27- 1 1 (22) 07.07.86 (46) 07.03.88. Бюл, N 9 (75) И. Ф. Заричный, Г. И, и Я. С. Пиндус (53) 629.113(088.8) (56) Беркман И. Л, и др. одноков шовые строител ьн ые
М.: Высшая школа, 1981, с. рис. 207, 224.
Паренчик
Универсальные экскаваторы
196, 197, с. 209, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54) МОТОР-КОЛЕСО TPAHC(t()ITH()I ()
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. 11ель изобретения повышение надежности работы путем обеспечения последовательного включения гидроцилиндра и гидромотора. Мотор-колесо вк»ючае1 гидромотор 1, вал которого соединен с подвижной относительно него полуосью 2, а в планетарном редукторе водило 3 жестко соединено со ступицей колеса и выполнено с охватываюгцей зубчатой полумуфтой 5, коронная шестерня жестко соединена с рамой транспортного средства, солнечная шестерня 7 жестко соединена с подвижной полуосью. Подвижная часть гидроцилиндра посредством рычага 10 соединена с подвижной полуocblo 2. Насосная станция служит для подачи рабочей среды к гидромотору и к гидроцилиндру. Гидромотор 1 и гидроцилиндр 9 параллельно подключены к насосх 1,3. При этом диаметр 0 поршня гидроцилиндра для преодоления снл трения между зубьями сопрягаемого зубчатого контура выбирается из условия
2г)1, v R(D (2q) 7 Ri, где q — рабочий объем гидромотора; R радиус начальной окружности солнечной шестерни планетарного редх ктора; 1 -- коэффициент трения между зубьями сопрягаемых зубчатых контуров., 3 пл.!
379139
Изобретение относится к транспортным средствам и касается привода их ведущих колес с помощью расположенных в них гидродвигателей.
Цель изобретения повышение надежности работы путем обеспечения последовательного включения гидроцилиндра и гидромотора.
На фиг. 1 изображено мотор-колесо транспортного средства; на фиг. 2 схема усилий, возникающих при переключении передач в случае несовпадения зубьев сопрягаемых зубчатых контуров; на фиг. 3 — схема усилий, возникающих при переключении передач после ввода зубьев в зацепление.
Мотор-колесо содержит гидромотор 1, вал которого соединен с подвижной относительчо него полуосью 2. В планетарном редукторе водило 3 жестко соединено со ступицей 4 колеса транспортного средства и выполнено с охватывающей зубчатой полумуфгой 5, коронная шестерня 6 жестко соединена с рамой транспортного средства, а
«)ëíånnàÿ шестерня 7 жестко соединена с
)п)днижной полуосью 2. Шток 8 гидроци, пн <ря 9 переключения передач посредством
; ы (;>га !0 соединен с возможностью вращешя ьч>круг нее с подвижной полуосью 2. (ндромотор 1 и гидроцилиндр 9 парал."(л l)JI(! подключены соответственно через !
>я< прсдслители 11 и 12 к насосу 13,, сиял<стр D поршня гидроцилиндра 9 ны(>p;>n из условия его зависимости от рабо < го ()() ьема гидромотора lg, радиуса начаnb> ои окружности зубьев солнечной шестерни
/(> коэффициента трения / между зубьял)и сопрягаемых зубчатых контуров и принят равным, например, половине из указанных соотношений.
Мотор-колесо транспортного сред<.тня работает следующим образом.
При одновременном включении золотников распределителей 11 и 2 усилие на прокручивание нала гидромотора I больше усилия, необходимого для перемещения штока 8 гиlpol
== Р— (Р давление н гидроцилиндре 9); D диаметр поршня гидроцилиндра 9; F окружная сила, развиваемая гидромотором для понорота солнечной Ills ñòñ рни 7, Р. д
2л/Г
40 где Р давление н гидромоторе 1
Ил<нем:
/ Р . zeal)
77! Р (2)
Так как при параллельном подключении гидромотора 1 и гидроцилиндра 9 к одномл насосл 13
P>=P, (3!
50 то неравенство (2) принимает вид:
) или D( О, 2 л 4 /л /с (4) 55 После поворота вала гидромотора 1 до совпадения сопрягаемых зубчатых контуров в момент, когда усилие для перемещения штока 8 гидроцилиндра 9 становится дальнейшее перемещение штока 8 гидроцилиндра 9 до полного включения передачи.
Выбранный диаметр поршня гидроцилиндра 9 позволяет преодолеть силу трения между зубьями, прижатыми друг к другу крутящим моментом гидромотора 1, при их перемещении относительно друг друга (нижний предел значения диаметра поршня н предлагаемом неравенстве). Кроме того, нал гидромотора 1 при его повороте преодолевает силу трения между торцами зубьев, прижатых друг к другу усилием гидроцилиндра 9 (верхний предел значения диаметра поршня гидроцилиндра). Как выбранный в качестве примера диаметр, так и любое другое значение диаметра поршня гидроцилиндра 9, ныбранное в указанном диапазоне, позволяет преодолевать обе эти силы трения.
Лля осугцествления поворота вала гидромотора 1 в момент, когда усилие для этого
20 действия меньше усилия для перемещения пггока 8 гидроцилиндра 9 (после упора зубьев перемещаемой солнечной шестерни 7 н зубья зубчатой полумуфты 5), необходимо преодолеть силу трения между этими злбьями (фиг. 2). Это возможно при л!словии
137913с) Р ) Ftt
Формула изобретения
15 — =".> — ь (г )- < -+ —.
Льг(> Л г>С/ гле D /
R г и
<г><)г . (,неT Iíèò<иь (, (т<ь)<)у< ьк<) 1 t I:)кт))р 1(Тупиц;I Техред И. (Зер< Kt>()(>< st<)() > 11.>ьпн викин тt>;) I >t T)I();tw 558 ((t) tèи) н )е (З((1! И(1И Гtlt >и<прети«ног<) кнчитетн (.(:(.Р п<) .>е.II)ч и t<)f>()t ) < ний и ))< рытии
1(:я)ав, М))екнн, Ж -35, Рн> п>ек I>t í It>, л 1 5 (((>t>II «I<»<тн< нн<)-п<>.t>tt (>a<))tt <еек<к пр< тпринтие, t Х ик«)р<)л, >,I (1р<к л ttt;I)t. 1 меныпе усилия для поворота вала гидромотора, продолжается перемегцение штока 8 с одновременной остановкой гилромотора
Однако вследствие неизбежной инерционности гидромотор прижимает сопряга«чые зубья боковыми поверхностями друг к дрхгу.
Поэтому для осуществления перемещения штока 8 необходимо преодолеть силу трения между зубьями (фиг. 3) )To возможно при условии
Ю ( где F t сила трения межлу 6оковыми ltoверхностями зубьев, F)I = f ° )= Рл. Ч
2$ ((С учетом (3) имеем
Объединяя (4) или (5) в о6(цее неравенСТВО, ПРИХОДИМ К ПРЕДЛаГаЕVI(>H ЗаВИСПЧОСтИ;
Найденная зависимость между диаметром D поршня гидроцилиндра 9, объемом <г 25 гидрочотора 1, коэффициентом трения (в зубчатом зацеплении и радиусом R начальной окружности зу6ьев солнечной шестерни 7 позволяет определить такой интервал значений диаметра D поршня гидроцилиндра 9, любой из которых при параллельном ш>лключении гидромотора 1 и гидроцилиндра 9 к одному насосу 13 позволяет прес>лолеть как силу тр HHH между торцами зубьеt) при повороте вала ги.(ромотора и <>становленном штоке 8 ги.(роцилипдра, так и сил> трения между боковыми пс>нерхностями 35 зубьев при перемеlll(нии IIITHK;I 8 и останс>вленном гидромоторе I.
В случае. если величина лиаметра D выходит за пре;1елы найденного интервал;1 (. Го зн а чсн и й, нс of)(«п(чи в а с тся tt tt.t(K на я 40 ра6ота мотор-колсса. так как ll()H D(4 - развиваемое гидроцилиндром !) хси7i2R лие не может преодолеTt силу ) рения меж.гх
6оковы ми ItoB«()xHo«тя ми зубьев, а при
L) - 7 — 2 — развиваемо«гилрочотором 1 окружная сила не может преололеть силх трения между торцами зубьев сопрягаемых зубчатых контуров при их упоре друг в лруга.
Таким образом, при параллельноч по 1клк>чении гидромотора 1 и гидроцилиндра !1 к одному насосу )3 только предлагаемая зависимость (6) позволяет о6еспечить tl;I лежную работу мотор-колеса тран It<)))T)lol <> средства.
Мотор-колесо транспортного сре 1«TH;I. <и>лержащее гилромотор привода планета()>п>го редуктора, коронная шестерня которого жестко связана с рамой транспортного средства, солнечная шестерня жестко связана с полвижно установленной и связанной с в;)лом гидромотора полуосью, а водило с<>(лин«ll<> < о ступицей колеса и выполнено «:<убч;) >< Р полумуфтой с внутренним венцом. I п.11>(>IIHлиндр, подвижная часть которого рычагом соединена с указанной полуосbK>, для ll(1)( мещения солнечной шестерни в зацеплеIIH(« зубчатой полумуфтой, насосный блок «р«версивными гидрораспрелелителями,1.IH и<)
1ачи жидкости к гилромоторх и ги 11)ollHЛИНЛРУ, ИМЕК)ЩИЙ НаСОС, Ol .It(<Сг>С>г((«ган тЕМ, что, с цельк) повышения нале кно TH путем обеспечения последовательного вклк>чения гидроцилиндра и гилрочотора, гилромотор и гилроцилинлр подключены через упомянутые гилрораспределители к насосу параллельно, при этом диачетр поршня гилроцилиндра определяется из следуK)lll(. го выражения; диаметр порп>ня гидроцилиндра; рабочий объем гидромотора; радиус начальной окрх ж ности зх6ьев солнечной (пестерни; коэффициенз трения чежлу лубьями
«О(> ря (11(ч ь> х зч6) I(ITt)lx контх 1)oB,


