Мотор-колесо автомобиля

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям мотор-колес самосвалов большой и очень большой грузоподъемности . Цель изобретения - повышение эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при снижении габаритов мотор-колеса. Мотор-колесо состоит из электродвигаI СУ) W со о со о ю сн fui.l

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)4 В 60 К 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К flATEHTV

О

29

fa

13

Fi

t цию

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3597259/27-11 (22) 27.05.83 (46) 07.04.87. Бюл. М 13 (71) Централа Индустриала Пентру

Аутовехикуле де Транспорт (КО) (72) Теодор Ионицэ, Чиприан Олтеану, Еуджению Никулеску, Иоан Некита и Адриан Новак (RO) (53) 629.113-585.3(088.8) (56) Авторское свидетельствоСССР

N - 335125, кл. В 60 К 7/00, 1969.

„.Я0„„1 03021 А3 (54) МОТОР-КОЛЕСО АВТОМОБИЛЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям мотор-колес самосвалов большой и очень большой грузоподъемности. Цель изобретения — повышение эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при снижении габаритов мотор-колеса. Мотор-колесо состоит из электродвига1 Ю3!)21

25 теля 1, связанного через двой))ой планетарный редуктор 2 со ступицей

4 колеса 3. В мотор-колесе для до— стижения повышенной надежности путем увеличения точности монтажа редукИзобретение относится к конструкциям мотор-колес для автомобилей с электрической или дизельно-электрической трансмиссией и особенно для самосвалов большой или очень большой 5 грузоподъемности.

Цель изобретения — повышение эффективности одновременной вентиляции электродвигателя и тормоза при снижении габаритов мотор-колеса.

На фиг. l показано мотор-колесо, продольное сечение; на фиг.2 — сечение А -А на фиг.l; на фиг.3 — се— чение Б-Б на фиг.l.

Электродвигатель 1 связан с двойным планетарным редуктором 2 для передачи движения на колесо 3, закрепленное на ступице 4, которая посредством двух подшипников 5 и 6 смонтирована на поворотной цапфе 7 воронкообразной формы, выполняющей одновременно роль отражателя для электродвигателя 1. Вокруг поворотной цапфы 7 вращается ступица 4 колеса 3.

Основными составляющими частями электродвигателя 1 являются ротор,8 совместно с коллектором 9 и валом 10, установленным с одной стороны на поворотной цапфе 7, расположенной в продолжении ферромагнитного кожуха, а с другой стороны поддерживаемым крышкой-отражателем 11 посредством двух подшипников 12 и 13. Имеются возбуждающиеся электромагнитные полю- 35 са 14, закрепленные на кожухе 15 совместно с устройством †щеткодержателем 16. 1ожух 15 выполнен с заслонками 17, закрывающими контрольные люки 18, через которые осматривается коллектор 9 и залипаются коллекторные щетки 19, смонтированные в устройстве-щеткодержателе 16 °

В пространстве внутренней части ступицы колеса 3 расположен двойной 45 тор Вы!толE)()! (. с !мо)(еl)трироваHHеM по внешнему зубчатому венцу. !)хлаждающии воздух проходит через каналы электродвигателя и попадает н каналы тормоза. 3 ил. планетарный редуктор 2, состоящий из маленького планетарного редуктора

20 и большого планетарного редуктора 21. Маленький планетарный редуктор состоит из зубчатого колеса 22, соединенного с поворотной иапфой и солнечной шестерней 23, смонтированной на конце вала 10. Имеются сателлитные шестерни 24, вращающиеся вокруг шестерни 23 и валов 25, закрепленных на фланце 26.

Солнечная шестерня 23 имеет не— большие размеры и смонтирована на валу 10 путем известного гидравлического способа насаживания. Большой планетарный редуктор 21, расположенный фронтально по отношению к первому редуктору и подшипнику 5, состоит из зубчатого венца 27, солнечной шестерни 28, закрепленной на вале 29, выполненном с фланцем, и сателлитных шестерен 30, которые осуществляют вращательное движение вокруг валов 31, закрепленных в кожухе сателлитодержателя 32, а вокруг вала

29 ()существляют круговое движение совместно с кожухом сателлитодержателя 32, присоединенным к ступице 4 колеса 3 с помощью винтов 33.

Зубчатый венец 27, выполненный с внутренними зубьями 34, закрепляется с зазором с зубьями фланца 35, присоединенного к поворотной цапфе

7 так, что зубчатый венец 27 может осуществлять ограниченное перемещение в радиальном направлении с целью самоцентрирования, а в продольном направлении сблокирован с помощью пласtHHoK 36, закрепленных на фланце 35 с помощью винтов 37. Закрепляющие силы между зубчатым венцом 27 и сателлитными шестернями 30 уравновешиваются, определяя самоцентрирование вследствие радиального перемещения венца 27. Этим осуществляются высо1303021

Формула изобретения

Охлаждающий воздух поступает в зону электродвигателя через каналы отражателя ll, огибая коллектор 9 как с наружной, так и с внутренней сторон через каналы 41, после чего охлаждает ротор, который выполнен с этой целью с каналами, па— раллельно выполненными с вытеканием через воздушный зазор 42 электродвигателя и пространство, существующее между полюсами 14, обеспечивая, таким образом, хорошее охлаждение всех составляющих частей электродвигателя.

Воздух поступает в полость 43, рас— положенную со стороны поворотной цапфы 7, далее проходя через каналы 44, расположенные в соединении поворотной цапфы 7 и кожуха 15, поступает в полость 45, ограниченную ступицей диска 38 и наружной частью кожуха

15, где циркулирует в противополож- 4О ном направлении по.отношению к направлению течения воздуха внутри электродвигателя. Из полости 45 воздух нагнетается наружу через каналы

46 из диска 38, так чтобы с одинаковым расходом воздуха обеспечить интенсивное охлаждение как электродвигателя, так и тормозного диска 38.

Дпя снижения коэффициента потери при утечке воздуха в каналах 44 при пово- о роте на 180 полости 43 и 45 выполнены так, что их поперечные сечения больше, чем поперечное сечение, через которое проходит воздух в центральной части ротора 8. Разрежение воз5 духа в полости 43 приводит к уменьшению скорости воздуха в каналах 44 и уменьшению вихреобразования в зоне поворота потока и входа в каналы 44. кие точности монтажа с уменьшенными технологическими допусками. Фрикционный диск 38, являющийся продолжением ступицы 4, посредством которого присоединяются к ступице колесо совместно с тормозом 39 с двухсторонним приводом, осуществляют систему механического торможения мотор-колеса.

Кожух 15 электродвигателя закреплен жестко со стороны редуктора, съемно или несъемно на поворотной цапфе 7, а с другой стороны закреплен непосредственно или косвенно к шасси автомобиля посредством винтов

40, выполняя, таким образом, роль восприятия нагрузки шасси и передачи ее к колесу.

Так как течение воздуха дросселировано только в зоне ротора 8, общий коэффициент потери относительно небольшой.

Мотор-колесо автомобиля, содержащее электродвигатель, двухступенчатый планетарный редуктор и фрикционный тормоз, при этом солнечная шестерня первого планетарного ряда указанного редуктора установлена на валу электродвигателя, водило второго планетарного ряда связано со ступицей колеса, а коронная шестерня первого планетарного ряда выполнена с фланцем, имеющим зубчатый венец для самоцентрирования на солнечных шестернях, сопряженных с зубчатым венцом коронной шестерни второго планетарного ряда, застопоренный фиксирующими элементами от осевого перемещения, причем кожух электродвигателя выполнен с элементами жесткости для восприятия нагрузки от шасси автомобиля и установлен со стороны указанного редуктора в поворотной цапфе, фланцами прикрепленной к кожуху электродвигателя с образованием полости между внутренней поверхностью цапфы и элементами электродвигателя, а с другой стороны закреплен посредством винтов на шасси автомобиля, кожух снабжен со стороны закрепления на шасси крышкой, в которой размещен подшипник для вала электродвигателя и выполнены впускные вентиляционные окна для подачи охлаждающего воздуха в коллектор с наружной и внутренней его сторон через полюсы, а также в статор, выпускные вентиляционные окна выполнены в поворотной цапфе с направлением потока воздуха в сторону фрикционного тормоза моторколеса для его охлаждения, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности одновремен-. ной вентиляции электродвигателя и тормоза при снижении габаритов мотор-колеса, фиксирующие элементы представляют собой пластины, закрепленные на фланце винтами для устранения их осевых перемещений, поворотная цапфа выполнена воронкообразной формы, в роторе электродвигателя и в дисковой пластине тормоза выполнены внутренние каналы, сообщенные с указанной полостью между элемента1303021 ми электродвигателя и поворотнои цапфОЙ с одной cTopoHbl и с Выпускными

1 вентиляционными окнами с другой сТо роны.

Фиг. 2

Составитель С.Белоусько

Редактор И.Горная Техред И.Попович

Корректор А.Зимокосов

Заказ 122б/57 Тираж 599

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

Мотор-колесо автомобиля Мотор-колесо автомобиля Мотор-колесо автомобиля Мотор-колесо автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в транспортных средствах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к мотор-колесам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к мотор-колесам внедорожных автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкциям мотор-колес и средствам , обеспечивающим подачу масла к остановленным звеньям колесного редуктора в период пуска двигателя

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к наземному транспорту и может быть использовано в качестве колеса или ведущей звездочки в ходовой части колесных или гусеничных машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно, к торцевым электрическим машинам с короткозамкнутыми роторами или постоянными магнитами и двумя статорами и может найти применение в электроприводе промышленных роботов, транспорте, робокарах или в электрокарах и электромобилях

Изобретение относится к приводным устройствам для передвижных средств, и может быть использовано при изготовлении роликовых платформ, инвалидных колясок и комплектующих их приводных мотор-колес

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника энергии для электропривода

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве мотор-колеса транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству, приводимому в движение мышечной силой, в частности к креслам-коляскам

Изобретение относится к области энергомашиностроения
Наверх