Образец для испытания коленчатых валов на усталость
Изобретение относится к области испытаний, к исследованию прочностных свойств материала, а именно к образцам коленчатых валов для испытаний на усталость. Цель изобретения - снижение металлоемкости, энергоемкости и себестоимости испытаний на усталость коленчатых валов, а также максимальное приближение к реальным режимам работы валов при круговом изгибе,. Цель достигается за счет того, что образец для испытания коленчатых валов состоит из хвостовиков 1, имеющих цилиндрическую форму для закрепления в шпиндельных головках испытательной машины , и рабочей части 2, имитирующей опасное сечение коленчатог о вала, где зарождаются и развиваются усталостные трещины. Рабочая часть 2 образца содержит галтельные переходы радиусом г от коренной шейки 3 к щеке 4 толщиной h и от щеки 4 к шатунной шейке 5. Наиболее нагруженные участки шеек 3 и 5 выполнены соответственно равными радиусам j opeH- ных и шатунных шеек, а их ширина ограничена размером, пропорциональным ширине участка перекрытий поперечных сечений коренной и шатунных шеек исследуемого коленчато1;о вала. Геометрические параметры образца получены исходя из геометрического подобия конструктивных элементов реального коленчатого вала. 3 з.п. ф-лы, 5 ил. СЛ
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 4 С 01 И 3/32
1 сУ (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4021959/31 27 (22) 06.02.86 (46) 15.02.88. Бюл. 9 6 (71) Ереванский политехнический институт им. К.Маркса (72) С.П.Кравчук, М.Г.Стакян, В.А.Зимбицкий и Г.Д.Петросян (53) 620.178.156.3(088.8) (56) Кудрявцев И.В, и др. Усталостная прочность коленчатых валов в зависимости от глубины поднутрения при пластическом выдавливании галтелей.
Вестник машиностроения, 1979, Ф 8, с 19. (54) ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ КОЛЕНЧАТЫХ
ВАЛОВ НА УСТАЛОСТЬ (57) Изобретение относится к области испытаний, к исследованию прочностных свойств материала, а именно к образцам коленчатых валов для испытаний на усталость. Цель изобретения — снижение металлоемкости, энергоемкости и себестоимости испытаний на усталость коленчатых валов, а также максимальное приближение к реальным режимам работы валов при круговом изгибе, Цель достигается эа счет того, что образец для испытания коленчатых валов состоит из хвостовиков 1 имеющих цилиндрическую форму для закрепления в шпиндельных головках испытательной машины, и рабочей части 2, имитирующей опасное сечение коленчатого вала, где зарождаются и развиваются усталостные трещины. Рабочая часть 2 образца содержит галтельные переходы радиусом r от коренной шейки 3 к щеке 4 толщиной h и от щеки 4 к шатунной шейке 5. Наиболее нагруженные участки шеек 3 и 5 выполнены соответственно равными радиусам .коренных и шатунных шеек, а их ширина ограничена размером, пропорциональным ширине участка перекрытий поперечных сечений коренной и шатунных шеек исследуемого коленчато(;о вала. Геометрические параметры образца получены исходя из геометрического подобия конструктивных элементов реального коленчатого вала. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
1374092
Изобретение относится к исследованию прочностных свойств материала, а именно к образцам коленчатых валов для испытания на усталость.
Цель изобретения — снижение металлоемкости, энергоемкости и себестоимости испытаний на усталость коленчатых валов, а также максимальное приближение к реальным режимам работы валов при круговом изгибе, т.е. повышение точности испытаний.
На фиг. 1 и 2 изображены образцы для испытания на усталость, на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.1, на фиг.5— разрез В-В на фиг. 1.
Образец для испытания на усталость коленчатых валов состоит из хвостовиков 1, имеющих цилиндрическую форму для закрепления в шпиндельных головках испытательной машины, и рабочей части 2, которая имитирует опасное сечение коленчатого вала и выполнена с галтельными переходами радиусом r от коренной шейки 3 к щеке 4 толщиной h и от щеки 4 к шатунной шейке
5. Наиболее нагруженные участки шеек
3 и 5 выполнены соответственно с радиусами коренных R и шатунных R шеек, а их ширина ограничена размером
Ь|, который пропорционален ширине участка перекрытий поперечных сечений коренной и шатунной шеек исследуемого коленчатого вала, Размеры n, h, b<, b получены из условия геометрического подобия конструктивных элементов. реального коленчатого вала.
Испытания на усталость производят по известным методикам на стандартных испытательных машинах, например
МУИ-б000.
Формула и з о б р е т е н и я
1. Образец для испытания коленча10 тых валов на усталость, содержащий две захватные части и рабочую зону, отличающийся тем, что, с целью снижения металлоемкости и себестоимости испытаний, а также максимального приближения к реальному напряженному состоянию при круговом изгибе, рабочая эона выполнена в виде двух взаимно перпендикулярных тавровых сечений, имеющих общее основание, 20 вертикальные полки которых перекрываются в средней части.
2. Образец по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что вертикальные полки на торцах выполнены с радиусами скругления, пропорциональными радиусам кривизны коренной и шатунной шеек.
3. Образец по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что участки сопряжения вертикальных полок с основанием
30 .выполнены радиусом, пропорциональным радиусу галтельного перехода от коренной шейки к щеке и от щеки к шатунной шейке
4. Образец по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что ширина вертикальных полок пропорциональна шири" не участка перекрытия поперечных сечений коренной и шатунной шеек реального коленчатого вала.
1374092
-А
gГ Я фиг4
Составитель В.Терехов
Редактор А.Лежнина Техред М.Дидык Корректор А.Ипьин
Заказ 566/38 Тираж 847 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


