Опора ротора двухкаскадного газотурбинного двигателя
Изобретение относится к энергомашиностроению . Изобретение позволяет повысить надежность работы опоры и сократить осевые и радиальные габариты для использования в двигателе (Д) размещенного между каскадами вспомогательного привода с коническими шестернями. Смещение вверх оси 15 относительно продольной оси Д обеспечивает при сборке Д и его работе соосность осей опорных поверхностей подшипников (и) 7 и 8 за счет упругости корпуса (К) 3. Последняя обусловлена введением сквозных и продольных 126 (Л С СЛ 4 00 00 2113 Фиг.З 27 J5
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) 01) (51)5 F 02 С 7/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (46) 15.11.90, Бюл. М 42 (21) 3774289/25-06 (22) 25.07.84 (72) Ш.И.Батырев, В.Н. Лысенко, С.И.Смирнов, В.Е.Спицын и Р.К.Музыкант (53) 629.7.036 (088.8) (56) Патент Великобритании N 1085619, кл. F 1 G, 1967. (54) ОПОРА РОТОРА ДВУХКАСКАДНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к энергомашиностроению. Изобретение позволяет повысить надежность работы опоры и сократить осевые и радиальные габариты для использования в двигателе (Д) размещенного между каскадами вспомогательного привода с коническими шестернями. Смещение вверх оси 15 относительно продольной оси Д обеспечивает при сборке Д и его работе соосность осей опорных поверхностей подшипников (П) 7 и 8 эа счет упругости корпуса (К) 3. Последняя обусловлена введением сквозных и продольных
1354834 форсуи«у 27 к !1 8 е 1 <>б 28 и !сольца
29 дают возможность свободного радиального и осевого перемещения трубки 2!. Прп использоваттии в Д вспомо"
6 гательного привода 16 К 3 в зоне пазов 13 снабжен отверстиями ?О для размещения шестерен. 2 з.п, ф-лы, 4 ил.
1 г
Изобретение относится к энергомаш!паостреени, в частности к опорам роторов газотурбинных двигателей. !
1елью изобретения является повы5 шепие надежности работы опоры и сокращение осевых и радиальных габаритов при использовании в двигателе размещенного между каскадами вспомогательного привода с коническими шестернями.
На фиг.1 изображен двухкаскадный газотурбинный двигатель с опорой ротора., продольный разрез; на фиг.2— сечение Л-A на фиг.1 (по опоре ротора 1 двухкаскадного газотурбинного двигателя); на фиг.3 — - частичный вырыв опоры; на фиг,4 — опора ротора с масля)!ь.;ми демпферами.
Опора роторд 1 двухкаскадного газотурбинного двигателя содержит присоединенный к етатору 2 двигателя упругий корпус 3 с фланцем 4 и цилиндрическими опорными поверхностями 5 и 6 и размещенйые в корпусе 3 под- 26 !!птпники 7 и 8 валов 9, 10 каскадов
11 и 12, контактирующие с опорными поверхностями 5 и б, Корпус 3 в зоне между опорными поверхностями 5 и 6 снабжен сквозными продольными пазами 13 образующими упругие балочки 14 а ось 15 опорной поверхности 6 подшипника 8, размещенного со стороны, противоположной флаицу 4, смещена вверх относительно продольной оси двигателя.
ЗБ
При использовании в газотурбинном . двигателе размещенного между каскадами 11 и 12 вспомогательного привода
16 с коническими шестернями 17, 18, 19 корпус 3 в зоне пазов 13 снабжен отверстиями 20 для размещения шестере".! . па..ов 13 и наличием упругих баночек,. образованных пазами. При работе Д осуществляется смазка П. По каналу
23 статора и каналу 22 К 3 масло поступает в сверление 24 и иа форсунку
?6 к П 7. Одновременно из сверления
24 по съемной трубке 21 масло попадает в сверление 25 K 3 и далее — на
Опора снабжена съемной трубкой 21 для подачи масла по каналам 22, 23 корпуса 3 и статора 2 к сверлениям
24 и 25 корпуса 3 и форсункам 26 и
27 к подшигп!и«ам 7 и 8. Съемная трубка 21 имеет гиб 28 и закреплена подвижно в сверлеииях 24 и 25 корпуса при помощи уплотнительных колец 29 и фиксатора 30.
Над подшипниками 7 и 8 могут быть установлены (фиг.2) два масляных или иных демпфера 31, 32 (фиг.4).
При работе двухваскадного газотурбинного двигателя радиальные усилия оси подшипников 7 и 8 передаются на упругий корпус 3 и через корпус привода, сопловой аппарат йа силовой корпус двигателя (на чертеже не обозначены). Силовые потоки оси подшипников 7 и 8 замь!каются на общий для корпуса 3 крепежный фланец 4, что позволяет исключить дополнительные масляные стыки.
Смещение вверх оси 15 относительно продольной оси двигателя дбеспечивает при общей сборке двигателя и его работе соосность осей» опорных по" верхностей подшипников. 7 и 8 за счет упругости корпуса 3, обусловленной введением сквозных и продольных па зов 13 и наличием балочек 14.
Деформация корпусов каскадов 11 и 12, обусловленная работой двухкаскадного газотурбинного двигателя, изменением температуры и силовыми воздействиями, также замыкается на крепежный фланец 4, эа счет чего сохраняется положение опор каскадов 11 и
12 относительно друг друга.
Смазка подшипников 7 и 8 при работе двигателя осуществляется так ° По каналу 23 статора и каналу 22 «орпу135v83A са 3 магло поступает в сверление 2 i корпуса 3 и на форсунку 26 к подшипнику 7. Одновременно из сверленця
24 масло по съемной трубке 21 попадает в сверление 25 корпуса 3 и далее
5 на форсунку 27 к подшипнику 8. Сверлений 2ч и 25 так же, как и трубок
21, может быть несколько.
Гиб 28 и уплотнительные кольца 29 повьппают надежность работы опоры вследствие возможности свободного радиального и осевого перемещения трубки 21.
Формула изобретения
1. Опора ротора двухкаскадного газотурбинного двигателя, содержащая присоединенный к статору двигателя корпус с фланцем и цилиндрическими опорными поверхностями, размещенные в корпусе подшипники валов каскадов, контактирующие с опорными поверхностями,отличающая с ятем
Ъ что, с целью павьппения належености работы, корпус в зоне между опорными поверхностями снабжен сквоэньпчи продольными пазами, .а ось опорной поверхности подшипника, размещенного со стороны, противоположной фланцу, смещена относительно оси двигателя с целью сокращения осевых и радиальных габаритов.
2. Опора по п,1, о т л н ч а ющ а я с я тем, что при использовании в двигателе размещенного между каскадами вспомогательного привода с коническими шестернями, корпус в. зоне пазов снабжен отверстиями для размещения шестерен.
3. Опора по п.1, о тл и ч ающ а я с я тем, что она снабжена съемной трубкой для подачи масла к подшипникам, закрепленной в корпусе при помощи уплотнительных колец.
1354834
Составитель E.Êðåéäèí
Танкред М.Ходанич
Корректор С.Черни
Редактор А.Кондрахина
ФМю
Тираж 442
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Заказ 4347
Лройзводственнс-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4



