Газотурбинный двигатель
Авторы патента:
Использование: газотурбостроение. Сущность изобретения: осуществляют активное регулирование осевых зазоров между уплотнительными элементами статора и ротора турбины в проточной части двигателя путем осевой сдвижки поршня ротора турбины с одновременным демпфированием колебаний ротора. 5 ил.
Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей, например к турбинам, и может найти применение в авиадвигателестроении, в том числе при наземном применении двигателей.
Улучшение параметров газотурбинного двигателя (ГТД), в частности уменьшение удельного расхода топлива, требует повышения КПД турбины. Одним из путей повышения КПД является уменьшение зазора между уплотнительными элементами статора и ротора проточной части двигателя. Известна конструкция ГТД АИ-24, в которой датчик флюгирования винта срабатывает при перемещении шарикоподшипника, воспринимающего тягу винта, с помощью двух гидравлических поршней, один из которых поджат к шарикоподшипнику с помощью цилиндрической пружины [1]. Такая конструкция позволяет перемещать ротор винта в осевом направлении, однако не обеспечивает демпфирование вибрации, возникающее при вращении ротора. Известна конструкция ГТД, в которой осуществляется регулирование зазоров между наружным воздушным уплотнением турбины и законцовкой турбинных лопаток ротора [2] . Устройство включает смонтированные вокруг корпуса турбины перфорированные трубки, соединенные с трубопроводом подвода воздуха, отбираемого из вентиляторного контура. Уменьшение зазоров достигается обдувом корпуса охлаждаемым воздухом. Недостатком данной конструкции является малый диапазон регулирования зазоров, а также невозможность их регулирования при внезапном выключении двигателя и запуска только что остановленного двигателя при прогретых дисках турбины, что связано с разной скоростью прогрева тонкостенных лопаток и толстостенного статора. Это приводит к снижению КПД турбины и эффективности двигателя. Техническая задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в осуществлении активного регулирования осевых зазоров между уплотнительными элементами статора и ротора турбины в проточной части двигателя путем осевой сдвижки поршня ротора турбины с одновременным демпфированием колебаний ротора. Задача решается тем, что газотурбинный двигатель, содержащий статор и ротор с регулируемыми осевыми зазорами, дополнительно включает неподвижную опору, поршень и упорный подшипник ротора, который установлен относительно опоры подвижно в осевом направлении на поршне, с одного конца контактирующем с пружиной, а с противоположного ограниченном полостью подвода рабочей жидкости высокого давления, причем поршень и удерживающий его в осевом направлении фланец опоры выполнен с опорными торцами, зазор между которыми равен осевому зазору между уплотнительными элементами статора и ротора, осевая длина окружной рабочей поверхности поршня равна 1-5 осевым длинам наружного кольца упорного подшипника, а радиальный зазор между окружной опорной поверхностью поршня и опорой равен 0,1-0,4 мм. Демпфирование колебаний ротора осуществляется за счет выдавливания масляной пленки между развитой внешней поверхностью поршня и опорой, а также механического трения опорного торца поршня о неподвижный фланец опоры. Запуск двигателя осуществляется при максимальной величине осевых зазоров



















Формула изобретения
Газотурбинный двигатель, содержащий статор и ротор с регулируемыми осевыми зазорами, отличающийся тем, что он дополнительно включает неподвижную опору, поршень, а также упорный подшипник ротора, установленный относительно опоры подвижно в осевом направлении на поршне, с одного конца контактирующем с пружиной, а с противоположного ограниченном полостью подвода рабочей жидкости высокого давления, причем поршень и удерживающий его в осевом направлении фланец опоры выполнены с опорными торцами, зазор между которыми равен осевому зазору между уплотнительными элементами статора и ротора, осевая длина окружной опорной поверхности поршня равна 1-5 осевым длинам наружного кольца упорного подшипника, а радиальный зазор между опорной поверхностью поршня и опорой равен 0,1-0,4 мм.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Похожие патенты:
Микротурбина // 2094635
Маслосистема газового турбокомпрессора // 2022141
Изобретение относится к области турбокомпрессоростроения, в частности к маслосистемам газовых турбокомпрессоров
Валопровод газотурбинного двигателя // 1802190
Опорное устройство газотурбинного двигателя // 1792123
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам высокоскоростных роторов газотурбинных двигателей (ГТД)
Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к многовальным газотурбинным двигателям, и позволяет повысить надежность
Изобретение относится к энергомашиностроению и может использоваться в установках с применением стационарных газотурбинных двигателей, а именно - в установках для привода газоперекачивающих насосов
Подшипниковый узел турбины // 1474305
Газотурбинная энергетическая установка // 2098649
Проточная часть низкого давления турбины // 2074964
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при конструировании проточных частей цилиндров низкого давления паровых турбин
Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к эксплуатации газотурбинных агрегатов
Изобретение относится к теплоэнергетике при ремонте паровых турбин, связанном со снятием крышки цилиндра последних
Цилиндр паровой турбины // 966252
Цилиндр низкого давления паровойтурбины // 819367
Защитный экран // 580334
Устройство для защиты поверхностей от горячих газов или плазмы с помощью жидкости и ее пара // 2124639
Изобретение относится к газотурбостроению, в частности к турбинам, реактивным и ракетным двигателям, магнитогазо(гидро)динамическим (МГД) генераторам, где используются трубы, сопла, лопатки, внутри которых протекают или которые обтекают раскаленные газ или плазма