Устройство для размерной термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления
Изобретение относится к области термомеханической обработки и может использоваться для изготовления зубчатых колес внутреннего зацепления. Цель изобретения состоит в повышении качества обрабо тки. Устройство для размерной термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления содержит станину 1 с направляющими 2, на которых оппозитно расположены корА А € оо сс Чавг
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„Я0„„1344791 (584 С 21 D 8 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ! 1 (3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4045708/22-02 (22) 26.03.86 (46) 15.10.87. Бюл. ¹ 38 (71) Научно-производственное объединение автоматизации и механизации производственных процессов "ВКТИстройдормаш" (72) В.А.Павлов (53) 621.785.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1161572, кл. С 21 D 8/00, 1985.
Авторское свидетельство СССР № 1244195, кл. С 21 D 8/00, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗМЕРНОЙ ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЗУБЧАТЬГХ КОЛЕС
ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к области термомеханической обработки и может использоваться для изготовления зубчатых колес внутреннего зацепления.
Цель изобретения состоит в повьппении качества обработки. Устройство для размерной термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления содержит станину 1 с направляющими 2, на которых оппозитно расположены кор13 пуса 3 с параллельными валами 4„ несущими накатники 5. Накатники 5 соединены попарно и разделены станиной для увеличения жесткости устройства и точности обработки. Накатники находятся в зацеплении с синхрониэирующей шестерней 11. Устройство также содержит систему контроля зуба обрабатываемого колеса, систему нагружения 18, оправку 9 с муфтой 10 и приводной шестерней 12 и спрейер 13.
Обрабатываемое колесо 14 закрепляют в планшайбе 39 прижимом 38. Передают вращение от электродвигателя 43 через конические колеса 42 и 34, оправку
44791
9, муфту 10, синхронизирующую и гриводную шестерни 11, I3 обрабатываемому колесу 44 и накатникам 5. Шестерни
11, 12, связанные с тормозами, поочередно соединяясь с оправкой 9 посредством муфты 10 и вращая обрабатываемое колесо 44 и накатники 5, деформируют профиль зубьев колеса 44. Величину крутящего момента изменяют при помощи тормозов, закрепленных на станине 1. При достижении требуемой толщины зуба измерительное колесо системы контроля через рычаг включает подачу эакалочной жидкости через спрейер.
13.4 ил °
Изобретение относится к термомеханической обработке и может быть использовано для изготовления зубчатых колес внутреннего зацепления.
Цель изобретения — повышение качества обработки.
На фиг. 1 изображено устройство для размерной термомеханической обработки зубчатых колес, вид сверху, на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2, на фиг. 4 — сечение В-В на фиг. 1.
Устройство для размерной термомеханической обработки зубчатых колес содержит станину 1, на круглых направляющих 2 которой смонтированы корпуса 3 с параллельными валами 4, несущими накатники 5, систему контроля
6 зуба обрабатываемого колеса, тормозы 7 и 8, закрепленные на станине
1, оправку 9 с муфтои 10, с синхронизирующей 11 и приводной 12 шестернями и спрейер 13. Накатники 5 находятся в постоянном зацеплении с синхронизирующей шестерней 11. Сварная станина 1 включает стол 14 с кожухом 15 .и стойки 16. Между кожухом 15 и столом 14 поставлена герметизирующая прокладка. Стол 14 через шланг и кран
17 связан с баком закалочной жидкости (не показан).
На направляющих 2 оппозитно относительно друг друга смонтированы корпуса 3.
Для увеличения жесткости обрабатываемого колеса и самого устройства, 2 и следовательно, для увеличения точности сбработки накатники 5 размещены в корпусах 3 попарно. На корпусах 3 установлена система 18 нагружения, соединенная со станиной 1 штоками
1. и сообщающая корпусам радиальное о перемещение. Величину максимального радиальногo e e e teHH KopIIóñ H 3 ограничивают регулируемым неподвижным
10 упором 20, закрепленным на станине 1.
Система контрол"I 6 зуба обрабатываемого колеса состоит иэ измерительного колеса 21, "вободно вращающегося на оси 22, закрепленной на рычаге 23
1 емкостного или индуктивного датчика
24, установленного на станине ипи на регулируемом упоре 20. Рычаг 23 имеет возможность. поворота на оси 25, смонтированной на корпусе 3. Ось 32 с
2О рычагом 23 и измерительным колесом
21 постоянно прижимается пружиной 26 к торцу паза 27, профреэерованного в корпусе 3.
Исправление разноименных профилей
25 нагретого зуба осуществляется накат никами 5, передающила крутящий момент от синхронизирующей 11 или приводной
12 шестерен, при этом величину крутящего момента изменяют тормозами 7 и 8.
30 Тормоз 7 состоит из шкива 28,. закрепленного на хвостовике синхрониэирующей шестерни 1 I, гибкой накладки
29 и блока 30 управления, электрически связанного с датчиком 24 системы
6 контроля зуба обр".батываемого колеса.
44791
3 13
Тормоз 8 включает рычаг 31 с осью, установленной на станине 1, блок 32 управления, электрически связанный с датчиком 24 системы контроля зуба обрабатываемого колеса.
Оправка 9 смонтирована на геометрической оси обрабатываемого колеса в подшипниках качения станины 1 и на ней закреплены шпонка 33 и коническое колесо 34. На оправку 9 свободно для вращения посажены синхро— низирующая 11 и приводная 12 шестерни, а муфта 10 имеет возможность осевых перемещений по оправке 9 и шпонке 33. Осевые перемещения муфта 10 получает от рычага 35, закрепленного на оси 36, по командам реле 37 времени.
Обрабатываемое колесо закрепляется прижимом 38 на планшайбе 39, которая связана через сателлиты 40, установленные на осях 41, приводную шестерню 12, муфту 9, конические колеса 34 и 42 с электродвигателем 43.
Числа зубьев накатников 5 и сателлитов 40, синхронизирующей 11 и приводной 12 шестерен, обрабатываемого колеса 6 и планшайбы 39 равны между собой, Устройство работает следующим образом.
На зуборезном станке в размер наре зают зубья на колесе 44, цементируют поверхностный слой зубьев в нагревательной печи и нагретое до 10001050ОС колесо 44 устанавливают и закрепляют прижимами 38 в планшайбе 39.
При установке колеса 44 (корпуса 3 прижаты к станине 1) в планшайбу 39 направляют один из зубьев накатников
5 во впадину между зубьями обрабатываемого колеса.
Включают электродвигатель 43, пере мещают рычагом 35 муфту 10 по оправке 9 и шпонке 33 до контакта с торцом приводной шестерни 12 и притормаживают тормозом 7 через шкив 28 синхронизирующую шестерню 11.
Вращение от электродвигателя 43, конические колеса 42 и 34, оправку
9, шпонку 33, муфту 10, приводную шес терню 12, сателлит 40, планшайбу 39 передается на обрабатываемое колесо 44.
Обрабатываемое колесо 44 вращает накатники 5 и постоянно находящуюся с ними в зацеплении синхронизирующую . шестерню 11, передавая крутящий момент„ например, через левый профиль зубьев. Одновременно с накатниками 5 обрабатываемое колесо 44 постоянно вращает измерительное колесо 21.
Передаваемый крутящий момент от обрабатываемого колеса 44 задают с помощью тормоза 7, величину которого рассчитывают из условия проведения
1ð поверхностной пластической деформа-. ции нагретого левого профиля зуба колеса 44.
Создают давление масла в системе
18 нагружения, раздвигающейся в радиальном направлении с помощью штоков 19 корпуса 3 до контакта с регулируемыми упорами 20, при этом делительные окружности накатников 5 и измерительного колеса 21 приближаются к делительной окружности обрабатываемого колеса 44.
Накатниками 5 пластически деформируют поверхностный слой левого профиля зуба колеса 44 в течение 5-8 с
26 при 1000 С. Растормаживают шкив 28 и после перемещения муфты 10 по шпанке
33 до контакта с торцом синхронизирующей шестерни 11 затормаживают тормозом 8 приводную шестерню 12. B этом случае вращение от оправки 9 передается через шпонку 33, муфту 10, синхронизирующую шестерню 11, накатники 5, на обрабатываемое колесо 44, планшайбу 39, сателлит 40 и на заторможенную приводную шестерню 12, свободно сидящую на оправке 9.
Накатники 5 передают крутящий момент на обрабатываемое колесо 44, пластически деформируя правый Профиль
40 зубьев колеса 44. Величину пластической деформации правого профиля зубьев колеса 44 задает датчик 24, посылающий соответствующий сигнал на блок 32 управления. Например, толщина зуба колеса 44 превышает расчет45 ную величину, тогда измерительное колесо 21 через рычаг 23 обеспечивает нужное перемещение (зазор) с датчиком 24, который передает команду на блок 32 управления. Блок 32 управле .ния поворачивает рычаг 31 относительно оси и прижимает тормоз 8 с большим усилием к приводной шестерне
12, увеличивая крутящий момент и, соответственно, пластическую деформацию правого профиля зуба колеса. По истечении 5-8 с, если толщина зуба не уменьшилась до нужного размера, реле 3? времени растормаживает син5 1344 хронизирующую шестерню 11, передвигая муфту 10 до контакта с приводной шесгерней 11. Датчик 24 посылает сигнал в блок 30 управления тормоза 7, который с большим усилием затормаживает шкив 28.
После получения требуемой толщины зуба на колесе .44 измерительное колесо 21 через рычаг 23 с помощью датчи- 10 ка 24 включает подачу эакапочной жидкости через спрейер 13. Закалочная жидкость за 2-3 с заполняет весь объем кожуха 15. Обрабатываемое колесо, имеющее температуру 830-880 С под
15 действием закалочной жидкости приобретает в процессе структурных превращений "аустенит-мартенсит" высокие механические характеристики и одновременно под действием внутренних напряжений колесо 44 начинает коробить20 ся. Однако накатники 5, продолжая попарно обкатывать периодически левый и правый профили зуба колеса 44, ведут правку зубьев колеса в процессе
25 структурных превращений эа счет использования кинетической пластичности мартенсита. Правку профиля зуба ведут при росте усилия деформации пропорционально росту твердости зуба.
По завершении структурных превра 30 щений открывают кран t7 и сливают эакалочную жидкость в бак, переключают
791
6 подачу масла в системе 18 нагружения (корпуса 3 прижимаются к станине 1), выключают электродвигатель 43, раскрепляют колесо 44 и снимают его с планшайбы 39.
Использование устройства позволяет повысить точность зубчатых колес внутреннего зацепления и в ряде случаев исключать трудоемкую шлифовальную операцию. формула и э о б р е т е н и я
Устройство для размерной термомеханической обработки зубчатых колес внутреннего зацепления. содержащее станину с тормозами и направляющими, на которых установлены корпуса с накатниками, системы нагружения и контроля зуба обрабатываемого колеса, приводную оправку с муфтой, синхрониэирующей и приводной шестернями, спрейер, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения качества обработки, корпуса расположены на станине оппозитно, накатники смонтированы в корпусах попарно, а синхрониэирующая и приводная шестерни установлены на оправке с возможностью свободного вращения, соединены с ней посредством муфты и связаны с тормозами.
1344791
Составитель В.Белофастов
Редактор Н.Киштулинец Техред И.Попович Корректор М.Демчик
Заказ 4888/27 Тираж 549 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4




