Способ доработки карьеров,преимущественно штокообразных залежей
Изобретение относится к горному делу. Оно позволяет повысить безопасность ведения горных работ и увеличить полноту выемки полезного ископаемого при исключении специального крепления бортов карьера и использовании подъемного кранового оборудования . Способ включает формирование спирального съезда 2 с транспортной площадкой, отработку нижних рудных уступов 3 и отсыпку вскрышных пород в насыпь 5 в выработанное пространство карьера 1. Насыпь 5 отсыпают с кольцевым зазором 6 между ее откосом и откосом нижнего рудного уступа 3. Затем в зазоре 6, подкрепляя борт 8 карьера, формируют повышающиеся контрфорсы 7 из породы. Первый из них отсыпают в зоне 9 окончания спирального съезда 2, соединяют его с транспортной площадкой.спирального съезда 2 на вышележащем уступе и формируют рабочий съезд 10 до продолжения его
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ((9) Я 0 (и) (50 4 Е 21 С 41/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
)В "
Фис. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3917627/22-03 (22) 27.06.85 (46) 30,08.87. Бюл. 111 32 (71) Институт геотехнической механики АН УССР (72) А.Г.Шапарь, В.M.Разживин, С.H.Бро, В.П.Шпортько, Э.И.Паршкин и Н.Н.Уркин (53) 622.271(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 697720, кл. Е 21 С 41/02, 1977.
Авторское свидетельство СССР !
Ф 1875038, кл. Е 21 С 41/00, )979. (54) СПОСОБ ДОРАБОТКИ КАРЬЕРОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ШТОКООБРАЗНЫХ ЗАЛЕЖЕЙ (57) Изобретение относится к горному делу. Оно позволяет повысить безопасность ведения горных работ и увели.чить полноту выемки полезного ископаемого при исключении специального крепления бортов карьера и использовании подъемного кранового оборудования. Способ включает формирование спирального съезда 2 с транспортной площадкой, отработку нижних рудных уступов 3 и отсыпку вскрышных пород в насыпь 5 в выработанное пространство карьера 1. Насыпь 5 отсыпают с кольцевым зазором 6 между ее откосом и откосом нижнего рудного уступа 3.
Затем в зазоре 6, подкрепляя борт 8 карьера, формируют повышающиеся контрфорсы 7 из породы. Первый из них отсыпают в зоне 9 окончания спирального съезда 2, соединяют его с транспортной площадкой. спирального съезда
2 на вышележащем уступе и формируют рабочий съезд 10 до продолжения его
133377 по насыпи 5, до дна карьера. Одновременно с формированием контрфорсов 7 иэ породы формируют контрфорс из полезного ископаемого. Соединяют его c насыпью и развивают до встречи с нижним забоем рудного уступа. После этого контрфорс из полезного ископаемого отрабатывают совместно с рудным уступом расширенной заходкой. 1 з,н, ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке месторождений.
Цель изобретения — повышение безопасности ведения горных работ и увеличение полноты выемки полезного ископаемого при исключении специального крепления бортов карьера и использования подъемного кранового оборудования.
На фиг.l приведена схема карьера в начальный период осуществления способа; на фиг.2 и 3 — схемы последовательного изменения выработанного пространства карьера при его доработке.
Способ осуществляется следующим образом.
В карьере 1 часть съезда у дна 20 карьера состоит из руды в форме уступа 3, которую, отрабатывают. На дне 4 карьера отсылают насыпь 5 с кольцевым зазором б между ее откосом и от косом рудного уступа 3. В кольцевом зазоре 6 формируют ступенчато повышающиеся контрфорсы 7, подкрепляя борт
8 карьера. Породы для отсыпки насыпи и контрфорсов завозят автосамосвалами с дневной поверхности по спиральному съезду.
Первый контрфорс располагают в зоне 9 окончания спирального съезда и соединяют его- с одновременной прокладкой по нему рабочего съезда 10, с транспортной площадкой спирального съезда и с последующим продолжением рабочего съезда 10 по насыпи до дна карьера. При формировании рабочего съезда 10 и насыпи используют бульдо- 40 злы.Одновременно с отсыпкой контр"форсов из породы отсыпают контрфорс
11 из руды, соединяя его верхнюю площадку с рабочим съездом на насыпи.
Цля отсыпки контрфорса 11 срабатывают верхнюю часть 12 уступа по руде. Руцой, отсыпаемой в канал 13, подваливают также откос срабатываемого уступа по руде. Это делают для того, что-I бы повысить устойчивость борта карьера. Верхнюю часть уступа по руде от;рабатывают, например, экскаваторами .ЗШ-5/45, рыхлительно-бульдозерным агрегатом или экскаватором "обратная лопата". Контрфорс может быть использован в качестве транспортной перемычки для доставки руды от сравниваемой верхней части уступа по руде на рабочий съезд и далее по спиральному съезду на дневную поверхность. По мере отработки верхней часткуступа по руде отсыпают руду в кольцевой зазор и развивают контрфорс из руды в направлении эоны окончания спирального съезда. Развивают контрфорс до встречи с нижним забоем 14 по руде. После этого руду, отсыпанную в кольцевой зазор, и уступ по руде отрабатывают совместно, например экскаватором ЭКП-4, 6, с последующей погрузкой в автосамосвалы и выдачей на дневную поверхность по рабочему съезду 10, а затем по спиральному съезду 2. Вслед за подвиганием нижнего забоя 14 продолжают формировать контрфорсы 7 ступенчато.
Контрфорсы 7 отсыпают для компенсации ослабления устойчивости борта карьера после выемки уступа по руде.
Поскольку высота рудного уступа уменьшается до 0 (в районе зоны 9 окончания спирального съезда), контрфорсы
7 отсылают ступенчато, увеличивая их высоту по мере подвигания забоя по руде. Контрфорсы 7 отсыпают непосредственно со спирального съезда 2, автосамосвалами. Породы, например, завозят с дневной поверхности, разрабатывая внешние отвалы, которые были отсыпаны в период строительства и разработки карьера 1.
Из з обре ение по )ЗЗЗ77) карье ы оз оляет О.
РинОЙ )50 Рабатывать
-300 мм откОСОМНИжНЕГО
Ф о Рмула тем В Рудного уст указанном
Упа эаи 3 о ми
М КОЛЬЦЕВОМ
Р е т е н и я Руют повышаю и >3ÎÐ е фо
P o û щиеся конт ор° Способ до оРаботк первый „з кото ь
Рсы из по» имуществ енно штокооб аз о б и карьеро
В, ПРЕния спир аль ног т в зовключающий разных залеж диняют erо с ьного съезда ий Формирова ежей, и о с транспо т соесъезда с транспортной п ание спирал ьного спирально го съезда на в ртной площад кой работку ниж уступе и фо на вышележащем ижних рудных отормируют раб ку вскрыш ных пород в п 9 ДО РОДОлж отсыл ения его по о очий съез танное пр ространство ка в насыпь в в вырабокарьера. по насыпи до по о дна чающи и с я тем во карьера о т л и—
2. Способ по п.) о повышения б м, что, с це щийся отли ча езопасности лью тем чтО О н рабоr и уве еличения по сти ведения г горных
ОДИОВР кием конт о с ископаемо ого п н мки по15 ФОРмиРУю ко т контрфо р орсов из и рс из ор оды специально о ри исключен паемого полез ного ра оro крепле о ния бо нии н и а соединяют т его с иси использов ртов карьет насыпью в зования по ъ бо о встречи с с
У ования, насып за о уступа, пос зазором м о с, ле чего ук р орс от аб а20 но Р УД ткосом
>м уступом р атывают с овмест- ходкой. ом расширенной за1333771 ф08. 3
Составитель В.Тычина
Техред Л.Сердюкова Корректор В.Бутяга
Редактор А.Долинич
3933/27 Тираж 454 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



