Способ получения топливных фракций
Изобретение относится к способу получения топливных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. С целью повышения качества целевых топливных фракций исходное нефтяное сырье подвергают перегонке в атмосферной ко- . лонне с получением и смешением боковых погонов соляровой и газойлевой фракций. Смесь боковых погонов подвергают отпарке с получением дизельного топлива. При этом количество смешиваемого бокового погона газойлевой фракции определяют по формуле G, (А:В); где А Г( ff х Т,,): (/,V-Tj.«r) - 1; В I - ( %tr) :(яГ,с-ТкФс)3; G , - количество фпегмы бокового погона газойлевой .фракции, подаваемого в боковой погон соляровой фракции, тыс.т; G (. - количество флегмы бокового погона соляровой фракции, тыс.т; 20 Я 4 9Т - нормируемая плотность ди , J 20 зельного топлива, г/м ; плотность флегмы бокового погона атмосферного газойля, г/м f плотность флегмы бокового погона соляровой фракции, г/м ; Т 7 - нормируемая температура застывания дизельного топлива. К; Ту. г температура застывания флегмы бокового погона атмосферного газойля. К; Т, температура застывания фпегмы бокового погона соляровой фракции, К, Оставшуюся часть бокового погона газойлевой фракции выводят в качестве товарного утяжеленного дизельного или .печного топлива. В результате из : 80000 тыс.т исходной нефтяной смеси получают дизельное топливо и утяже- . ленное дизельное топлива в количестве 1028 и 916 тыс.т соответственно при максимальной глубине отбора светлых фракций. 1 ил., 5 табл. с б (Л CZ оо со со О5 00 со
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1333689 А 1
Ы 4 С 10 С 7/OO (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
"! ФЪ
К Д ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4005836/23-04 (22) 04.11,85 (46) 30.08.87, Бюл. № 32 (71) Производственное объединение
Новополоцкнефтеоргсинтеэ им.
ХХУ съезда КПСС (72) В.Г.Тетерук, К.Г.Чесновицкий, Г.П.Пикалов, Б,И.Василевский и Н.А,Волков (53) 665 .63.404 (088.8) (56) Пикалов Г.П, и др. Влияние глубины отбора бензиновых фракций в отбензинивающей колонне К-I на качественные показатели работы высокопроизводительных установок перегонки нефти. — Нефтепереработка и нефтехимия, 1978, ¹ 10 с.7-10, Пикалов Г,П, К вопросу глубины отбора целевых продуктов в зависимости от условий технологии и конструктивного оформления ректификационных колонн. — Азербайджанское нефтяное хозяйство, 1981, № 1, .с.40-45. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИИ (57) Изобретение относится к способу получения топливных фракций и мажет быть использовано в нефтеперерабаты вающей промышленности. С целью повышения качества целевых топливных фракций исходное нефтяное сырье подвергают перегонке в атмосферной колонне с получением и смешением боковых погонов соляровой и газойлевой фракций. Смесь боковых погонов подвергают отпарке с получением дизельного топлива. При этом количество смешиваемого бокового погона гаэойлевой фракции определяют по формуле
С = G ф (AB); где A = ((р2о х хТ,): (у .Т>,)) -1; В
1 (E Т1 gi) (у+фд Т ° Фс)1
G — количество флегмы бокового пофг гона газойлевой фракции, подаваемого в боковой погон соляровой фракции, тыс,т; С вЂ” количество флегмы бокового погона соляровой фракции, тыс.т;
Я вЂ” нормируемая плотность диФ т хо зельного топлива, г/м, p — плотО
-ность флегмы бокового погона атмос- э ферного газойля, г/м, р - плотность флегмы бокового погона соляровой фракции, г/м ; Т > — нормиз. руемая температура застывания дизельного топлива, К; Т ъ y< — температу" Я ра застывания флегмы бокового погона фура атмосферного газойля, К; T > температура застывания флегмй боко1 ваго погона соляровой фракции, К. Ос- М тавшуюся часть бокового погона гавай- Э левой фракции выводят в качестве то- ф варного утяжеленного дизельного или .печного топлива. В результате иэ : Я,)
80000 тыс.т исходной нефтяной смеси получают дизельное топливо и утяжеленное дизельное топлива в количестве 1028 и 916 тыс.т соответственно при максимальной глубине отбора свет- ф лых фракций. 1 ил., 5 табл.
1333
Изобретение Относится к способу получения топливных фракций перегонкой нефтяного сырья и может быть использовано в <<ефте)<ерерабат<<вающей
r) промы<3<лен3<ости, Цель изобретения — псв! о<)е3<ие качества целевого продукта.
На чертеже приведена принципиальная схема проведения способа, Исходное сырье подают по линии il в атмосферную колонну 2. Верхний продукт атмосферной колонны †. пары бензиновой фракции с концом кипения
180 С по линии 3 подают в конденсатор"холодильник 4. Сконденсированные пары бензиновой фракции по линии 5 выводят на стабилизацию и переработКу, Боковой погон керосиновой фракции по линии 6 направляют в отпарную секцию 7. 11ары отгона бокового погона по линии 8 направляют в атмосферную колонну 2, Ниж)1ий продукт - товарнъ<33 керосин выводят по линии 9, Боковой погон соляровой фракции отводят по линии 1О, смеши33ают с частью бокового погона гаэойлевой фракции, отводимой из колонны 2 по линии 11 и подаваемой по линии 12.
Смесь боковых погонов — боковой погон дизельной фракции по линии 13 направляют в отпарнук) колонну 14.
Верхний продукт — пары отгона дизельной фракции по линии 15 подают в атмосферную колонну, Нижний продукт — товарное дизельное топливо выводят по линии 16, Избыток бокового погона гаэойлевой фракции по линии !? выводят в качестве утяжеленноГО дизельного или печного топлива.
Нижний продукт атмосферной колонны— мазут выводят по линии 18.
Пример 1. В качестве исход ного сырья используют смесь нефтей различных месторождений, имеющую сле- 4
Д у)с>щую x a v a Ic 7 Р р и с т и к 1, : )< 8 э 6 к Г / м <> 2 молекулярный вес 224„ вязкость кинематическяя при 20 С 12,1 м /с.10 при 50 С 4,8 и /с -10, темпе!)ат оя вспьп<<ки +32 С, температура застывания 5с)
18 С, кислотное число 0,12 мг КОН, содержание, мяс.%:парафины (при
50 С) 2,8; сера 0,92; асфяльтены 2,2, смолы селикагелсвые 10,?. Зольность
0,022 мас.%, содержание солей 55
50 мг/л.
8000 тыс<т нефтяной смеси подают в отбенэиненную колонну, где проводят частичное Отбен.3Н><ивяние ее в
838 .. 63
855 37!
СФГ = 840
81 > 71
- 41
228, 3 тыс. т.
228, 3 тыс. т. ф)егмы боковоГЬ поГОня ГаэОЙлэРОЙ <<)рякыии,или
20 мас.%) с..
+ 228,3 = 1068.,3 т<:с,т подают в отпарную сек <)3><). Взгх«:Й продукт отпарной ce<
Нижний продукт О< .я, ной секции — овярное диэтои IIIHc .э>ет)<ей марки П-02 выводят с уста: и <3 <си р. кО)<кч -сэ в е
1028 тыс. т. )<>!рно ГО Гя эойл;! 2 < я >3 3 я чеc I H е у тя—
> ИИ Р!ЕЧНОГО жЕЛЕННОГ<) ДН,Е;1).
I<<>
Ной КО)<< ННЫ.
A T M <) c Q P P и <<, (< l (. I >3 :3 > 7 á P T 7 с. <. мяксимяльным нэ>3)3е::p?lllpм фря<;
> вь<х фракций в мяэу > е„н псипa><) 360 С, достигает 33;3<3>.<еньшей величины. Величиня глу<чи <ь< О:-г Оря суммы светлых нефтеирс)<у:;тон От <<х потенциала R cblpbp сост;.<вляе г 97 MGc. %. Процесс ведут <3 следующем режиме: давление в атмосфере;.)Ной колонне 0,11 ИПа; температура =..хода сырья 360 С; температура верха атмосферной о колонны 142 С; темиерятуря низа атмосферной колонны . 40 С; температура вывода боковых I : г<)нов ф)3егмы керосиновой, соля!)<зво)< и Гяэойлевой! фракций составляет Орошения состявляе< соответственно, 156-70, 222-75 и 256-90 С; среднее флегмовое число в бензиновой) керосиновой, соляровой и гяэойлевой секциях атмосферной колонны составляет соответственно 7,4; 1,8; 1,2 и 0,5; паровое число в ОтпярнОЙ части ферной колонны 0,248. Определяют количествО бокового погона газойлев )й <ра)сции для смер)ения с боковым плгонОм -Оляровой фракции 3 I 3336 топлива н количестве 9!6 тыс.т или 80 ма с . i! . Н табл.1. приведена характеристика целевых продуктов и их компонен5 тов .. Пример 2. Технологический режим аналогичен приведенному в примере 1. В боковой погон соляровой фракции подают 15 мас.7. бокового погона 1п гаэойлевой фракции, т.е. на 5 мас.X меньше чем по предлагаемой формуле. В связи с этим увеличивается запас нормируемых эксплуатационных свойств дизельного топлива (см. табл.1), облегчается его фракционный состав, понижается плотность, реологические и ниэкотемпературные свойства. Вместе с этим понижается выход дизельного топлива и повышается выход утяжеленного дизельного топлива, что снижает рентабельность производства. Пример 3. Технологический режим аналогичен приведенному в приме- 25 ре 1. В боковой погон соляровой фракции подают 25 мас.Е бокового погона гаэойлевых фракций, т.е. на 5 мас.7 больше чем по предлагаемой формуле. .В связи с этим обедняются норми- Вб руемые эксплуатационные свойства дизельного топлива, утяжеляется его фракционный состав, повышается плотность, реологические и низкотемпературные свойства.Дизельное топливо не соответствует требованиям ГОСТ 305-82 и выводится как компонент мазута, что понижает рентабельность производства. В табл.2 приведена характеристика компонентов и фракций дизельного топлива, полученных по примерам !-3. В табл.3 представлены нормируемые эксплуатационные показатели топлив 4, утяжеленного фракционного состава. Данные по материальному балансу известного способа по товарному материальному балансу представлены в табл.4 и 5 соответственно. 50 Иэ вышеуказанных данных следует, что предлагаемый способ позволяет получать как дизельное топливо, так и, утяжеленное дизельное топливо хорошего качества при максимальной глубине 89 отбора снетлых фракций (!.t tfõ II() t.енциального содержания. Формула изобретения Способ получения топливных фракций иэ нефтяного сырья путем перегонки в атмосферной колонне, включающий отведение и смешение боковых погонов соляровой и газойлевой фракций, отпаривание смеси боковых погонов и последующий вывод фракции дизельного топлива, отличающийся тем, что, с целью повышения качества целевых продуктов, боковой погон соляровой фракции смешивают с боковьщ погоном газойлевой фракции, взятой . в количестве, определяемом формулой 2о ф зт $.ôò 1. то ф ог .фг Сф =С. рг рс Э Т 2о Вффс + фс где G „ — количество флегмы боко- . вого погона газойлевой фракции, подаваемого в боковой погон соляровой фракции, тыс.т, G, — количество флегмы бокового погона соляровой фракции, тыс.т; 1о — нормируемая плотность / 3 ° дизельного топлива, г, м — плотность флегмы боково2о ф фг го погона атмосферного газойля, г/м 2о 7 — плотность флегмы бокового погона соляровой фракции, г/м .; Т вЂ” нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; Т, — температура застывания флегмы бокового погона атмосферного газойля,К; Т> ф, — температура застывания. флегмы бокового погона соляровой фракции, К, другую часть бокового погона газойлевой фракции отводят в качестве товарного утяжеленного дизельного или печного топлива. б л и ц А ! Теипература, Г Фракционный состав по Г(КТ 2177»82, об.X Ки е-!!подносTb, кг/и 1!еленке продукт мати» И КОМПОйЕНТЬ! (Фракции) 1асtgR6оспинки 10 иия кристаллика пни 708 30 52 96 132 144 152 Лтчасферной колонны 725 50 88 124 152 168 178 712 36 68 114 „ 146 158 !74 Неиэииовая фр. I40"180!,00 26 -66 165 192 218 230 232 1,60 35 -58 152 172 204 218 228 1,29 30. «62 815 190 208 237 260 274 282 ГазоЯлевая фракция 855 225 232 786 344 365/96 838 210 228 278 . 338 356/96 Товарное днэтопливо 5,40 Тояарное утякелениое диэтопливо 855 225 232 286 344 365/96 83 -2 Компоненты бенэина Венэиновне фракции Отбеиэиниванааей колоннм 1!естабильньй бенэнн на переработку Компоненты керосина Керосиновая фр. Товарньа керосин Коипоненты товар ного днэтоплнва Соляровая фракция 760 32 784 144 778 140 140 ) 52 164 114 178 л е. t. к А ч вчем" кость ит1с 1О при 20 С 68 -32 83 -2 78 -10! 333689 1 д3 Р3 1U ф СЧ Ю СЧ I I С ) 1 л 1 м (1 I И 1 03 «« 3 ОО ОО Л СЧ Ь л СО ° сЭ К А 1- O х ии о Ф Х и Р C«l ОО л СЧ ь ь ь л «О О1 л ь ОО л И Ю О л 1 1 Х 1 Ь4 СЧ CO CV а о «О О С 1 С« л СЧ С«) «0 ОО СО л СЧ CV Оф CV СЧ ОО ь СЧ СЧ СО <«1 СЧ СЧ СЧ C) С Ъ СЧ СЧ СЧ СЧ а .ь СЧ ° CV СЧ M ь СЧ А «л 3 и О х х В ОО а «1 C) ОО СО CO ь л ь СЧ Ю л Ю л СЧ О х СЧ M 1 c) 1 1 cd И1 х («0 1 С> о л cd Р ъ 1" cd О 1 11 оХм иоНХО ° I dl Х «О Р, СО И I О .О Е О1 О1 X 0er К! и О О О О О М Ф л«3 4 1 а ХC л«4 9 О ООО О 1« х 4 Ф х х с О О О О О О Р И Р f4 4 Щ ДН з ЕЛ bи О(1I ч)!o -. Tn1! 1 Ь!;? О Показатели ;пилив ) 10 7, не ниже 50 7, не выл!е 290 Я:"? 0-6,. .0 Застывания, не вьппе Т а б л и ц B й Получено Пост улило Продукт тыс.т мас.Х тыс. мас./ 800 атмосферной ко920 лонны Нефтяное сырье Отбензиненная нефть Бензиновые фракции отбензииив аю)пе и колонны Плотность, кг/м 3 ие более Перегоинемая при температуре, С До 360оg переy.< — няется не ме)!Ре „ Вязкость кинематическан при 20 С м /с 10 не более Температура,"С ВС1 еЬППКИ, НЕ ниже 8000 100 7200 90 по Т?. Э 6 — 1! i Потен!)не?)ь: е)-е .,)е„-: — 11 лубе.:;> от-. же".Н)1е? фГ )к .!нй, : сы!) е !бора )!ас 1333689 Продолжение табл.4 Поступило Получено Потенциальное содержание фракций в сырье Глубина отбора, мас.X тыс.т мас.X Керосиновая фракция 720 752 9,4 9,0 95,7 Соляровая фракция 800! 0,0 840 l0,5 95,2 Гаройлевая фракция! 144 14,3 . 1192! 4,.9 95,6 Сумма свет-. лых нефтепродуктов 54,8 4520 4384 56,5 97,0 45,2 3480 3616 43,5 Мазут Таблица 5 Получено с.т мас.X тыс.т мас.X тыс.т. звестный Предлагаемый Известный Предлагаемый Нефтяная смесь Бензин на стабили1720 21,5 1720 21,5 720 9,0 720 9,0 з ацию Керосин 1944 24,3 Дизельное топливо 1028 12,85 Сырье,топливные фракции, остаток Компонент экспортного мазута Утяжеленное дизельное топливо Мазут Всего По с тупило 1 (мас.X тыс.т мас.Х 8000 100 8000 100 8000 100 8000 100 тыс.т мас.X 3616 45,2 8000 100 916 11,45 3616 45,2 8000 100 i 333< Н"., (.о(.тагп-::1ел:: Н, Коро.-,ея;-; Редактор Н,Кинтупинеп 6 о-,рек тор jt. )ус к а Тех ii ;1 к! ъодя 1 " 1и;:)d3x . ВНИИПИ Государе гни:".;vr î коми гет» (;С : Р по делам изобретепий и î гкрьп ий 113035, Москва, Ж-35, aymcê: ë па6, „ Заказ 3925/23 Производственно-полиграфическое предприягие, r.ужгород„-,Н,,. ек-,паз,