Способ получения топливных фракций

 

Изобретение относится к способу получения топливных фракций перегонкой нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей , промьшшенности. С целью повышения производительности процесса и выхода целевьрс топливных фракций исходное сьгрье. подвергают последовательно отбензиниванию, атмосферной и вакуумной перегонке. Газопаровую смесь верха вакуумной колонны конденсируют и разделяют на воду и конденсат вакуумного отгона. Часть атмосферного газойля смешивают с соляровой фракцией в количестве, определяемом по формуле ): Gar Gc,pLA:Bj , где А ( Т,,о,г ,А:В, :(р « ,т 1аг .аг Л - 1 i в 1 - (р го Var чество атмосферного газойля, подаваемого в соляровую фракцию, т; G - количество соляровой фракции, т; 10 Р4ДГ. нормируемая плотность дизельного топлива, кг/м , р4°аг плот- ,ность атмосферного газойля, , 10 Рц.сср. плотность соляровой фракции, кг/м, Тл дг, - нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; Т. д,г - температура застывания атмосферного газойля. К; Tj.cf. температура застывания соляровой фракции К. Полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива. Часть атмосферного газойля смешивают с конденсатом вакуумного отгона в количестве , рассчитанном по формуле: Сд,. (Л ФРАК- особу егонть исщей ия ыхода ное о отуумь верют и акуум гаакцией ормуле ): 60. Т,,о,г го Var А:с, где А, р4°,г .Ат iTjoir указано выше, G 1 - ( рГво Tj,ao):( Т,, во ) . G, - количество атмосферного газойля, подаваемое в конденсат вакуумного отгона, т; С.,„ - количество кон002 0 енсата вакуумного отгона, т; р ц - плотность конденсата вакуумноого отгона , т; Tj - температура застывания конденсата вакуумного отгона, К. Полученную смесь используют в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного газойля - в качестве компонента экспортного мазута. В результате использования пр.едлагаемо го способа производительность по исходному сырью увеличивается на 1 мас.% и выход дизельного топлива - на 11,5 мас.% 1 ил. 3 табл. со со оо р 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 С 10 С 7/00

Ъ р

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Б (".«

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4005834/23-04 (22) 04. 11.85 (46) 30.08.87. Бюп. Р 32 (71) Производственное объединение

"Новополоцкнефтеоргсинтез" им. ХХЧ съезда КПСС (72) В..Г.Тетерук, К.Г.Чесновицкий, Г.П.Пикалов, Б.И.Василевский и В.А.Милош (53) 665.62(088..8) (56) Гуревич M.Л. Технология переработки нефти и газа. Ч. 1. М.: Химия, 1972, с.3 19-320.

Коротков И.П. и др. Первичная переработка нефти на высокопроизводительных атмосферно-вакуумных установ.ках. M. Химия, 1975, с. 30-33. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ (57) Изобретение относится к способу получения топливных фракций перегонкой нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатываюшей .промьппленности. С целью повышения производительности процесса и выхода целевь)х топливных фракций исходное сырье подвергают последовательно отбензиниванию, атмосферной и вакуумной перегонке. Газопаровую смесь верха вакуумной колонны конденсируют и разделяют на воду и конденсат вакуумного отгона. Часть атмосферного газойля смешивают с соляровой фракцией в количестве, определяемом по формуле

: (P4«Т,„1 — 1,  — 1 — ((Р,а„° ао

"Т)or ) (P4c

НОГО ТОПЛива «КГ/М p 4 о ПЛОТ, ность атмосферного газ ойля, кг/м ; о — плотность соляровои фракции, кг/м, Т вЂ” нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; Т „, — температура застывания атмосферного газойля, К; Т1.<, — температура застывания соляровой фракции, К. Полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива. Часть атмосферного газойля смешивают с конден- ф сатом вакуумного отгона в количестве, рассчитанном по формуле: С,.

ZO 3.0

С во (А С, гДе А, ()4 аг «Р4 дг > Тф дт т,or Указано вьппе, G = 1 — ((1 ) 4в„«а

Т).ьр) () 4 во Т5 BO )) «с„— количество атмосферного газойля, подаваемое в конденсат вакуумноМю4 го отгона, т; С вЂ” количество коньо о

-д енса та вакуумног о от г она, т, q во плотность конденсата вакуумноого отгона, т; T> — температура застыво вания конденсата вакуумного отгона, К. Полученную смесь используют в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного газойля — в качестве компонента экспортного мазута. В результате использования предлагаемого способа производительность по исходному сырью увеличивается на

1 мас.7. и выход дизельного топлива— на 11,5 мас.7. 1 ил. 3 табл.

1333687

Изобретение относится к способам получения топливных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промьпппенности.

Цель изобретения — повышение производительности процесса и выхода целевых фракций.

На чертеже приведена принципиальная схема проведения способа в части проведения атмосферной и вакуумной перегонки.

Сырье подают по линии 1 в атмосферную колонну 2.

Боковой погон соляровой фракции 15 по линии 3 направляют в отпарную секцию 4. Верхний продукт (пары отгона бокового погона) по линии 5 возвращают в атмосферную колонну 2.

Нижний продукт (соляровую фракцию) 20 выводят по линии 6.

Боковой погон гаэойлевой фракции по линии 7 направляют в отпарную секцию.3. Верхний продукт (пары отгона газойлевой фракции) возвращают в ат- 25 мосферную колонну 2 по линии 8. Нижний продукт (атмосферный гаэойль) по линии 9 подают на смешение с соляровой фракцией и по линии 10 с конденсатом вакуумного отгона. 30

Товарное дизтопливо выводят по линии 11. Избыток атмосферного газойля выводят по линии 12 в качестве компонента высококачественного (экспортного) мазута.

Мазут по линии 13 подают после нагрева в трубчатой печи 14 в вакуумную колонну 15.

Вакуумный отгон с верхней части колонны (газопаровую смесь) по линии gp

16 направляют в поверхностные конденсаторы 17, где полностью конденсируют водяные и нефтяные пары, которые по линии 18 подают в барометрический колодец 19. Часть несконденсированных 45 газов отсасывают пароэжекторным ваку;куумным насосом 20 и через барометрические конденсаторы 21 сбрасывают по линии 22 в барометрический колодец 19.

При этом часть отсасываемых газов конденсируют.

Конденсат вакуумного отгона из барометрического колодца 19 по линии

23 подают на смешение с атмосферным газоилем, направленным по линии 10 ° .Полученную смесь нефтяных фракций выводят в качестве дизтоплива по ли— нии 1 1.

Пример 1. Нефтяную смесь (смесь нефтей различных месторожде о ний), имеющую 856 кг/м содержание парафинов 2, О мас.7, серы

0,92 мас.7., асфальтенов 2,2 мас.7., кислотное число О, 12 мг КОН/г в количестве 8000 тыс. т, направляют на трехступенчатую схему переработки.

На первой ступени нефтяную смесь отбензинивают, а затем направляют в атмосферную колонну. Процесс ведут в следующем режиме: давление в атмосферной колонне О, 12 МПа температура входа сырья 360 С; температура атмосферной колонны 140 С; температура низа атмосферной колонны 340 С, температура вывода боковых .погонов флегмы керосиновой, соляровой и газойлевой соответственно 190, 232 и о

300 С; температура острого орошения о

60 С, температура верхнего и нижнего промежуточного циркуляционного орошения соответственно 210-70 и

260-80 С; среднее флегмовое число в бензиновой, керосиновой, соляровой и гаэойлевой секциях атмосферной колонны соответственно 1,86, 1,52

1, 2 и О, 5, паровое число в отгонной части колонны 0,278.

Остаток атмосферной перегонки (мазут) направляют в количестве

3903 тыс.т на вакуумную ступень переработки. Процесс ведут в следующем режиме: остаточное давление в вакуумной колонне 8 кПа (60 мм рт.ст.), давление пара, подаваемого на эжекторы, О, 11 МПа; температура мазута о на выходе из печи 400 С; температура верха вакуумной колонны 90 С; температура низа вакуумной колонны 345 С; температура перегретого водяного пара 420 С.

Определяют количество расхода атмосферного газойля с целью максимального выхода диэтоплива при трехступенчатой переработке нефтяной смеси.

Атмосферная ступень.

Определяют коли ество атмосферного газойля для смешения с соляровой фракцией

838 263

870 278

С = 913

870 278

815 241

350 тыс.т

1333687 что снижает рентабельность производства.

Производительность по нефтяному

5 сырью и выход фракции дизельного топлива по предлагаемому способу составляет .соответственно 8080 и

1395 тыс. т в год. Качество дизельного топлива соответствует требованиям ГОСТ 305-82.

C T jj II P. Í Ü, о атмосферное конденса838 263

870 278

G„=80

870 278

825 258 — 52 тыс. т.

Избыток атмосферного газойля (1002 — (350 + 52) = 600) в количест- 15 ве 600 тыс. т выводят в качестве компонента зкспортного мазута.

В табл. 1 приведена характеристика целевых продуктов и их компонентов по предлагаемому способу в

20 табл. 2 — материальный баланс известного и предлагаемого способов.

Табл. 3 иллюстрирует потенциальное содержание и фактический отбор светлых нефтепродуктов по известному и 25 предлагаемому способам.

Пример 2. Технологический режим переработки нефтяной смеси по трехступенчатой схеме соответствует приведенному в примере 30

Конденсат вакуумного отгона смешивают с атмосферным газойлем в количестве большем (на 5 вес. ), чем по предлагаемой формуле. При этом повышаются низкотемпературные (с -10 до

-7 С) и реологические (с 5,52 до о 35

6, 1 мм /с) свойства дизтоплива, показатели которых не отвечают требованиям ГОСТа 305-82. Смесь атмосферного газойля с конденсатом вакуумного отгона выводят в качестве печного или моторнorо топлива, что снижает рентабельность производства, 20

Пример 3. Технологический 45 режим. переработки нефтяной смеси по трехступенчатой схеме соответствует приведенному в примере 1.

Конденсат вакуумного отгона смешивают с атмосферным газойлем в коли- 50 честве меньшем (на 5 вес. ), чем по предлагаемой формуле. При этом понижаются низкотемпературные (е -10.до

-12 C) и реологические (с 5,52 до

5,28 мм /с) свойства диэтоплива, повышается его нормируемый запас эксплуатационных свойств, увеличивается выход. атмосферного газойля в качест- ве компонентов экспортного мазута, аг G

1 где Саг с р го

) айаг

1р-

Атмосферно-вакуумная

Определяют количеств го газойля для смешения том вакуумного отгона

Производительность по нефтяному сырью и выход фракции дизтоплива по известному способу составляет соответственно 8000 и 1251 тыс.т в год.

Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает повышение производительности по нефтяному сырью и выхода дизельного топлива соответственно на 1 и 11,5 мас ° .

Формула изобретения

Способ получения топливных фракций из нефтяного сырья путем последовательного его отбензинивания, атмосферной перегонки с получением соляровой фракции, атмосферного газойля и атмосферного мазута, вакуумной перегонки последнего в вакуумной колонне с выводом газопаровой смеси с верха вакуумной колонны, ее конденсации и разделения на воду и конден сат вакуумного отгона, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью повышения производительности процесса и выхода топливных фракций, часть атмосферного газойля смешивают с соля ровой фракцией в количестве,определяемом по формуле

20 .Т

1 аг З.а

20 )

P q аг Тхаг

2о .Т (,с, g,су количество атмосферного гаэойля, подаваемого в соляровую фракцию;. количество соляровой фрак H j нормируемая плотность дизельного топлива по ГОСТ

305-82; плотность атмосферного газойля; плотность соляровой фракции;

1333687 - нормируемая температура

Т „ застывания дизельного топлива по ГОСТ 305-82;

Тэ „„ — температура застывания атмосферного гаэойля

Т с, — температура застывания соляровой фракции, и полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива, часть атмосферного газойля смешивают с конденсатом вакуумного отгона в количестве, рассчитываемым по формуле

Во га! дг го айаг го

9,дт

Т э,аг, Тэ, Во эо

$Qar 9.аг

Саг во!

7ц во Тэ. 8о — количество атмосферного гаэойля подаваемое в кон-20 денсат вакуумного отгона, т"

Э где Саг и полученную смесь отводят в качестве дизельного топлива, а избыток атмосферного гаэойля — в качестве компонента высококачественного мазута.

Таблица

Кииеиао

Теипература, С

Фракционный состав по ГОСТ 2177-82, С, об.Х

Целевые .продукты н их компоненты оттическая вяэкость о при 20 С и /с "10 ность, кг/иэ

90 96

Застывания кк

Кд!!поненты днэтоплнва

Соляровая фракция

8 15 190 208 232 262 276 280 2,80 72

-32

Лтмосферный гаэойль

9,80 128

358 365

870 270 284 310

23 1 279 299 3 12 2,90 48

75 -!О

5,52

276 340 360

Конденсат вакуумного отгона ° 825 129 !82

Целевое диэтоллнъо 838 200 . 228 количество конденсата вакуумного отгона, т, нормируемая плотность дизельного топлива, кг/мэ; плотность атмосферного газойля, кг/мэ, плотность конденсата вакуумного отгона, кг/мэ нормируемая температура застывания дизельного топлива, К; температура застывания атмосферного гаэойля, К; температура застывания конденсата вакуумного от- гона, С

1333687

cd 1

Г» 1 ф

М ж

Ц

И о (Е

1 о ф

E"» о

Е» оо с

cd

Х ю rL () л л л

» 0Q О л л

ЯО) л л

>Я у I

1 а

И!

I 1

1 о

А

d0 о

Щ

Е оо с л л

О О а л л

К)» л

»

» »

Е

А

F О

О О (1 о о

° Б о

ed Г Э

Х

1 — — — 4 4 о

О

1» ц о

4 1 Я

I Е

j о о о о о

Ф о ж ж о

Х А Щ

Д ° ф ° °

Е| М

° & c6 а

Х 8 дои

Я 1» <0 и а

v xe

dI 1 а 1

ЯЕ

О I и 1

Ф 1 о

cd

Е» у

I 1

1 М 1 о

» 1

° 1. v

I 2 I

1 E I

Я

А

Ж !.» о (У

Р! ж

I ф

Ж

К вО е- v эХ х о

Р СЧ о о со л о

Ch — О1

» Р1

ЮÎ < СЧ

00 00 O Ch

<Ч CQ Ch Oi

Ц Х с6

Ю Р! и Ф : и 0) а Л (6 4 д к о v s v ц m ж о

v r» до о о м ж о

o o Р ) л л л

Я;)»вЂ” л

Р ) Ch л

О CO О1

СЧ g) С 1 о о о л л

\ )» и о о

00 СО л

C»I СО СЧ

10 И Д Е»

1333687

I В»

И 1

cd I о

3 1

1 Е 1

С 1

С) I сп

el 1 о л о

» б

I л л» л л о а

cd 1

I М а

С 1

Я

I 1

1 »

I О 1

X 1

E 1 U

e Qj

О I !!!

Д 1 И

1 Е I

I сб

X!.— - — -4 4

1 а! к v а!! Б 1 Р у I о г — т — — — а о

1 о о 1

6) I

<б 1,1

11

I о

Ы I

1

4 л(ИХ8

1 Й3 Я

1 Ж

u, II

° ф

V l m

Я 1 0) а! I

1 — -4

I

1 и 1

3 1 О

Е» 1 1:»

I 1 а1

l ! и

l (Г 1 л л л Ф

О1 «»

О

Х Pl д в с0

X !

» Q ж о а

Q) !л U о о ж м д о

12л д!

Р о

I с»о

>Х ж

И и

cU

Р х и

hl и

6!

E л ф

Р о

1. о! о и

Щ

Е сс) л

)Д ж

М и

СО

C)

С4!

» и

° О ж

:5

2 cd

Ж р»

К &

Ц о

OJ !»

Д и

Ц с!! о

I 1

I P

1333687

ae v

Ц !» cd о Z!

1 ! I» a и

cd

Е с1 л

° CO сс1» л с! л с> т — о с») с л л л с сО О о л

С с

О 1

r c л л о сл О л

Ch с» ) л л л с 1 и

o s Е

ch I с4 1 сб Х

Е р. о

cd & Ц

0) cd

P,Cd uO

Q3 и go o о а д о о1- m

1333687

Составитель Н.Королева

Техред M. Ходанич Корректор Е. Рошко

Редактор Н.Киштулинец

Тираж 462 Подписное.ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб,, д. 4/5

Заказ 3924/22

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ получения топливных фракций Способ получения топливных фракций Способ получения топливных фракций Способ получения топливных фракций Способ получения топливных фракций Способ получения топливных фракций Способ получения топливных фракций Способ получения топливных фракций 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к стабилизации нефти (СН), и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленное ти

Изобретение относится к способам депарафинизации и обезмасливания нефтепродуктов с применением обезвоженных растворителей и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к нефтейерерабатывакяцей промьппленности и касается способа получения воскового продукта, применяемого для защиты резиновых изделий от озонного растрескивания

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к стабилизации газового конденсата

Изобретение относится к области органической химии, а именно к спосо, бам переработки угля экстракцией углеводородными растворителями с целью получения буроугольного воска, который находит широкое применение в химической , кожевенной, бумажной, электротехнической промышленностях, производстве пластмасс

Изобретение относится к способам стабилизации нефтяного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленностях

Изобретение относится к области конденсации смеси паров, отводимых с верха вакуумных колонн процесса перегонки нефти

Изобретение относится к способам разделения продуктов каталитического крекинга и может быть использовано в нефтеперерабатьшающей и нефтехимической отраслях промышлеиности

Изобретение относится к переработке нефти и решает задачи уменьшения энергозатрат и сокращения материалоемкости основного технологического оборудования установок первичной перегонки нефти

Изобретение относится к переработке нефти и решает задачи уменьшения энергозатрат и сокращения материалоемкости основного технологического оборудования установок первичной перегонки нефти

Изобретение относится к химической и нефтеперерабатывающей технологии, в частности к перегонке жидких смесей под вакуумом

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, конкретно к способам получения компонентов бензинов

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано на заводах, имеющих в своем составе установки по производству парафинов и церезинов методом кристаллизации из раствора кетоновых растворителей
Наверх