Устройство для ультразвукового упрочнения зубчатых колес

 

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при упрочнении зубчатых колес. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение производительности . Обрабатываемые зубчатые колеса устанавливаются на оправках и с инструментом образуют замкнутые контуры, нагружаемые пру синами кручения. Фасонные пальцы, смонтированные в кронштейнах, перемещаются в радиальном направлении по планшайбе с помощью пары винт - гай-„ ка. Между торцами пальцев и кронштейнов установлены пружины, обеспечивающие самоустановку зубчатых колес в процессе обработки, а на пальцах - люфтовыборные зубчатые колеса. На винтах имеются блоки из двух взаимодействующих с собачкой храповых колес с В1стречным направлением зубьев, которым винты сообщают вращение. При вращении планшайбы происходит обкатывание имеющих возможность самоустановки зубчатых колес относительно колеблющегося с ультразвуковой частотой инструмента. Количество позиций для установки обрабатываемых зубчатых колес может быть любым. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. СП с I со со со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

2 А1 (19) (И) (50 4 В 21 Н 5/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТ0РСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4053506/31-27 (22) 08. 04. 86 (46) 30.08.87. Бюл. У 32 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) А.M.Даньков, Н.И.Рогачевский, А.С.Соболев, M.Ï.Áèðþêoâ, 10.А.Устинов и В.M.Ðóáëåâ (53) 621.771.29(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М - 1175601, кл. В 21 Н 5/02, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОГО

УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при упрочнении зубча-. тых колес. Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение производительности. Обрабатываемые зубчатые колеса устанавливаются на оправках и с инструментом образуют замкнутые контуры, нагружаемые пру1кинами кручения. Фасонные пальцы, смонтированные в кронштейнах перемещаУ( ются в радиальном направлении по планшайбе с помощью пары винт — гай-, ка. Между торцами пальцев и кронштейнов установлены пружины, обеспечивающие самоустановку зубчатых колес в процессе обработки, а на пальцахлюфтовыборные зубчатые колеса. На винтах имеются блоки из двух взаимодействующих с собачкой храповых колес с встречным направлением зубьев, которым винты сообщают вращение. При вращении планшайбы происходит обка. тывание имеющих возможность самоуста- а ковки зубчатых колес относительно колеблющегося с ультразвуковой частотой инструмента. Количество позиций для установки обрабатываемых зубча- С, тых колес может быть любым. 1 з.п. . ф-лы, 4 ил.

1 13

Изобретение относится к обработке металлов давлейием.

Целью изобретения является упрощение конструкции устройства, а так.же увеличение его производительности и повышение точности.

На фиг.1 изображено устройство„ общий вид; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — разрез А-A на фиг.2; на фиг.4 — вид Б на фиг.3.

Устройство содержит ультразвуковой генератор 1, электрически соединенный с магнитострикционным преобразователем 2, припаянным к конденсатору 3, на свободном конце которого выполнен инструмент 4 в виде цилиндрического зубчатого колеса внеш-

Мего зацепления. B зацеплении с инструментом 4 находятся обрабатываемые зубчатые колеса 4, попарно установленные на оправках 6 таким образом, что одно из них жестко связано с оправкой 6, а другое свободно вращается на оправке 6 и связано с ней по"средством пружины 7 кручения. Оправки

6 установлены в фасонных пальцах 8 и вместе с ними могут вращаться вокруг оси, являющейся осью симметрии при установке на оправках этих зубчатых колес. Пальцы 8 установлены на подшипниках качения 9 с возможностью осевых перемещений и поворота в кронштейнах 10, которые, в свою очередь, смонтированы на планшайбе 11 и могут .перемещаться по ней в направляющих (например, типа "ласточкин хвост") в радиальном направлении с помощью гаек 12 и винтов 13, связанных между собой посредством паразитного конического зубчатого колеса 14, нахоцящегося в зацеплении с установленными на концах винтов 13 коническими зубчатыми колесами 15.Между соответствующими торцами пальцев 8 и кронштейнов

10 установлены пружины сжатия 16. На пальцах 8, кроме того, установлены люфтовыборные зубчатые колеса 17, передающие пальцу 8 момент посред.ством подпружиненного шарика 18 и не ограничивающие осевых перемещений пальцев 8. Гайки 12 установлены в кронштейнах 10 с возможностью вращения вокруг собственной оси и имеют на периферии зубья "а", находящиеся в зацеплении с зубьями люфтовыборных зубчатых колес 17. На гайках l2 жестко установлены блоки 19 иэ двух храповых колес "б".и "в" с встречным

33462 2 направлением зубьев, а на винтах

13 — аналогичные блоки 20 из храпо вых колес "г" и "д", имеющие возможность перемещаться вдоль винтов 13 и передающие им крутящий момент с помощью шариков 21. С блоками храповых колес 19 и 20 взаимодействуют поворотные собачки 22 и 23, занимающие определенное положение под дей.ствием пар пружин 24 и 25, закрепленных на подвижных планках 26, фиксируемых стопорами 27 ° Свобода вращения оправок 6 ограничивается храповыми механизмами 28.

Устройство работает следующим образом.

Обрабатываемые зубчатые колеса 5 устанавливаются попарно на оправки 6 и по одному из каждой пары связываются с оправками 6 пружинами 7 кручения, после чего оправки 6 устанавливаются в фасонные пальцы 8. При этом подвижные планки 26 находятся, напри25 мер, в верхнем положении (фиг.4); что обеспечивает при вращении одного иэ винтов l3 по часовой стрелке перемеще1 ния всех кронштейнов 10 от периферии планшайбы 11 к ее центру при левой нарезке винтов 13, так как гайки

12 оказываются эастопоренными. При вращении одного нз винтов 13 против часовой стрелки гайки 12 вращаются вокруг своих осей совместно с вин35 тами 13 и передают вращение пальцам

8 через люфтовыборочные зубчатые колеса 17. Таким образом обрабатываемые зубчатые колеса 5 (например, косоэубые) могут быть введены в за40 цепление с прямозубым инструментом

4. При нижнем расположении планок

26 поворотные собачки 22 и 23 взаимодействуют с другими храповыми колесами блоков 19 и 20 и при вращении

45 винтов 13 по часовой стрелке происходит поворот пальцев 8, а при их вращении против часовой стрелки — перемещение кронштейнов 10 от центра планшайбы 11 к ее периферии. Вращения одного из винтов 13 достаточно, поскольку все другие винты связаны с ним посредством зубчатых колес

14 и 15. После того, как обрабатываемые зубчатые колеса 5 будут введе55 ны в зацепление с инструментом 4 планшайбу -11 поворачивают с тем,что.— бы добиться закручивания пружин 7 на угол, обеспечивающий требуемый нагружающнй момент в замкнутых контуз

13334 рах. Оправки 6 при этом фиксируются от поворота стопорами 28. Затем одно из каждой пары зубчатых колес 5 жестко закрепляется на оправке 6 и планшайбе 11 сообщается движение в противоположном направлении. Одновременно электромагнитные колебания ультразвукового генератора 1 преобразуются в механические преобразова- 1ð телем 2 и сообщаются через концентратор 3 инструменту 4. Обкатывание зубчатых колес 5 относительно инструмента 4 продолжается до окончания процесса обработки, после чего 15 генератор 1 выключается и упрочненные колеса 5 заменяются подлежащими упрочнению, и цикл обработки повто— ряется.

Использование изобретения позво- 2р ляет повысить качество обработки зубчатых колес ультразвуком и упростить конструкцию.

Формула изобретения 25

1. Устройство для ультразвукового упрочн ения зубчатых колес, содер— жащее инструмент в виде цилиндрического зубчатого колеса внешнего за- 30 цепления, две оправки для попарной установки обрабатываемых зубчатых колес, кронштейны с поворотными Аасойными пальцами, размещенные с

62 возможностью радиального перемешения посредством винтовой пары, планшайбу, установленную с возможностью вращения вокруг своей оси, механизм фиксации и реверса кронштейнов и преобразователь колебаний инструмента, о тлич ающе е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения точности и производительности, фасонные пальцы установлены в кронштейнах с возможностью осевых перемещений, а устройство снабжено пружинами сжатия, установленными между торцами кроншгейнов и фасонных пальцев, механизмом синхронизации перемещения кронштейнов, выполненным в виде конической зубчатой передачи с паразитной шестерней, установленной с возможностью вращения в планшайбе, и

4 смонтированными в кронштейнах дополнительнымии зубчатыми коле сами для взаимодействия с. гайкой винтовой пары, причем механизм фиксации и ревер- са выполнен в виде четырех храповиков, два из которых. предназначены для попеременного ограничения хода гайки, а два других — для кинематической связи с кронштейнами.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем,, что кинематическая связь храповиков с кронштейнами выполнена в виде подпружиненных планок и поворотных собачек.

Фие, 7 l333462.

Риг.2

1333462

Составитель С.Чукаева

Редактор Н. Горват Техред Л.Сердюкова . Корректор Л, Бескид

Тираж 582 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Заказ 3905/11

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4

Устройство для ультразвукового упрочнения зубчатых колес Устройство для ультразвукового упрочнения зубчатых колес Устройство для ультразвукового упрочнения зубчатых колес Устройство для ультразвукового упрочнения зубчатых колес Устройство для ультразвукового упрочнения зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и предназначено для накатки зубьев кинемат тической пары

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при поверхностной электротермообработке зубчатых колес

Изобретение относится к устройствам для получения деталей машин в В1ще зубчатых колес,Устройство позволяет повысить качество получаемых деталей и упрощает конструкцию за счет того, что плунжеры запорной части камеры сжатия при воздействии силовой рамы производят пластическое деформирование обрабатываемой детали посредством упругой среды

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при накатке звездочек цепных передач

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, и в частности к области производства цилиндрических зубчатых колес поперечной прокаткой в горячем состоянии

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к обработке материалов, в частности к изготовлению профилей накатыванием роликами

Изобретение относится к области накатки, а именно к изготовлению компонента, имеющего зубья с внутренним зацеплением в виде барабана многодисковой муфты сцепления или зубчатого колеса внутреннего зацепления

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к технологии машиностроения, а именно к обработке прямозубых зубчатых колес поверхностным пластическим деформированием
Наверх