Катушка жесткой двухслойной обмотки статора
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК й04 Н02 КЗ/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3558334/24-07 (22) 25.02.83 (46) 15.05.87. Бюл. № 18 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт Производственного объединения «Кузбассэлектромотор» (72) Б. В. Шушпанников (53) 621.313.04 (088.8) (56) Каганов Л. М. Технология жестких статорных обмоток. М: — Л.: Энергия, 1965, с. 12 — 16)
Авторское свидетельство СССР № 521633, кл. Н 02 К 3/04, 1976. (54) (57) КАТУШКА ЖЕСТКОИ ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА, выполненная из провода прямоугольного сечения
„„SU„„1310949 А1 и содержащая две пазовые части и изогнутую по овально-винтовой линии лобовую часть, в которой средняя линия провода расположена по спирали на поверхности, образованной вращением вокруг продольной оси машины овала, большая ось которого составляет с продольной осью машины острый угол, а поперечное сечение провода в лобовой части плавно повернуто вокруг средней линии, отличающаяся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и повышения надежности, поворот поперечного сечения провода вокруг средней линии выполнен на обращенной к оси машины поверхности вращения овала, а угол поворота равен половине центрального угла между пазовыми частями катушки.
1310949
Изобретение относится к электромашиноетроению, конкретно к конструкции катушек двухслойных обмоток статора.
Известна катушка жесткой двухслойной обмотки статора, выполненная из проводников прямоугольного сечения, состоящая из активных прямолинейных пазовыx частей и сопряженных с ними изогнутых с наличием переходной петли лобовых частей.
Недостаток этой катушки заключается в большом аксиальном вылете лобовой части, большой трудоемкости ее изготовления и недостаточной надежности катушки из-за возможности повреждения витковой изоляции при растяжке заготовки катушки (лодочки) на растяжном станке.
Наиболее близкой по технической cyIIL— ности к изобретению является катуш ка жесткой двухслойной обмотки статора, выполненная из провода прямоугольного сечения, имеющая изогнутую по овально-BHHтовой линии лобовую часть со средней линией провода, расположенной по спирали, на поверхности, образованной вращением вокруг продольной оси машины овала, большая ось которого составляет с продольной осью машины острый угол, а поперечное сечение провода плавно повернуто в лобовой части вокруг средней линии на угол, равный сумме 180 и центрального угла между пазовыми частями.
Однако лобовые части катушки имеют большие размеры как в аксиальном, так и в радиальном направлениях, кроме того изготовление такой катушки. является трудоем ким процессом из-за необходимости поворота поперечного сечения заготовки катушки (лодочки) в лобовой части вокруг средней линии на угол, равный сумме 180 и центрального угла между пазами, занимаемымым и катушкой. Для этого требуется специальное устройство, а поворот поперечного сечения катушки на такой большой угол ведет также к деформации и повреждению витковой изоляции в лобовой части, расслоению витков из-за изменения радиусов сопряжений и изгибов, что приводит к снижению надежности катушки.
Цель изобретения — снижение трудоемкости изготовления катушки и повышение надежности за счет исключения операции растяжки заготовки (лодочки) в катушку, упрощения процесса формоваиия, исключения повреждения изоляции провода и расслоения витков.
Поставленная цель достигается тем, что в катушке жесткой двухслойной обмотки статора, выполненной из провода прямоугольного сечения и содержащей две пазовые части и изогнутую по овально-винтовой линии лобовую часть, в которой средняя линия провода расположена по спирали на поверхности, образованной вращением во5 I0
55 круг продольной оси машины овала, большая ось которого составляет с продольной осью машины острый угол, а поперечное сечение провода в лобовой части плавно повернуто вокруг средней линии. поворот поперечного сечения провода вокруг средней линии выполнен на обращенной к продольной оси машины поверхности вращения овала, а угол II08opoT3 поперечного сечения провода вокруг средней линии в лобовой части равен половине центрального угла между пазовыми частями катушки.
На фиг. 1 изображена кату>ика жесткой двухслойной обмов ки статора; на фиг. 2— вид А на фиг. 1; иа фиг. 3 — эскиз тела вращения (показаио расположение иг ием средней линии лобовой части и поворот поперечного сечения лобовой части KBTYILII H вокруг средней линии); иа фиг. 4 — взаимное расположение тела вращения и лобовой части иа ием.
Катушка жесткой двухслоииой обмотки статора имеет прямоуголыгое сечение 1 и состоит из пазовых частей 2 и 3 и двух зеркально расположенных лобовых частей. из которых каждая состоит из торца 4 и двух участков 5 и б. Средняя линия 7 лобовых частей катушки paci.олагается по спирали на поверхности 8, образованной вра цением вокруг продолыгой оси 9 машины овала 10, болыиая ось 11 которого составляет с продольной осью 9 машины острый угол р . Катугвка pdclloëdã; ется в пазах 12 статора 13 машииь: с центральным угломd.
Изготовление катушки, в конструкция которой поворот поисрс:.шого сечения вокруг средней линии выиол >ястся иа обращенной к продольной оси иоверхносги вращения овала на угол, равный половине центрального угла между пазами, занимаемыми катушкой, осу гцествляется намоткой провода прямоугольного сечения иа п>аблон, имеющий две параллельиыс прямолинейные стороны, иа которых расиолг гаются пазовые части 2 и 3 катушки, à Iid закруглениях между прямолинейными сторонами располага>отея лобовые части, состоящие из торца 4 и двух у>частк<>в 5 и б. Прямоугольный провод на одну > рямолииейиую сторону шаблона и участок б .>IO6080H части нам атывают широкой стороной (плашмя ), а иа другую узкой стороной (на ребро) с поворотом сечения провода иа участке 5 в одной лобовой части иа угол 90, а в другой лобовой части -- в противоположнук> сторону на 90 . Таким образом, Hà»атываемый провод иа участке 5 лобовых частей обмотки оказывает я предварительно повернутым ио винтовой линии уже ири намотке его на шаблон. Это исключает операцик> растяжки заготовок лодочек) в катушку, упрощает процесс формования, обеспечивая наименьшую деформации> провода, 13!0949
Яи9 д
11
70 после которой участок 5 лобовой части катушки располагается на обращенной к продольной оси 9 машины поверхности 8 вращения овала 10. Участок 6 лобовой части катушки располагается на поверхности 8, обращенной от продольной оси 9 машины.
Поперечное сечение лобовой части катушки на участке 5 плавно повернуто вокруг средней линии 7 на половину угла сс, являющегося центральным углом между пазами 12, занимаемыми катушкой. На участке 6 и торце 4 поворот поперечного сечения лобовой части вокруг средней линии 7 отсутствует. При этом большие стороны поперечного сечения 1 торца 4 параллельны продольной оси 9 машины.
Предлагаемая конструкция катушки позволяет снизить трудоемкость, так как исключается растяжка катушки или поворот поперечного сечения ее в лобовой части специальными устройствами, упрощается процесс формования, а также повысить надежность и качество катушки, так как исключается повреждение изоляции провода и расслоение витков катушки в лобовой части.
1310949 (оставитель В. Калишкин
Редактор М. Келемеш Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 766/52 Тираж 66! Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l 3035, Москва, )К вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



