Способ обработки деталей машин
Изобретение относится к области обработки стальных изделий, преимущественно деталей машин с концентраторами напряжений. Цель изобретения повьш1ение долговечности. Сущность изобретения заключается в том, что в зонах концентрации напряжений деталей машин прикладьшают нагрузку с созданием растягивающих напряжений величиной не менее разности максимальных разрушающих напряжений и предела выносливости материала, причем нагрузку прикладывают совпадающий по направлению с рабочей нагрузкой. При эксплуатации детали машин в концентраторе напряжений действуют рабочие растягивающие напряжения, уменьшенные на величину предварительных напряжений сжатия, причем величина рабочих напряжений не превьш1ает пре- . S дела выносливости материала детали и i поз тому не вызывает повреждений. 1СЛ I ил., 1 табл. СдЭ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1310437 А1 (5р 4 С 21 Р 1/78
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ф ь., 5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, ц -
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3634394/31-02 (22) 05.08.83 (46) 15.05.87. Бюл. У 18 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) В.А. Гурский и А.И. Назин (53) 621.787(088.8) (56) Головин Г.Ф., Зимин Н.В. Технология термической обработки металлов с применением индукционного нагрева. — Л.: Машиностроение, 1979, разд. III, с. 35-37.
Патент США N 3124492, кл. С 21 П 9/04, 1964. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН (57) Изобретение относится к области обработки стальных изделий, преимущественно деталей машин с концентраторами напряжений. Цель изобретения— повышение долговечности. Сущность изобретения заключается в том, что в зонах концентрации напряжений деталей машин прикладывают нагрузку с созданием растягивающих напряжений величиной не менее разности максимальных разрушающих напряжений и предела выносливости материала, причем нагрузку прикладывают совпадающий по направлению с рабочей нагрузкой.
При эксплуатации детали машин в концентраторе напряжений действуют рабочие растягивающие напряжения, уменьшенные на величину предварительных напряжений сжатия, причем величина рабочих напряжений не превышает преф дела выносливости материала детали и поэтому не вызывает повреждений.
1 ил., 1 табл.
С:
1 131043
Изобретение относится к способам обработки стальных изделий, преимущественно деталей машин с концентраторами напряжений, Цель изобретения — повышение долговечности.
На чертеже показан сварной картер ведущего моста транспортного средства, общий вид.
Картер имеет верхнюю 1 и нижнюю 2 пустотелые балки, сваренные продоль ным швом 3, в которые кольцевыми швами.4 ввариваются кольца 5 (заднее кольцо не показано). Картер имеет продольную 6i и поперечную 7 ось сим- 15 метрии. Йа концы балок 1 и 2 приварены при помощи швов 8 рукава 9.
Все сварные швы — односторонние и в силу своей природы являются концентраторами напряжений. 20
На выступающей верхней части балки 1 в месте пересечения ее наружного контура с поперечной осью 7 находится условная точка 10, к которой при изготовлении картера прикладыва- 25 ется технологическая нагрузка, а на нижней части картера — на поверхности рукавов 9 находятся условные точки 11, равноудаленные от условной точки 10, на которые опирается кар- Зп тер при изготовлении.
Пример. Под действием рабочей нагрузки в эксплуатации картер подвергается изгибу относительно продольной оси симметрии 6 так, что
35 верхняя балка 1 сжимается, а нижняя
2 растягивается. Растягивающие напряжения 6„ С действуют в кольцевом шве
4 на нижней балке 2, вызывая появление здесь усталостных трещин, кото- 40 рые, зарождаясь на кольцевом шве вблизи продольной оси 6 и распространяясь вдоль кольцевого шва 4 на нижней балке 2, вызывают разрушение картера в целом. 45
Рабочая нагрузка, вызывающая появление в месте разрушения кольцевого сварного шва напряжений 6„„„ составляла Р„ „, а рабочая нагрузка, соответствующая безопасному значению 50 напряжения — пределу выносливости составляла P
Способ термической обработки картера заключается в следующем.
После сварки картер устанавливает- 55 ся на шарнирные опоры в условных точках 11 рукавов 9 и упруго деформируется путем приложения нагрузки идентичной по направлению рабочей на
7 2 верхнюю балку 1 картера в условной точке 10. Величина нагрузки определяется исходя из разности напряжений
В зоне кольцевого шва д6 =Д с «Ь и составляет dP=P„„„ -Р .
Под нагрузкой в кольцевом шве 4, расположенном на нижней балке 2, возникают рабочие напряжения равные 44.
При сохранении деформированного состояния проводится местная термообработка кольцевого шва 4 на нижней балке 2. За счет рекристаллизационных процессов напряжения дб в зонах термообработки уменьшаются до нуля.
После охлаждения нагрузку снимают.
3а счет упруго деформированных балок картера, стремящихся вернуться в недеформированное состояние, в зоне термообработки кольцевого шва 4 возникают сжимающие напряжения в соответствии с геометрической формой сечений шва равные по величине, но противоположные по знаку тем напряжениям (растягивающим), которые действовали до нагрева, т. е. -Ы.
После разгрузки верхняя балка 1 частично сжата, нижняя балка 2 частично растянута. За счет дополнительного нагружения балок (элементов, не лимитирующих долговечность) достигнуто наведение предварительных напряжений сжатия в зоне кольцевого шва (элемента, лимитирующего долговечность).
При эксплуатации картера в кольцевом шве действуют рабочие растягивающие напряжения, уменьшенные на величину предварительных напряжений сжатия. Причем величина рабочих напряжений не превышает предела выносливости материала сварного шва и поэтому не вызывает повреждения.
Результаты испытаний по известному и предложенному способу приведены в таблице.
Формула изобретения
Способ обработки деталей машин, включающий приложение нагрузки, местный нагрев ТВЧ в нагруженном состоянии, охлаждение и снятие нагрузки, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, нагрузку прикладывают совпадающей по направлению с рабочей и величиной, создающей напряжения в детали не менее разности максимального разрушающего напряжения и предела выносливости материала детали.
1 Э
Х Р. о 5 о Ех
Р С Р
Э а х х о и о
И 1 и
Э I а!
С4 Е
u cd
Э .;4
Э х
С» Р о с»
cd о х х
Х
CI cd
Е.4 М
Э
cd a хо
Э W
ЭО
Э cV х
1:Е
Э Э
Р Х о х х
Al u
Р. О х
I 1 о и е х и
Э
:! Е»
Е»
Н х
1 эх х х
° Э 1
Е I
6 и х хх
I4 И л о л х
% и Р» оо
Ch
» с
° I
f 1
Н 1
С 1 I
1 I о х
cd 1
Д I
v х г.л
Н 1 о х
cd I
Е 1
3 I
v х г 1
1 сО 1
О
И I о
1 и I
3, E 1
И I
Э 1
6l I
Ж 1 о
1»
В
Р
1 о
cd >с
g Р оэср ц х
l3t0437 ооо сic л /1 Л СЧ о о О СЧЕ О 1
СЧ СЧ
I 1
Е cd о х о д х w5, 4 СС! Х с и с э а
СЧ Ф
>х о
m e э о ."г х вс! а
Ю
O Cd O
ИиН
Э х
Э II
И
Э (.С аэо
О со
Э х
alI1Ф
<о х юД о исЧ сЧ
И 0 л л
5»
% о — оЮ и
1
CO л
СО
СЧ
О
О л 1
СЧ
;о
;С> I
" Ф I
1 .о х о х
Х Х 1
Э Е 1
Щ V I о о ц 1 о э в о
Э Г» I
Х . 1 х о
Э Q I
Х 1
cd Э I х х
m x
aI
Э Н э о х х
Е 1 а о
u u
I
1
I
Ц л
Л, 1 м и м о%Я
СЕ ОСЧОО о э-
1310437
Составитель А. Кулемин
Техред М.Ходанич
Редактор Л.Пчолинская
Корректор С. Шекмар
Заказ 1869/26 Тираж 550
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



