Гидроходопреобразователь транспортного средства
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин. Цель изобретения - расширение диапазона бесступенчатого регулирования скорости. Гидроходопреобразователь транспортного средства в основном содержит дифференциальный механизм 1 с входным звеном 2, кинематически связанным с двигателем , выходным звеном 4, кинематически связанным с движителем 5, и промежуточным звеном 6, кинематически связанным с моторнасосом 7, несколько насосов 8, 9, кинематически связанных с входным звеном дифференциального механизма 1, регуляторы расхода 17, 18, 19 с устройством их управления, связывающие нагнетательные магистрали гидромашин с гидробаком 16, и обратные клапана 14, 15, установленные между нагнетательными магистралями гидромашин. Он снабжен дополнительным насосом 10 и распределителем, в первой позиции связываюш.им нагнетательную магистраль дополнительного насоса с гидробаком и во второй связываюшим нагнетательную магистраль дополнительного насоса с нагнетательной магистралью мотор-насоса, при этом производительность дополнительного насоса равна сумме производительностей основных насосов и подаче мотор-насоса при открытом его регуляторе расхода. При этом предпочтительно снабжать его вторым дополнительным на.сосом 29, производительность которого равна производительности первого дополнительного насоса, при этом в первой позиции распределителя нагнетательные магистрали дополнительных насосов связаны с гидробаком , во второй нагнетательная магистраль первого дополнительного насоса - с нагнетательной магистралью мотор-насоса а нагнетательная магистраль второго дополнительного насоса - с гидробаком, и в третьей нагнетательные магистрали дополнительных насосов - с нагнетательной магистралью мотор-насоса. 1 з. п. ф-лы, 1 ил. S S )17 i (Л со о оо 4 fsj
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (59 4 В 60 К 17 10
gP Pr w; .-.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ВНВДИ 0 1-,:.; .
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1123900 (21) 3976018/27-11 (22) 14. 11.85 (46) 15.04.87. Бюл. № 14 (72) О. К. Довнар и В. В. Емельянчик (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1123900, кл. В 60 К 17/10, 1984. (54) ГИДРОХОДОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроходопреобразователям — устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин. Цель изобретения — расширение диапазона бесступенчатого регулирования скорости. Гидроходопреобразователь транспортного средства в основном содержит дифференциальный механизм 1 с входным звеном 2, кинематически связанным с двигателем, выходным звеном 4, кинематически связанным с движителем 5, и промежуточным звеном 6, кинематически связанным с моторнасосом 7, несколько насосов 8, 9, кинематически связанных с входным звеном дифференциального механизма 1, регуляторы расхода 17, 18, 19 с устройством их управления, Я0„„1303447 А 2 связывающие нагнетательные магистрали гидромашин с гидробаком 16, и обратные клапана 14, 15, установленные между нагнетательными магистралями гидромашин.
Он снабжен дополнительным насосом 10 и распределителем, в первой позиции связывающим нагнетательную магистраль дополнительного насоса с гидробаком и во второй связывающим нагнетательную магистраль дополнительного насоса с нагнетательной магистралью мотор-насоса, при этом производительность допол нительного насоса равна сумме производительностей основных насосов и подаче мотор-насоса при открытом его регуляторе расхода. При этом предпочтительно снабжать его вторым дополнительным насосом 29, производительность которого равна производительности первого дополнительного насоса, при этом в первой позиции распределителя нагнетательные магистрали дополнительных насосов связаны с гидробаком, во второй нагнетательная магистраль первого дополнительного насоса с нагнетательной магистралью мотор-насоса а нагнетательная магистраль второго дополнительного насоса — с гидробаком, и в третьей нагнетательные магистрали дополнительных насосов — с нагнетательной магистралью мотор-насоса. 1 з. п. ф-лы, ил.
1303447
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям — устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин, и является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1123900.
Цель изобретения — расширение диапазона бесступенчатого регулирования скорости.
На чертеже схематично изображен предложенный гидроходопреобразователь транспортного средства.
Гидроходопреобразователь транспортного средства содержит дифференциальный механизм 1 с входным звеном 2, например солнечной шестерней, связанным с двигателем 3, выходным звеном, например водилом 4 связанным с движителем 5, и промежуточным звеном, например коронной шестерней 6.
С промежуточным звеном 6 дифференциального механизма связан мотор-насос 7, а с входным 2 — основные насосы 8 и 9 и дополнительный насос 10. Нагнетательные магистрали 11 и 12 насосов 8 и 9 связаны с нагнетательной магистралью 13 моторнасоса 7 через обратные клапаны 14 и 15, с гидробаком 16 — через регуляторы расхода 17 и 18, а нагнетательная магистраль 13 мотор-насоса связана с гидробаком 16 через регулятор расхода 19. Управляются регуляторы расхода 17 — 19 с помощью рейки 20, производящей их последовательное закрытие за счет упоров 21, расположенных с увеличивающимся расстоянием по отношению к осям 22 рычагов 23, и воздействующих на рычаги 23 пружин 24.
Кроме того, в нагнетательной магистрали 25 дополнительного насоса 10 установлен распределитель 26, в позиции 27 связывающий магистраль 25 с гидробаком 16, и в позиции 28 — магистраль 25 с магистралью 13.
Производительность дополнительного насоса 10 равна сумме производительности основных насосов 8 и 9 и подачи мотор-насоса 7 при открытом регуляторе расхода 19.
Предпочтительно в гидроходопреобразователь ввести и второй дополнительный насос 29, равный по производительности насосу 10, а распределитель 26 выполнить с возможностью связи нагнетательной магистрали 30 насоса 29 в позициях 27 и 28 с гидробаком 16, и в дополнительной позиции 31— с нагнетательной магистралью 13 моторнасоса 7 при связи нагнетательной магистрали 25 первого дополнительного насоса 10 — с нагнетательной магистралью 13 мотор-насоса 7 (на схеме второй дополнительный насос 29 с его элементами управления показан пунктирной линией).
Гидроходопреобразователь работает следующим образом.
Первый поддиапазон регулирования скорости обеспечивается в позиции 27 распределителя 26, подающего рабочую жидкость
55 от дополнительных насосов 10 и 29 в гидробак 16. При перемещении рейки 20 влево она первоначально постепенно закрывает регулятор расхода 19, что останавливает мотор-насос 7 и связанную с ним коронную шестерню 6, а затем постепенно закрывает регуляторы расхода 17 и 18, что подает рабочую жидкость в увеличивающемся количестве в мотор-насос 7 первоначально от насоса 8 через обратный клапан 14, а затем от насоса 9 через обратный клапан 15, приводя его, а с ним и коронную шестерню 6, с увеличивающейся скоростью в обратном относительно первоначального направлении.
Соответственно скорость водила 4 и связанного с ним движителя 5 транспортного средства увеличивается от минимальной до максимальной в первом поддиапазоне.
Для работы во втором поддиапазоне регулирования скорости при открытых регуляторах 17 — 19 распределитель 26 устанавливается в позицию 28, подающую рабочую жидкость от дополнительного насоса 10 в мотор-насос 7, а от дополнительного насоса 29 — в гидробак 16. Так как производительность дополнительного насоса 10 равна сумме производительности насосов 8 и 9 и подачи мотор-насоса 7 при открытом регуляторе расхода 19, то минимальная скорость во втором поддиапазоне при открытых регуляторах расхода 17 в 19 равна максимальной скорости, обеспечиваемой в первом поддиапазоне при закрытых регуляторах расхода 17 — 19. Аналогично первому поддиапазону, увеличение скорости транспортного средства осуществляется закрытием регуляторов расхода 17 — 19 посредством рейки 20.
И для работы в третьем поддиапазоне регулирования скорости при открытых регуляторах расхода 17 — 19 распределитель 26 устанавливается в позицию 31, подающую рабочую жидкость от дополнительных насосов 10 и 29 в мотор-насос, что обеспечивает транспортному средству минимальную скорость, равную максимальной во втором поддиапазоне. Увеличение скорости производится, как и в первых поддиапазонах, за счет закрытия регуляторов расхода 17 — 19 посредством рейки 20.
Уменьшение скорости транспортного средства во всех поддиапазонах осуществляется открытием регуляторов расхода 17 — 19 за счет перемещения рейки 20 вправо.
Как следует из принципа работы предложенного гидроходопреобразователя, число дополнительных насосов, которые могут использоваться в нем, не ограничивается, одним или двумя и определяется только необходимым диапазоном бесступенчатого регулирования скорости транспортного средства.
Форм ула изобретения
1. Гидроходопреобразователь транспортного средства по авт. св. № 1123900, отли1303447
Составитель С. Белоусько
Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор М. Пожо
Заказ 1261/20 Тираж 699 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 чающийся тем, что, с целью расширения диапазона бесступенчатого регулирования скорости, он снабжен дополнительным насосом и распределителем, в первой позиции сообщающим нагнетательную магистраль дополнительного насоса с гидробаком и во второй — сообщающим нагнетательную магистраль дополнительного насоса с нагнетательной магистралью мотор-насоса.
2. Гидроходопреобразователь по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен вторым 1р дополнительным насосом, при этом в первой позиции распределителя нагнетательные магистрали дополнительных насосов сообщены с гидробаком, во второй — нагнетательная магистраль первого дополнительного насоса — с нагнетательной магистралью моторнасоса, а нагнетательная магистраль второго дополнительного насоса — с гидробаком, и в третьей — нагнетательные магистрали дополнительных насосов — с нагнетательной магистралью мотор-насоса.


