Конструкция соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в упрощении конструкции. Конструкция соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины включает расположенный в радиальном отверстии 2 вала 3 и в аксиальном пазу 5 цапфы 6 вентилятора двухступенчатый штифт 1, большая ступень которого расположена в валу 3, а малая - в цапфе 6. Благодаря такому выполнению конструкции облегчен монтаж и демонтаж вентилятора. 3 з.п. ф-лы, 4 ил. , (Л оо о to со 00 го ф1/г.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
Л0 1302382 (51)4 Н 02 К 9/06
ВСЕГО"("+ > Я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
i13,,: 13
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlQ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
: (89) 32245 BG (21) 7772194/24-07 (22) 01. 12.81 (46) 07.04.87. Бюл. 9 13 (71) ДСО "Елпром" (BG) (72) Борислав Асенов Йончев, Гълъб Костадинов Гъльбов, Петър Христов Парашиков и Горян Стоилов Модев (Вс) (53) 621.313.713(088.8) (54) КОНСТРУКЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ ПЛАСТМАССОВОГО ВЕНТИЛЯТОРА С ВАЛОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроенню. Цель изобретения состоит в упрощении конструкции.
Конструкция соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины включает расположенный в радиальном отверстии 2 вала 3 и в аксиальном пазу 5 цапфы 6 вентилятора двухступенчатый штифт 1, большая ступень которого расположена в валу
3, а малая — в цапфе 6. Благодаря такому выполнению конструкции облегчен монтаж и демонтаж вентилятора.
3 з.п. ф-лы, 4 ил.
1302382
Изобретение касается конструкции соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины.
Известна конструкция соединения пластмассового вентилятора с валом 5 электрической машины, в ступице вентилятора которой расположена шпаночная канавка, на цапфе вала — соответствующая шпоночная канавка, а в ее конце - канавка для пружинного стопорного кольца, причем обе шпоночные канавки соединены посредством шпанки и снятие вентилятора ограничено пружинным стопорным кольцом, находящимся в соответствующей канавке (авторское свидетельство СССР
-М 750656, кл. Н 02 К 9/04, 1980).
Недостатком этой конструкции является большое число деталей и обработок для .осуществления соединения вала с вентилятором.
Известна конструкция соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины, включающая по
25 меньшей мере один штифт, расположенный в радиальном отверстии вала и в аксиальном пазу цапфы вентилятора (Орлов П.И. Основы конструирования.—
И.: Иашиностроение, 1977, т. II, с. 286-287, рис. 313-к).
Недостатками известной конструкции соединения являются необходимость в большом количестве деталей и необходимость пригонки штифта в радиальном отверстии вала, что затрудняет монтаж и демонтаж.
Цель изобретения — создание конструкции соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины, в которой снижено количество деталей, участвующих в соединении, и которая позволяет облегчить монтаж и демонтаж.
Цель достигается посредством конструкции соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины, включающей по меньшей мере один штифт, расположенный в радиальном отверстии вала и в аксиальном пазу цапфы вентилятора, в которой 50 штифт выполнен двухступенчатым, большая ступень его расположена ь валу, а малая — в цапфе, причем аксиальньтй паэ цапфы имеет ширину меньшую, чем ширина малой ступени штифта. 55
При этом пластмассовый вентилятор имеет укрепляющую тарелку с аксиальными прорезями, соединенными с акси,альными пазами цапфы.
Причем аксиальные пазы расположены со стороны насадки цапфы на вал.
Караме того, аксиальные пазы цапфы могут быть расположены с обоих ее торцов.
Расположение радиального отверстия в средней части аксиальной канавки
J цапфы является наиболее удобным.
Преимуществам конструкции соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины является
I сниженное число деталей, посредством которых осуществляется соединение.
Кроме того, облегчены и монтаж и демонтаж.
На фиг. 1 представлено соединение пластмассового вентилятора с валом посредством двухступенчатого штифта, разрез; на фиг. 2 — пластмассовый вентилятор, на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — пластмассовый вентилятор с укрепляющей тарелкой.
Двухступенчатый штифт 1 своей большой ступенью установлен в радиальном отверстии 2 вала 3, а своей малой ступенью вставлен в радиальное отверстие 4, находящееся в аксиальной канавке 5 цапфы 6 пластмассового вентилятора и расположенное в средней части аксиальной канавки 6.
Аксиальная канавка 5 расположена в середине между двумя соседними лопастями 7 (фиг. 2) и начинается со стороны цапфы, которой пластмассовый вентилятор насаживается на вал 3 электрической машины.
На фиг. 4 показан пластмассовый вентилятор с укрепляющей тарелкой 8.
В этом случае аксиальные канавки 5 цапфы 6 пластмассового вентилятора
-соединены с аксиальными прорезями 9 в укрепляющей линии.
Когда пластмассовый вентилятор снабжен укрепляющей линией, аксиальные прорези 9 необходимы для осуществления облегченных монтажа и демонтажа.
Ионтаж пластмассового вентилятора на вал 3 электрической машины осуществляется следующим образом.
Цапфа пластмассового вентилятора ориентируется таким образом, чтобы аксиальная канавка 5 установилась напротив маленькой ступени двухступенчатого штифта 1. Цапфа 6 подвергается аксиальному давлению, причем цапфа 6 эластично раскрывается по аксиальной канавке 5. Раскрывание цапфы вентилятора облегчена положе3 130238 нием радиального отверстия 4, которое находится в средней части, а не в конце аксиальной канавки 5. Это создает возможность для продольного перемещения вентилятора по валу 3 до попадания малой ступени двухступенчатого штифта 1 в радиальное отверстие 4.
Когда маленькая ступень двухступенчатого штифта 1 попадает в ра- 10 диальное отверстие 4, аксиальная канавка 5 возвращается в свой первоначальный размер. Этим осуществляется соединение пластмассового вентилятора с валом 3 электрической ма- 15 шины.
Демонтаж пластмассового вентилятора осуществляется при давлении на цапфу в обратном монтажу направлении.20
При этом аксиальная канавка 5 раскрывается, увеличивая свою ширину, и вентилятор снимается с вала 3.
Необходимое число двухступенчатых штифтов в соединении пластмассового вентилятора с валом электрической машины определяется диаметром вала.
2 4
Формула изобретения
1. Конструкция соединения пластмассового вентилятора с валом электрической машины, включающая по меньшей мере один штифт, расположенный в радиальном отверстии вала и в аксиальном пазу цапфы вентилятора, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения, штифт выполнен двухступенчатым, большая ступень его расположена в валу, а малая — в цапфе, причем аксиальный паз цапфы имеет ширину меньшую, чем ширина малой ступени штифта.
2. Конструкция по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что пластмассовый вентилятор имеет укрепляющую тарелку с аксиальными прорезями, соединенными с аксиальными пазами цапфы.
3. Конструкция по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что аксиальные пазы расположены со стороны насадки цапфы на вал.
4. Конструкция по пп. 1-3, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что аксиальные пазы цапфы расположены с обоих ее торцов.
1302382
Составитель А.Обух
Техред Л.Олейник Корректор Л.Пилипенко
Редактор И.Дербак
Заказ 1221/53 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул.Проектная, 4



