Соосная коробка передач для транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям шестиступенчатых коробок передач. Цель изобретения - упрощение конструкции J путем уменьшения числа муфт при сохранении кинематического диапазона. Коробка передач содержит два первичных 1 и 2, промежуточный 12 и вторичный 10 валы. Шестерни промежуточного вала, зацепленные с шестернями первичных валов, снабжены муфтами для соединения со своим валом, а две из них 16 и 19, зацепленные с шестернями первичных валов, снабжены муфтой 20 для соединения между собой. Зацепленные шестерни промежуточного и вторичного валов жестко установлены на своих валах. 1 ил. . 7 « 27 (Л . 7 « L „ЭИ ю со со 00 4 28
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5д 4 В 60 К 17 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 39506 3/27-11 (22) 06.09.85 (46) 30.03.87. Бюл. ¹ 12 (75) И. И. Лифшиц и И. И. Лифшиц (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1164088, кл. В 60 К 17/08, 1984. (54) СООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкциям шестиступенчатых коробок передач.
Цель изобретения — упрощение конструкции
ÄÄSUÄÄ 1299842 А1 путем уменьшения числа муфт при сохранении кинематического диапазона. Коробка передач содержит два первичных 1 и 2, промежуточный 12 и вторичный 10 валы.
Шестерни промежуточного вала, зацепленные с шестернями первичных валов, снабжены муфтами для соединения со своим валом, а две из них 16 и 19, зацепленныс с шестернями разных первичных валов, снабжены муфтой 20 l„lH соединения между собой.
Зацеплснные шестерни промежуточного и вторичного валов жестко установлены на своих валах. 1 ил.
1299842
Изобретение, относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автомобилей.
Цель изобретения — упрощение конструкции.
На чертеже приведена конструктивная схема шестиступенчатой соосной коробки передач.
На концентричных первичных валах 1 и
2 установлены ведомые диски сцеплений 3 и 4. Вал 1 выполнен в виде блока 5 шестерен 6 и 7. Вал 2 жестко соединен с шестерней 8. На ступице 9 вторичного вала 10 установлена муфта 11 для соединения вторичного вала 10 с первичным валом 2. На вторичном 10 и промежуточном 12 валах жестко установлены зацепленные между собой шестерни 13 и 14. Шестерни 6 и 7 первичного вала 1 зацеплены с шестернями 15 и 16, свободно установленными на промежуточном валу 12, на котором между этими шестернями установлена ступица 17, несущая муфту 18 для соединения шестерен 15 и 16 с промежуточным валом 12. Шестерня 8 первичного вала 2 зацеплена со свободной установленной на промежуточном валу 12 шестерней
19, несущей муфту 20 для соединения с шестерней 16 и снабженной муфтой 21, установленной на ступице 22 вала 12, для соединения с промежуточным валом 12. Шестерни заднего хода 23 и 24 установлены на блоке шестерен 5 и на муфте 18 и зацеплены между собой через промежуточную шестерню (не показана). Для автоматизации переключения вилки муфт 11, 18, 20 и 21 снабжены управляющими гидроцилиндрами 25 — 28.
Шестиступенчатая соосная коробка передач работает следующим образом.
На первой передаче включены муфты 20 и 18 (влево) и сцепление 4. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 8-19-16-7-6-15-14-13 на вторичный вал 10.
Переключение на вторую передачу осуществляется плавным переходом со сцепления 4 на сцепление 3. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 6-15-14-13 на вторичный вал 10.
Для переключения на третью передачу в процесс движения на второй отключается муфта 20 и включается муфта 21.
Переключение на третью передачу осуществляется плавным переходом со сцепления 3 на сцепление 4. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 8-19-14-13 на вторичный вал 10.
Для переключения на четвертую передачу в процессе движения на третьей муфта 18 переключается с левого в правое положение.
Переключение на четвертую передачу осуществляется плавным переходом со сцепления 4 на сцепление 3. Мощность передается по кинематической цепи шестерен 7-16-14-13 иа вторичный вал 10.
Для переключения на пятую передачу в процессе движения на четвертой отключается муфта 21 и включается муфта 11.
Переключение на пятую передачу осуществляется плавным переходом со сцепления 3 на сцепление 4. Поток мощности передается непосредственно с первичного вала 2 на вторичный 10.
Для переключения на шестую передачу в процессе движения на пятой отключается муфта 18 и включается муфта 20.
Переключение на шестую передачу осуществляется плавным переходом со сцепления 4 на сцепление 3. Поток мощности передается по кинематической цепи шестерен 7-16-19-8 и далее через включенную муфту 11»а вторичный вал !О.
Обратные переключения осуществляются в обратном порядке.
Работа на реверсивных передачах осуществляется при включенной муфте 20.
При включении сцепления 4 осуществляется первая реверсивная передача по кинематической цепи шестерен 8-19-16-7-2324-14-13, а при включении сцепления 3— вторая реверсивная передача по кинематической цепи шестерен 23-24-14-13 с плавным
4О безразрывным переходом между обеими реверсивными передачами путем переключения сцеплений.
Схема переключений приведена в таблице.
1299842
Передача
Позиции по схеме
Рабочая кинематическая цепь
Включены сцепления
Включены муфты
8-1 9-1 6-7-6-15-14-13
6-15-14 — 13
8 — 19 — 14 — 13
7-16-14-13
Х 7-16-19-8
Х
8 — 19-16 — 7-23 — 24 — 14 — 13
R 1
R 2
23-24 — 14-13
Формула изобретения
Составитель С. Белоусько
Редактор Т. Митейко Техред И. Верес Корректор Л. Патай
Заказ 816/1б Тираж 599 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Соосная коробка передач для транспортного средства, содержащая два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений, вторичный вал с муфтой для соединения с первичным валом, промежуточный вал с шестернями, зацепленными с шестернями первичных и вторичного валов, а также муфты, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, шестерни промежуточного вала, зацепленные с шестернями жестко установленного на одном первичном валу блока шестерен, связаныс промежуточным валом посредством двухсторонней муфты, а шестерня промежуточного вала, зацепленная с шестерней второго первичного вала, снабжена муфтами для соединения со своим валом и для соединения с шестерней, зацепленной с шестерней первого первичного вала, при этом зацепленные между собой шестерни промежуточного и вторичного вала жестко установлены на своих валах.


