Подпятник скольжения
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности в работе и снижение трудоемкости сборки путем ликвидации работ по выверке перпендикулярности рабочей поверхности враш,ающегося диска относительно оси вращения. Подпятник скольжения содержит втулку 1 и диск 3, между которыми симметрично установлена гибкая герметичная заполненная жидкостью камера 4. Стенки ее выполнены гофрированными, а основания жестко соединены с втулкой и диском. Благодаря такому выполнению деформации камеры не выходят за рамки упругих деформаций. 6 з. п. ф-лы, 4 ил. (Л ю ;о N3 СП //
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3810234/24-07 (22) 05.11.84 (46) 23.02.87. Бюл. № 7 (72) М. М. Рябов (53) 621.313.04 (088.8) (56) Александров А. Е. Подпятники гидроагрегатов. — М.: Энергия, 1975, с. 36,51.
Нейман 3. Б. и др. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.— М.:
Энергия, 1974, с. 165, рис. 15-1. (54) ПОДПЯТНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повы,.SU„„1292115 А1 шение надежности в работе и снижение трудоемкости сборки путем ликвидации работ по выверке перпендикулярности рабочей поверхности вращающегося диска относительно оси вращения. Подпятник скольжения содержит втулку 1 и диск 3, между которыми симметрично установлена гибкая герметичная заполненная жидкостью камера 4. Стенки ее выполнены гофрированными, а основания жестко соединены с втулкой и диском. Благодаря такому выполнению деформации камеры не выходят за рамки упругих деформаций. 6 з. п. ф лы, 4 ил.
1292115
Изобретение относится к машиностроению, в частности к электромашиностроению, и может найти широкое применение в производстве вертикальных машин, например в производстве электродвигателей средней и большой мощности.
Цель изобретения — повышение надежности в работе и снижение трудоемкости сборки за счет ликвидации работ по выверке перпендикулярности рабочей поверхности вращающегося диска относительно оси вра- 10 щения, упрощение конструкции и повышение жесткости, а также компенсация теплового расширения жидкости в камере.
На фиг. 1 — 3 показаны варианты предлагаемого подпятника, продольный разрез; на фиг. 4 — разрезы А-А и Б-Б на фиг. 3.
Предлагаемый подпятник скольжения имеет втулку 1 подпятника, жестко установленную на валу 2 электрической машины, вращающийся диск 3, гибкую камеру 4, расположенную между втулкой подпятника 1 и вращающимся диском 3 так, что верхнее основание 5 гибкой камеры 4 жестко связано с втулкой подпятника 1, а нижнее основание 6 — с вращающимся диском 3.
Боковые стенки 7 и 8, выполненные в виде гофрированных оболочек, например, цилинд.рической формы, с определенной по условиям механической прочности толщиной, с количеством гофр не менее одной, обладают податливостью в осевом направлении. Внутренняя полость 9 гибкой камеры 4 герметична и полностью заполнена жидкостью 10, например турбинным маслом или другой рабочей жидкостью подпятника.
Осевая нагрузка, обусловленная весом вращающихся частей электрической машины и усилиями со стороны рабочего механизма, например, гидронасоса передается через пару скольжения: вращающийся диск 3— сегменты 11 подпятника на жесткие опоры 12 несущей конструкции, например верхней крестовины. Исходя из вопросов технологичности и упрощения конструкции предлагае- 4О мого подпятника, ряд элементов гибкой камеры могут быть выполнены заодно с узлами и деталями подпятника. Верхнее основание 5, боковые стенки 7 и 8 гибкой камеры 4 могут быть выполены заодно с втулкой подпятника 1 или, например, нижнее основание 6 45 и боковые стенки 7 и 8 гибкой камеры 4 могут быть выполнены с целью увеличения жесткости заодно с вращающимся диском 3.
Для увеличения податливости гибкой камеры 4 боковые стенки 7 и 8 (фиг. 2) имеют форму гофрированных цилиндров с количеством гофр не менее двух и расположены концентрично оси вращения машины. Внутри гибкой камеры 4, в полости 9 расположено
- тело вытеснения 13, выполненное в виде кольцевого ребра жесткости вращающегося 55. диска 3, которое служит для компенсации теплового расширения жидкости внутри упругой гибкой камеры 4, для фиксации вращающегося диска 3 от значительных перемещений в горизонтальном направлении относительно втулки подпятника 1.
Для повышения податливости гибкая камера 4 выполняется в виде ряда полых стаканов 14 с гофрированными боковыми стенками (фиг. 3 и 4), расположенных равномерно по окружности вращающегося диска 3 в количестве не менее трех, причем внутренние полости стаканов 14 герметичны, заполнены полностью жидкостью 10 и сообщаются между собой, например, с помощью труб 15. Внутри стаканов 14 располагаются тела вытеснения 16. Для обеспечения возможности ревизии подпятника без снятия втулки подпятника 1 с вала 2, например, при выемке сегментов 11 подпятника между втулкой подпятника 1 и вращающимся диском 3 установлены элементы фиксации, например, отжимные болты 17, обеспечивающие сохранение взаимного положения втулки подпятника 1 и вращающегося диска 3.
В качестве жестких . опор несущей конструкции может быть использована верхняя крестовина 18.
Формула изобретения
1. Подпятник скольжения, содержащий втулку, диск, сегменты, опирающиеся на опорные винты, установленные неподвижно в несущей конструкции, например верхней крестовине, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и снижения трудоемкости сборки за счет ликвидации работ по выверке перпендикулярности рабочей поверхности вращающегося диска относительно оси вращения, между втулкой и диском симметрично относительно них установлена гибкая камера, у которой одно основание жестко связано с втулкой подпятника, другое — с диском, а боковые стенки камеры выполнены гофрированными, при этом внутренняя полость камеры герметична и полностью заполнена жидкостью.
2. Подпятник скольжения по и. 1, отли чающий ся тем, что гибкая камера имеет кольцеобразную форму.
3. Подпятник скольжения по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, верхнее основание гибкой камеры и ее боковые стенки выполнены за одно целое с втулкой подпятника.
4. Подпятник скольжения по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения жесткости, нижнее основание и боковые стенки гибкой камеры выполнены за одно целое с диском.
5. Подпятник скольжения по пп. 1 — 4, отличающийся тем, что, с целью компенсации теплового расширения жидкости в камере, диск снабжен кольцевым ребром жесткости, расположенным внутри гибкой камеры.
1292115
6. Подпятник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что гибкая камера выполнена в виде ряда полых цилиндров с гофрированными боковыми стенками, расположенных равномерно по окружности, число которых равно по меньшей мере трем, а полости
/ цилиндров сообщаются между собой, например, посредством труб.
7. Подпятник скольжения по пп. 1 — 6, отличающийся тем, что между втулкой и диском установлены элементы фиксации, например отжимные винты.
1á б
Фиг. 3
9, чоиг.4
Составитель В. Константинов
Редактор Н. Марголина Техред И Верес Корректор Н. Король
Заказ 282/55 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



