Привод для координатных перемещений рабочих органов станка
Изобретение относится к системам управления. Цель изобретения - повышение точности -позиционирования. Привод для координатных перемещений рабочих органов станка содержит корпус , центральный вал (ЦВ), две муфты включения, каждая из которых включает приводную полумуфту и соединительную полумуфту, механизм переклдючения полумуфт (МПП), выходные валы. Повышение точности позиционированияобеспечивается тем, что приводные полумуфты связаны с ЦБ через диск,снабженный механизмом стопорения, выполненньм в виде зубчатого венца, сопряженного с зубчатым стопором, а МПП снабжен двумя фиксаторами соединительных полумуфт. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3920746/24-24 (22) 24.06.85 (46) 15.01.87. Бюл. У 2 (72) В.А.Огуров (53) 621.503.55 (088.8) (56) Кожевников С.Н. и др. Механиз.мы. М.: Машиностроение, 1965, с.217, рис. 3. 121.
Авторское свидетельство СССР
Ф 758113, кл . G 05 G 21/00, 1976. (54) ПРИВОД ДЛЯ КООРДИНАТНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ РАБОЧИХ ОРГАНОВ СТАНКА (57) Изобретение относится к системам управления. Цель изобретения— повышение точности позиционирования. ш 4 С 05 G 21/00 В 23 5 00
Привод для координатных перемещений рабочих органов станка содержит корпус, центральный вал (ЦВ), две муфты включения, каждая из которых включа" ет приводную полумуфту и соединительную полумуфту, механизм перекЛючения полумуфт (МПП), выходные валы. Повышение точности позиционирования обеспечивается тем, что приводные полумуфты связаны с ЦВ через диск, снабженный механизмом стопорения, выполненным в виде зубчатого венца, сопряженного с зубчатым стопором, а
МПП снабжен двумя фиксаторами соеди нительных полумуфт. 2 ил.
83736 г с помощью зубчатых колес 28-31.Öåíтральный вал 2 связан с приводным двигателем (не показан).
55
Изобретение относится к машиностроению.
Целью изобретения является повышение точности позиционирования, На фиг. 1 изображена схема устройства; на фиг.2 — сечение А-А нафиг.1.. !
Привод для координатных перемеще" ний рабочих органов станка содержит корпус 1, центральный вал 2, две муфты включения 3 и 4, каждая иэ которых включает приводную полумуфту 5 и 6, жестко связанную с центральным валом 2, и подвижную соединительную полумуфту 7 и 8, механизм переключения полумуфт 9, выходные валы 10 и 11, кинематически связанные с соединительными полумуфтами 7 и 8.
Приводные полумуфты 5 и 6 связаны с центральным валом 2 через диск 12, жестко закрепленный на центральном валу 2 и снабженный механизмом стопорения, выполненным в виде зубчатого венца 13, сопряженного с зубчатым стопором 14, связанным с ползуном 15, установленным в направляющих 16 корпуса 1, а механизм переключения полумуфт 9 снабжен двумя фиксаторами 17 и 18 соединительных полумуфт, при этом приводные полу. муфты 5 и 6 и фиксаторы 17 и 18 соединительных полумуфт снабжены оди- наковой внутренней зубчатой нарез- кой 19, а соединительные полумуфты
7 и 8 — ответной наружной зубчатой нарезкой 20. Ширина зубчатой нарезки 20 соединительных полумуфт 7 и
8 больше зазора между каждым фиксатором 17(18) соединительных полумуфт и соседней с ним приводной полумуфтой 5(6), измеренного вдоль центрального вала 2, причем зубчатый венец 13 механизма стопорения имеет одинаковое количество зубьев (не показаны) с полумуфтами 5-8 и фиксаторами 17 и 18.
В корпусе 1 установлены исполнительные органы 21 и 22, связанные с системой управления (не показана).
Механизм переключения 9 включает в себя исполнительный орган 22, другой ползун 23, установленный в направляющей 24, випки 25 и 26, сопряженные с соединительными полумуфтами 7 и 8, и тягу 27.
Исполнительный орган 21 связан с ползуном 15.
Соединительные полумуфты 7 и 8 связаны с выходными валами 10 и 11
Устройство работает следующим образом.
По команде системы управления станка подвижный элемент исполнительного органа 22 занимает одно из своих двух положений и посредстом тяги 27, ползуна 23 и вилок 25 и
26 устанавливает полумуфты 7 и 8 в положение, приведенное на фиг.1.
При этом полумуфта 8 входит в зацепление с полумуфтой 6, а полумуфта
7 — с фиксатором 17, и крутящий момент через центральный вал 2,диск
12, муфту 3 и зубчатые колеса 28 и
29 передается на выходной вал 10, а ведомый вал 11 через полумуфту 7 и зубчатые колеса 30 и 31 удерживается от поворота фиксатором 17. Таким образом исполнительному органу станка, кинематически связанному с выходным валом IO, сообщают соответствующее перемещение.
Ф
В случае необходимости переключения привода на другой исполнительный орган станка по команде системы управления станка подвижный элемент исполнительного органа 22 переводят в другое положение и посредством тех же звеньев 27, 23, 25 и 26 устанавливают полумуфты 7 и 8 в другое положение (перемещают их влево). При этом полумуфта 8 выходит из зацепления с полумуфтой 6 и входит в зацепление с.фиксатором )
18, а полумуфта 7 выходит из зацеп- ления с фиксатором 17 и входит в зацепление с полумуфтой 5. Крутящий момент с центрального вала 2 через диск 12, муфту 4, зубчатые колеса
30 и 31 передается на выходной вал
11, а выходной вал: 10 через полумуфту 8 и зубчатые колеса 28 и 29 удерживается от поворота фиксатором 18.
Ширина зубчатой нарезки 20 соединительных полумуфт 7 и 8 больше зазора между каждым фиксатором 17(18) и соседней с ним приводной полумуфтой
5(6), что исключает их взаимный поворот при переключении вращения с одного выходного вала на другой.
При выключенном приводном двигателе подвижный элемент исполнительного органа 21 занимает положение, при котором стопор 14 находится в зацеплении с зубчатым венцом 13 (на3 12837 пример удерживается пружиной). Этим самым диск 12 вместе со связанным с ним выходным валом 10(11), незафиксированным в данный момент относительно корпуса I фиксатором 18 (или
1?), удерживается от возможных угловых перемещений относительно зафиксированного выходного вала, чтобы полумуфты 7 и 8 вошли в зацепление с фиксаторами 17(18) и полумуфтами 10 5 и 6 при включении двигателя. При включении приводного двигателя подвижный элемент исполнительного органа 21 по соответствующей команде от системы управления станка через пол- 15 зун 15 выводит стопор 14 из зацепления с зубчатым венцом 13 °
Формула изобретения
Привод для координатных перемеще- 20 ний рабочих органов станка, содержащий корпус, центральный вал, две муфты включения, каждая из которых включает приводную полумуфту, жестко свя25 занную с центральным валом, и подвижную соединительную полумуфту, механизм переключения полумуфты, выход36 4 ные звенья, кинематически связанные с соединительными полумуфтами, о т " л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности позиционирования, приводные полумуфты связаны с центральным валом через диск, жестко закрепленный на центральном валу и снабженный механизмом стопорения, выполненным в виде зубчатого венца, сопряженного с зубчатым стопором, связанным с ползуном, установленным .в направляющих корпуса, а механизм переключения полумуфт снабжен двумя фиксаторами соединительных полумуфт, при этом приводные полумуфты и фик- } саторы соединительных полумуфт снаб " жены одинаковой внутренней нарезкой, а соединительные полумуфты — ответной наружной зубчатой нарезкой, ширина зубчатой нарезки соединительных полумуфт больше зазора между каждым фиксатором соединенных полумуфт и соседней с ним приводной полумуфтой, измеренного вдоль центрального вала, причем зубчатый венец механизма стопорения имеет одинаковое количество зубьев с полумуфтами и фиксаторами.
1283736 фиг2
Составитель В.Муханов
Техред А.Кравчук Корректор Т.Колб
Редактор Э.СлиганТираж 862 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113635, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Заказ 7440/46
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4



