Привод ковша экскаватора-драглайна
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1270228 (51) 4 Е 02 F 3 48
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3902617/29-03 (22) 31.05.85 (46) 15.11.86. Бюл. № 42 (71) Московский ордена Трудового Красного
Знамени горный институт (72) Е. А. Степанов, Н. Г. Картавый, А. Д. Бардовский и А. А. Жуков (53) 621.879.34 (088.8) (56) Вуль Ю. Я. Одноковшовые экскаваторы. М.: Недра, 1978, с. 30..., 32, рис. 1.18.
Авторское свидетельство СССР № 1077991, кл. E 02 F 3/48, 1982. (54) ПРИВОД КОВША ЭКСКАВАТОРАДРАГЛАЯНА (57) Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к приводным системам экскаваторов-драглайнов. Цель — упрощение конструкции и повышение надежности за счет увеличения точности регулирования длины тяговых канатов. Для этого один канатный барабан жестко закреплен на выА-4
11 18 17 16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ходном валу (В) редуктора привода, другой соединен с этим В посредством управляемой зубчатой муфты (УЗМ) в виде двух полумуфт (ПМ) 17 и 18 замыкающего механизма. Замыкающий механизм включает закрепленное на В водило 14, несущее сателлитное звено. Сателлитное звено выполнено в виде червячной передачи, в которой червячное колесо представляет собой закрепленный на зубчатом венце обод 12, а червяк
15 расположен в расточках водила 14. На шлицевом В 16 червяка 15 установлена подвижная в осевом направлении полумуфта ПМ 17. При этом ПМ 17 контактирует с
ПМ 18, жестко закрепленной на водиле
14 соосно червяку 15. При неравенстве длин канатов стопорят барабан, выключают УЗМ и освобождают червяк 15. Червячная передача работает как мультипликатор и обеспечивает выравнивание длин тяговых канатов. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
1270228
Изобретение относится к землеройным машинам, в частности к экскаваторам-драглайнам.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности.
На фиг. 1 изображена схема канатной подвески ковша; на фиг. 2 — схема привода; на фиг. 3 — редуктор с барабанами; на фиг. 4 — разрез А — А на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Б — Б на фиг. 4.
Привод ковша 1 драгл айна включает две двухбарабанные лебедки 2 и 3 (фиг. 1), каждая из которых содержит два канатных барабана 4 и 5, установленных на выходном валу 6 редуктора 7 привода. Барабаны приводятся во вращение через редуктор посредством электродвигателей 8 и 9 (фиг. 2). Барабан 5 жестко закреплен на валу 6, а барабан 4 установлен с возможностью свободного расцепления с этим валом. Соединение этого барабана с валом 6 осуществляется посредством управляемой зубчатой муфты 10 и замыкающего механизма 11 (фиг. 2) . Последний выполнен в виде зубчатого венца — червячного обода 13, жестко связанного с этим барабаном болтами 13 (фиг. 3), двухповодкового водила 14, закрепленного на валу 6. В расточках водила размещено сателлитное звено в виде несамотормозящегося червяка 15, входящего в зацепление с червячным ободом 12. На шлицевом валу 16 (фиг. 4) червяка 15 установлена подвижная в осевом направлении зубчатая полумуфта 17, контактирующая с другой зубчатой полумуфтой
18, жестко закрепленной на поводке водила соосно валу червяка. Для управления зубчатой муфтой 10 предусматривается механизм 19 осевого перемещения пслумуфты 17, вк.пючающий два гидроцилиндра 20 с подпружиненными поршневыми штоками
21 (фиг. 5). Подвод масла к гидроцилиндрам осуществляется через центральное отверстие 22 (фиг. 3) в выходном валу 6 и трубопроводы 23 от общей гидросистемы экскаватора.
Предлагаемый привод ковша драглайна работает следующим образом.
При равенстве длин канатов барабан 4 должен вращаться заодно с выходным валом 6 редуктора 7, что обеспечивается включением зубчатой муфты 10 с помощью пружин поршневых штоков 21 путем введения зубчатой полумуфты 17 в зацепление с зубчатой полумуфтой 18 при соединении трубопроводов 23 на слив.
Полумуфта 17, таким образом, стопорит червяк 5 относительно двухповодкового водила 14, который не дает возможности червячному ободу 12 также провернуться относительно водила 14 и вала 6, т.е. барабан 4 заклинивается на выходном валу 6.
В результате вал 6 с жестко закрепленным на нем барабаном 5 и заклиненным барабаном 4 вращается от двигателей через редуктор с одной угловой частотой, чем обеспечивается нормальная работа тяговой (подъемной) лебедки по перемещению ковша драглайна.
При неравенстве длин канатов, прикрепленных к барабанам лебедки, стопорят барабан 4, выключают путем подачи масла в гидроцилиндры 20 муфтм 10 и освобождают червяк 15. При вращении выходного
10 вала 6 с жестко закрепленным на нем барабаном 5 и двухповодковым водилом 14 несамотормозящийся червяк 15, ведомый водилом 14, свободно обкатывается по червячному ободу 12. Замыкающий механизм 11 вращается вхолостую по кинематической цепи водило — червяк полумуфта 17. Гlри этом червячная передача работает как мультипликатор.
Гlри остановке выходного вала редуктора
2О после выравнивания длин канатов, прикрепленных к барабанам, возможно несовпадение зацепления зубьев полумуфт на один зуб. До полного совпадения зацепления выходной вал 6 редуктора должен Iloвернуться на угол.
25 где Z — число зубьев зубчатой муфты;
1 .. — передаточное число несамотормозя30 щейся червячной передачи.
Для дифференциально-планетарной I!ередачи известного усгройства величина этого угла равна
35 где la — передаточное число однорядной планетарной передачи.
Точность выравнивания канатов с помощью предлагаемого устройства в и раз выше:
20 — — — 5 раз
1л.и. 4
Фо()лщлп из00 )стени»
l. Привод ковша экскаватора-драглайпа, включающий установленные на выходных валах редукторов лебедки с барабанами, один из которых соединен с выхопным валом каждого редуктора жестко, а другой-50 посредством расположенной внутри барабана управляемой зубчатой муфты и замыкающего механизма, содержащего закрепленное на выходном ва.пу водило с сателлитным звеном, соединенным с зубчатым венцом, связанным с барабаном, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, сателлитное звено выполненно в виде червячной передачи, червячное колесо к(ггоро
Вс)л> и р«яка, Одна I) i,! " <1)т! : жест>хо связана («одилом, а другая распо)жена подвижно и связана с валом червяка.
2. Привод íî!!. 1, or.ги(<а>ощ«йгя тем, что с«язь подвиж),о)! иолумуфты с валом чер«як;! вьи<огн !I
>енлеии>!.
1270228
25 2D 21 19 17
18i
Фи .5 (.ill Tel B ll гс. I l> В. 11PHKQ(Phcв! скред И. 11срсс Корректор И Муска 1 и раж 64 11одписнос
БНИИГ1И Государственного комитета CCCP по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж--35, Раушская наб.. д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Т. Митг йко
Заказ 6206, 24



