Электрическая машина
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения состоит в повышении надежности путем использования охлаждаюш,ей жидкости для смазки подшипников . Электрическая машина содержит охлаждаемый жидкостью ротор 1 с козырьками 7, подшипники 2, торцовые ш,иты с выступами , образующими с козырьками дренажные камеры 8. Между внутренними торцами подшипников и бортиками торцовых щитов 9 образованы дополнительные камеры 15, соединенные с дренажными камерами. Козырьки выполнены в виде усеченного конуса с большим диаметром, обращенным наружу . Благодаря образованию дополнительных камер, соединенных с дренажными камерами , и выполнению козырьков в виде усеченного конуса предусмотрена эвакуация жидкости из внутренней полости машины без гидравлических потерь от барботажа и одновременное смазывание подшипников жидкостью , уже использованной для охлажде ния ротора. 2 ил. (Л ND О) СП со to
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (59 4 Н 02 К 9 19
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
va аагепСп хпа
Вг1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3810673/24-07 (22) 12.11.84 (46) 23.10.86. Бюл. № 39 (72) В. И. Науменко и Т. Н. Батуева (53) 621.313.713 (088.8) (56) Науменко В. И. и др. Авиационные электрические машины с интенсивным охлаждением.— М.: Машиностроение, 1977, с. 90, рис. 422.
Авторское свидетельство СССР № 253219, кл. Н 02 К 9/19, 1969. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении надежности путем использования охлаждающей жидкости для смазки подшипников. Электрическая машина содержит ох„„SU„„1265920 лаждаемый жидкостью ротор 1 с козырьками 7, подшипники 2, торцовые щиты с выступами, образующими с козырьками дренажные камеры 8. Между внутренними торцами подшипников и бортиками торцовых щитов 9 образованы дополнительные камеры
15, соединенные с дренажными камерами.
Козырьки выполнены в виде усеченного конуса с большим диаметром, обращенным наружу. Благодаря образованию дополнительных камер, соединенных с дренажными камерами, и выполнению козырьков в виде усеченного конуса предусмотрена эвакуация жидкости из внутренней полости машины без гидравлических потерь от барботажа и одновременное смазывание подшипников жидкостью, уже использованной для охлаждения ротора. 2 ил.
1265920
Формула изобретения
25 фее 2
Составитель А. Воинов
Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Заказ 5677/54 Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и о1крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах с жидкостным охлаждением.
Целью изобретения является повышение надежности путем использования охлаждающей жидкости для смазки подшипников.
На фиг.1 показана предложенная электрическая машина, продольный разрез; на фиг 2 — разрез А — А и Б — Б на фиг 1.
Ротор 1 установлен в подшипниках 2 внутри неподвижного герметизирующего цилиндра 3, отделяющего статор 4 от занятого ротором пространства. Охлаждение ротора осуществляется жидкостью, проходящей по каналам в теле ротора и затем выбрасываемой центробежными силами во внутреннюю полость машины. Выходные отверстия 5 каналов ротора расположены на его торцах 6 внутри конических козырьков 7, раструбы которых обращены в сторону подшипников и входят в пределы кольцевых неподвижных камер 8, выполненных в теле подшипниковых щитов 9 вокруг гнезд подшипников. Неподвижные камеры снабжены защитными бортиками 10 и 11, а в нижних зонах этих камер размещены дренажные каналы 12.
На внутренней поверхности каждой неподвижной камеры размещен накопитель, выполненный в виде углубления 13 над гнездом подшипника. Накопитель соединен питающим каналом 14 с кольцевой приемной камерой 15 в гнезде подшипника между торцом подшипника и подпорным бортиком 16.
При работе машины охлаждающая жидкость, например масло, поступающая в систему каналов ротора из полого вала, вытекает на внутреннюю коническую поверхность козырьков, с которых сбрасывается центробежными силами внутрь камер, стекает по их стенкам вниз и удаляется в сливную магистраль через дренажные каналы. Выплеск жидкости из камер предотвращен защитными бортиками. Поскольку наружные поверхности выступов торцовых щитов также выполнены коническими с внешним диаметром не менее диаметра активной части ротора, то попадание жидкости в рабочий зазор машины исключено ввиду противодействующего центробежного эффекта. Часть жидкости, выброшенной в камеру, наполняет углубление-накопитель и стекает по питающему каналу в кольцевую приемную камеру, а затем, накапливаясь в ее нижней части до уровня внутреннего диаметра подпорного бортика, перемещается через подшипник на слив, обеспечивая тем самым смазывание последнего.
Таким образом, в предложенном устройстве организована эвакуация жидкости из внутренней полости машины без гидравлических потерь от барботажа и одновременное смазывание подшипников жидкостью, уже использованной для охлаждения ротора.
Снижение общего уровня потерь в машине и ее упрощение за счет объединения систем охлаждения и смазки обусловливает повышение КПД и надежности машины.
Электрическая машина, содержащая охлаждаемый жидкостью ротор, установленный в подшипниках и имеющий в торцовых частях на наружной поверхности козырьки, статор и торцовые щиты с внутренними выступами, образующими совместно с козырьками ротора дренажные камеры для жидкости, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем использования охлаждающей жидкости для смазки подшипников, козырьки ротора выполнены в виде усеченного конуса с большим диаметром, обращенным наружу, а между внутренними торцами подшипников и бортиками торцовых щитов образованы дополнительные камеры, соединенные каналами с дренажными каме40 рами.

