Ветроэлектрическая аккумулирующая установка
1. ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АККУМУЛИРУЮЩАЯ УСТАНОВКА, содержащая ветродвигатель с лопастным колесом и вертикальным валом, связанное с ним приводное устройство и подсоединенные к последнему электрический генератор, и размещенный в изолированной емкости инерционный аккумулятор, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности обеспечения потребителей энергией, приводное устройство выполнено в виде корпуса и установленных в нем двух связанных между собой при помощи цепной передачи кинематических цепей, первая из которых соединена с вертикальным валом и генератором и включает последовательно связанные обгонную муфту, валик, зубчатую пару, два центробежных регулятора и размещенный между ними торовый вариатор, а вторая кинематическая цепь соединена с вертикальным валом и аккумулятором и включает последовательно связанные зубчатую пару, соединенную с обгонной муфтой первой цепи, муфту включения, два центробежных регулятора, размещенный между ними торовый вариатор и обгонную муфту с промежуточным валом, причем валик снабжен муфтой, связанной с вариатором первой цепи и муфтой включения второй цепи, а центробежные регуляторы каждого вариатора кинематически связаны между собой. 2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что лопастное колесо выполнено типа ротора Савониуса и снабжено по периферии охватывающим его кольцом с поворотными (Л заслонками, а вторая кинематическая цепь снабжена ограничителем мощности, связанным с ее зубчатой парой и поворотными заслонками . ND О5 сд 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„,SU,„, 1265393 А1 (gg 4 F 03 D 9 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I
Ю»»
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3886188/25-06 (22) 10.04.85 (46) 23.10.86. Бюл. № 39 (72) А. П. Кустов и А. И. Иванов (53) 621.548.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1195(743, кл. F 03 D 9/02, 1984. (54) (57) 1. ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АККУМУЛИРУЮЩАЯ УСТАНОВКА, содержащая ветродвигатель с лопастным колесом и вертикальным валом, связанное с ним приводное устройство и подсоединенные к последнему электрический генератор, и размещенный в изолированной емкости инерционный аккумулятор, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности обеспечения потребителей энергией, . приводное устройство выполнено в виде корпуса и установленных в нем двух связанных между собой,при помощи цепной передачи кинематических цепей, первая из которых соединена с вертикальным валом и генератором и включает последовательно связанные обгонную муфту, валик, зубчатую пару, два центробежных регулятора и размещенный между ними торовый вариатор, а вторая кинематическая цепь соединена с вертикальным валом и аккумулятором и включает последовательно связанные зубчатую пару, соединенную с обгонной муфтой первой цепи, муфту включения, два центробежных регулятора, размещенный между ними торовый вариатор и обгонную муфту с промежуточным валом, причем валик снабжен муфтой, связанной с вариатором первой цепи и муфтой включения второй цепи, а центробежные регуляторы каждого вариатора кинематически связаны между собой.
2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что лопастное колесо выполнено типа ротора Савониуса и снабжено по периферии охватывающим его кольцом с поворотными заслонками, а вторая кинематическая цепь снабжена ограничителем мощности, связанным с ее зубчатой парой и поворотными заслонками.
1265393
Изобретение относится к ветротехнике и может быть использовано в ветроустановках для получения электрической энергии.
Цель изобретения — повышение надежности обеспечения потребителей энергией.
На фиг. 1 приведена схема предлагаемой установки; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1.
Ветроэлектрическая аккумулирующая установка содержит ветродвигатель 1 с лопастным колесом 2 и вертикальным валом 3, связанное с ним проводное устройство 4 и подсоединенные к последнему электрический генератор 5 и размещенный в изолированной емкости б инерционный аккумулятор 7.
Приводное устройство 4 выполнено в виде корпуса 8 и установленных в нем двух связанных между собой при помощи цепной передачи 9 кинематических цепей, первая из которых соединена с вертикальным валом
3 и генератором 5 и включает последова- 20 тельно связанные между собой обгонную муфту 10, валик 11, зубчатую пару 12, два центробежных регулятора 13 и 14 и размещенный между ними торовый вариатор 15, а вторая кинематическая цепь соединена с вертикальным валом 3 и аккумулятором
7 и включает последовательно связанные между собой зубчатую пару 16, соединенную с обгонной муфтой 10 первой цепи, муфту 17 включения, два центробежных регулятора 18 и 19, размещенный между ними торовый вариатор 20 и обгонную муфту 21 с промежуточным валом 22. Причем валик
ll снабжен муфтой 23, связанной с вариатором 15 первой цепи и муфтой 17 включения второй цепи, а центробежные регуляторы 13, 14, 18 и 19 каждого вариатора 15 и 20 кинематически связаны между собой.
Кроме того, лопастное колесо 2 выполнено типа ротора Савониуса и снабжено по периферии охватывающим его кольцом 24 с поворотными заслонками 25, а вторая кинематическая цепь снабжена ограничителем 40
26 мощности, связанным с ее зубчатой парой 16 и поворотными заслонками 25.
Между зубчатой парой 16 и муфтой 17 включения, а также между зубчатой парой 12 и цепной передачей 9 установлены обгонные муфты 27 и 28, а между валом 22 и аккумулятором 7 — центробежный регулятор 29. Торовые вариаторы 15 и 20 снабжены дисками 30.
Работа установки происходит следующим образом.
При вращении колеса 2 ветродвигателя
1 (фиг. 1) вращаются валик 11, ограничитель 26 мощности, торовый вариатор 15, генератор и связанные с вариатором 15 регуляторы 13 и 14, при этом номинальная скорость вращения генератора 5 поддерживается при помощи связанных прямыми и обратными связями регуляторов 13 и 14 за счет изменения угла наклона дисков 30 вариатора 15.
При малой скорости ветра (4 — 5 м/с) диски 30 находятся в положении, близком к изображенному сплошной линией.
Если мощность на валу 3 ветродвигателя 1 за счет усиления ветра превышает внешнюю нагрузку генератора 5, диски 30 вариатора 15 устанавливаются в крайнее положение, отмеченное пунктирной линией.
При этом включаются муфты 17 и 27, начинает вращаться вариатор 20 и излишняя мощность ветродвигателя 1 поступает на раскрутку аккумулятора 7. Вариатор 20 работает аналогично вариатору 15.
При достижении маховиком аккумулятора 7 максимально установленной скорости вращения срабатывает центробежный регулятор 29, отключая аккумулятор 7 от приводного устройства 4. При этом срабатывает ограничитель 26 мощности (фиг. 2), прикрывает заслонки 25, снижая мощность на валу
3. Выключается муфта 17, вариатор 20 останавливается.
В случае снижения мощности на валу 3 ниже внешней нагрузки генератор 5 работает от аккумулятора 7, который подключается к приводу обгонной муфты 28.
Обгонная муфта 21 отключает аккумулятор 7 от невращающегося вариатора 20, а муфта 10 отключает валик 11 от вала
3 при безветрии.
1265393
1265393 юг.2
Составитель В.Мосалев
Редактор О. Бугир Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов
Заказ 5643/28 Тираж 447 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4



