Устройство для обучения
Изобретение относится к обучающей технике и может быть использовано для подготовки операторов различных систем управления . Цель изобретения - повышение точности обучения. Устройство для обучения операторов содержит пульт преподавателя, пульт оператора, блок задания программ, кольцевые сдвигающие регистры, блок оценки , дешифратор, группу элементов И, элементы ИЛИ, задержки и узел управления сдвигом информации, содержащий элемент ИЛИ и триггер с раздельными входами. Новым в устройстве является введение узла управления сдвигом информации, что позволило повысить точность обучения. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
m4G09 В 9/00
® ""ПР фР Я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3868086/24-24 (22) 21.01.85 (46) 07.10.86. Бюл. № 37 (72) В. П. Чернов и С. Ю. Колесников (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 408366, кл. G 09 В 9/00, 1973.
Авторское свидетельство СССР № 407382, кл. G09 В 9/00,,1973.
Авторское свидетельство СССР № 744713, кл. G 09 В 9/00, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к обучающей технике и может быть использовано для подЯ0» 1262559 А1 готовки операторов различных систем управления. Цель изобретения — повышение точности обучения. Устройство для обучения операторов содержит пульт преподавателя, пульт оператора, блок задания программ, кольцевые сдвигающие регистры, блок оценки, дешифратор, группу элементов И, элементы ИЛИ, задержки и узел управления сдвигом информации, содержащий элемент
ИЛИ и триггер с раздельными входами. Новым в устройстве является введение узла управления сдвигом информации, что позволило повысить точность обучения. 1 ил.
1262559
Формула изобретения
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в устройствах для обучения и тренировки операторов навыкам по ремонту радиоэлектронной аппаратуры.
Целью изобретения является повышение точности обучения.
На чертеже представлена структурная схема устройства.
Устройство содержит пульт 1 преподавателя, пульт 2 оператора, состоящий из сменных модулей 3, каждый из которых имеет выход 4 кодирования и выход 5 сигнала ответного действия оператора, блок 6 задания программы обучения, сдвигающие регистры 7, включающие разряды 8 — 10, блок
11 оценки, дешифратор 12; группу элементов И 13, первый элемент ИЛИ 14, элемент
15 задержки, блок 16 управления сдигом информации, содержащий второй элемент
ИЛИ 17 и триггер 18.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом работы преподаватель вводит в состав пульта 2 неисправный модуль 3. Затем по сигналу с пульта 1 с выхода 4 неисправного модуля 3 выдается сигнал кодирования неисправности на соответствующий вход блока 6. При возбуждении указанного входа блока 6 в нем формируются параллельные коды признаков (например, номеров) модулей 3, которые охватываются функциональным признаком неисправного модуля 3. Эти коды через группы выходов блока 6 поступают на входы одноименных разрядов 8 — 10 кольцевых сдвигающих регистров 7. Каждая совокупность одноименных разрядов регистров образует регистр, который хранит код одного модуля 3, а размещение кодов модулей 3 в разрядах 8 — 10 соответствует оптимальной последовательности их замены при поиске неисправности. При этом в последних разрядах 9 размещается код модуля 3, который должен заменяться первым, а в первых разрядах 10 — код модуля 3, который должен заменяться последним. С выходов последних разрядов 9 код модуля 3, заменяемого первым, поступает на дешифратор 12. При этом на соответствующем выходе дешифратора
12 формируется сигнал, поступающий на один из входов соответствующего элемента
13. Одновременно блок 6 выдает в блок 11 код числа, соответствующего оптимальному числу модулей 3, подлежащих замене при определении неисправного модуля 3.
В процессе выполнения задания оператор на пульте 2 обнаруживает функциональные признаки неисправности, введеные преподавателем, определяет совокупность модулей 3, подчежащих замене, и оптимальную очередность их замены. При замене первого из модулей 3 формируется соответствующий сигнал на выходе 5 ответных дей20
45 ствий пульта 2. Этот сигнал поступает на вход соответствующего элемента 13. В случае, если оператор верно определил последовательность замены модулей 3 и замененный им первый модуль 3 соответствует модулю 3, заменяемому первым при оптимальном поиске неисправности, то на входах элемента 13 совпадают сигналы с выхода дешифратора 12 и с выхода 5 пульта 2. При этом указанный элемент 13 открывается и выдает сигнал совпадения в блок 11, а также на первые входы блока
16, в котором сигнал через элемент ИЛИ
17 переключает триггер 18 в единичное состояние, который формирует передний фронт импульса сдвига регистров 7. Задний фронт формируется тем же сигналом с выхода 5 пульта 2 через элемент ИЛИ 14 и элемент
15, время задержки которого определяет длительность импульса сдвига. Сформированный импульс производит сдвиг программы в регистрах 7. При этом коды модулей 3, записанные в одноименных разрядах 8—
10, сдвигаются в последующие разряды, например, из разрядов 10 в разряды 8 и так далее. После сдвига в разрядах 9 находится код модуля 3, который должен заменяться вторым. Этот код также преобразуется в дешифраторе 12 и подготавливает к открыванию соответствующий элемент 13.
В случае неправильной замены модуля 3 сигнал совпадения с элемента 13 не поступает и импульс сдвига не формируется.
Значит, сдвига программы в регистрах 7 не происходит. При замене оператором очередного модуля 3 процесс повторяется. В процессе поиска неисправности в блок 11 поступают сигналы числа замененных оператором модулей 3 с выхода элемента 15, сигналы совпадения очередности замены модулей 3 с выходов элементов 13 и код оптимального числа заменяемых модулей 3 с группы выходов блока 6. Указанные сигналы анализируются в блоке 11 по установленным критериям, и соответствующая оценка выдается в пульт 1.
Управление сдвигом кольцевых сдвигающих регистров позволяет повысить точность обучения, что, в свою очередь, способствует сокращению времени отыскания неисправности.
Устройство для обучения, содержащее блок задания программы обучения, входы которого соединены с соответствующими выходами первой группы выходов пульта оператора, а выходы группы — с соответствующими входами групп входов сдвигающих регистров, выходы которых подключены к соответствующим входам дешифратора, выходы которого соединены с первыми входами соответствующих элементов И, вто1262559
Составитель А. Карлов
Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор Л. Патай
Заказ 5435/50 Тираж 455 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 рые входы которых подключены к соответствующим выходам второй группы выходов пульта оператора, соединенным с соответствующими входами первого элемента ИЛИ, выход которого через элемент задержки подключен к первому входу блока оценки, второй вход которого соединен с выходом блока задания программы обучения, выходы элементов И подключены к соответствующим входам группы входов блока оценки, выход которого через пульт преподавателя соединен с пультом оператора, отличаюи4ееся тем, что, с целью повышения точности обучения, в него введен блок управления сдвигом информации, содержащий последовательно включенные второй элемент
ИЛИ и триггер, выход которого соединен с входами сдвигающих регистров, входы второго элемента ИЛИ подключены к выходам соответствующих элементов И, а второй вход триггера соединен с выходом элемента задержки.


