Лопасть рабочего колеса гидромашины
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 Г 04 D 29/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 38001 36/25-06 (22) 16.07.84 (46) 30.08.86. Бюл. У 32 (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. N,И.Калинина (72) В.А. Голиков, A.È. Кузина и А.Н. Папир (53) 621. 671 (088. 8) (56) Карелин В.Я. Кавитационные явления в центробежных и осевых насосах. M. Машиностроение, 1975, с. 205.
Владиславлев Л.А. Вибрация гидроагрегатов гидроэлектрических станций. N.: Энергия, 1972, с. 138, рис, 6.45.
ÄÄSUÄÄ 1254205 A 1 (54) (57) 1. ЛОПАСТЬ РАБОЧЕГО КОЛЕСА
Гидр011АШИНЫ, содержащая входную и выходную кромки и бурт, расположенный вдоль лопасти на ее периферии с тыльной стороны, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью снижения щелевой кавитации, бурт имеет форму криволинейного клина, вершина которого направлена в сторону входной кромки.
2. Лопасть по п. 1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что клин имеет максимальную ширину, равную 2-3 наибольшим толщинам лопасти, на расстоянии 0,1-0,3 хорды лопасти от выходной кромки
Составитель Л. Поняев
Техред N.Õîäàíè÷ Корректор С. Черни
} едактор Е. Конча
Заказ 4702/39 Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР пс делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
1 1254
Изобретение относится к гидромашиностроению, а именно к конструкциям попас ей осевых насосов.
Цель изобретения — снижение щелевой кавитации.
На чертеже изображено поперечное сечение лопасти на периферии.
Лопасть рабочего колеса гидромашины содержит входную 1 и выходную
2 кромки и бурт 3, расположенный t0 вдоль лопасти на ее периферии с тыльной стороны 4, Бурт 3 выполнен заподлицо с торцом 5 лопасти и имеет форму криволинейного клина, вершина
6 которого направлена в сторону вход- 1 ной кромки 1 лопасти. Бурт 3, выполненный в виде клина, имеет максимальную ширину h, равную 2-3 толщинам 3 „ лопасти, на расстоянии
5 = 0,1-0,3 длины L хорды 7 лопасти 2о от выходной кромки 2.
Лопасть рабочего колеса работает следующим образом.
При обтекании лопасти жидкостью возникает разность давлений между 25 лицевой и тыльной сторонами лопасти, которая возрастает по направлению
205 2 к выходной кромке 2. Между торцом 5 лопасти и корпусом имеет щель, через которую перетекает жидкость с лицевой стороны на тыльную. Величина . скорости этого перетекания определяет интенсивность щелевой кавитации H кавитационной эрозии. Выполнение бурта 3 в форме криволинейного клина позволяет увеличить ширину щели на торце 5 лопасти, а следовательно, и гидравлические потери именно в том месте, где перепад давления между лицевой и тыльной сторонами максимален. Увеличение гидравлических потерь приводит к уменьшению скорости в щели, а следовательно, и щелевой кавитации и кавитационной эро— зии. С увеличением максимальной ширины клина и удалением ее места расположения от выходной кромки 2 растет падение кпд, но снижается интенсивность щелевой кавитации.
Наилучшим является выполнение клина с максимальной шириной, равной 2-3 толщинам лопасти, на расстоянии 0,1-0,3 длины хорды лопасти от выходной кромки 2,

