Способ градуировки акселерометров в ударном режиме
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1250957 А 1 (51)4 С 01 P 21/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ф(, 1 < > g) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) (57) СПОСОБ ГРАДУИРОВКИ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ В УДАРНОМ РЕЖИМЕ, заключаю:В» (21) 3293851/24-10 (22) 20.05.81 (46) 15.08.86. Бюл. У 30 {7!) Грузинский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт им. В.И.Ленина (72) А.В.Чодришвили (53) 531.768(088.8) (56) Установка для градуировки пьезоэлектрических акселерометров, измеряющих ударные перегрузки. — Э.И. Испытательные приборы и стенды. 1968, Р 33. Устройство для измерения параметров ударного ускорения. Методы и средства поверки. ГОСТ 8.049-73. щийся в одновременном нагружении градуируемого и образцового акселерометров, измерении ускорения каналами образцового и градуируемого акселерометров и последующем определении коэффициента преобразования градуируемого акселерометра, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, достоверности и производительности градуировки, выходные сигналы градуируемого и образцового акселерометров уравнивают, регулируя от удара к удару коэффициент передачи каналов градуируемого и образцового акселерометров, и в момент их равенства опреде.ляют коэффициент преобразования градуируемого акселерометра по значе.нию коэффициента передачи канала образцового акселерометра. 1250957,r 8г tin o д1g й Поа U Aод 1 1 гд Оп А гд Изобретение относится к метрологии, в частности к градуировке электрических акселерометров в ударном режиме, и может быть использовано преимущественно для массовой градуировки. .Важнейшими требованиями массовой градуировки являются высокая производительность аппаратуры при достатбчной для метрологии точности,максимальное удобство этой аппаратуры в эксплуатации и обслуживании для персонала средней квалификации в условиях предприятий-изготовителей и эксплуатирующих организаций, Известные способы проведения градуировки акселерометров в ударном режиме не обеспечивают массовую градуировку без снижения точности и производительности градуировки. Известен способ градуировки, предусматривающий определение коэффициента преобразования градуируемого акселерометра путем одновременного измерения градуируемым и образцовым электрическими акселерометрами одинаковых ударных ускорений с последующей обработкой полученной измерительной информацией по алгоритму г где Sä — коэффициент преобразования градуируемого акселерометра; а S, — коэффициент преобразования образцового акселерометра; г U„ — пиковое значение выходного сигнала градуируемого акселерометра; 1 д — пиковое значение выходного сигнала образцового акселерометра, При .этом пиковые значения выходных сигналов измеряют осциллографическим методом измерения, заключающимся в фоторегистрации изображения кривой измеряемого напряжения, появляющегося на экране осциллографа с последующим измерением нужного параметра импульса. Однако осциллографический метод измерения характеризуется невысокой точностью, длительностью цикла и неудобством измерения, Известен также способ градуировки акселерометров в ударном режиме, 10 50 который заключается в одновременном нагружении градуируемого и образцового акселерометров, измерении ускорения каналами образцового и градуируемого акселерометров и последующем определении коэффициента преобразования градуируемого акселерометра. Однако использование способа при массовой градуировке электрических акселерометров в ударном режиме не целесообразно, так как не возможно обеспечить удобства этой аппаратуры в эксплуатации и обслуживании для персонала средней квалификации в условиях предприятий-изготовителей и эксплуатирующих организаций без снижения точности, достоверности и производительности градуировки. Целью изобретения является повышение точности, достоверности и производительности градуировки. Поставленная цель достигается тем, что выходные сигналы градуируемого и образцового акселерометров уравнивают, регулируя от удара к удару коэффициенты передачи каналов градуируемого и образцового акселерометров, и в момент их равенства определяют коэффициент преобразования градуируемого акселерометра по значению коэффициента передачи канала образцового акселерометра ° Предлагаемый способ градуировки реализуют с помощью аппаратуры, включающей средства формирования ударных ускорений (ГФУ), образцовый акселерометр (ОА) и компаратор (K). В качестве СФУ используют электродинамическую ударную установку типа УЭЭ 2/200 М, в качестве ОА — измерительный преобразователь (ИГ) типа ПИ 93-1 совместно с согласующим устройством (СУ) типа 9336А. В качестве компаратора используют запоминающий осциллограф типа С8-11, Проводят градуировку пьезоэлектрического акселерометра в составе ИП+СВ, Сигналы на выходе каналов градуируемого и образцового акселерометров равны и при равенстве этих сигналов (11 1Ьл Un А од тР A и ra 1250957 т.е. становится возможным определять значение коэффициента преобразования градуируемого акселерометра по значению коэффициента передачи аттенюатора канала образцового акселерометра. Редактор М.Келемеш Техред М.Ходанич Корректор И.Эрдейи Заказ 4404/40 Тираж 778 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, )l(-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 где U „ — выходное напряжение канала образцового акселерометра; U A — выходное напряжение канала градуируемого: акселерометра; А — коэффициент передачи атте01 нюатора канала образцового акселерометра; А — коэффициент передачи аттегд нюатора канала градуируемого акселерометра. При приравнивании значения коэф-; фициента передачи аттенюатора канала градуируемого акселерометра к значению коэффициента преобразовав ния образцового акселерометра алгоритм (11 получит вид r г 1J> о Ард а Аод о S = - S = — — S = — p- S =А 4 Uo ll A а А fl Pk и Гд 0 Применение в известном способе градуировки метода уравнения выходных сигналов на экране осциллографа позволяет повысить точность и достоверность операции получения сигналов измерительной информации. В результате приравнивания в момент равенства выходных сигналов значения коэффициента передачи аттенюато10 ра канала градуируемого акселерометра к значению коэффициента преобразования образцового акселерометра достигается принципиальное отличие предлагаемого способа градуиf5 ровки от известного, которое заключается в том,. что операции обработки сигналов измерительной информации выполняются без участия оператора, в частности алгоритм (1) реализуется без выполнения вычислений оператором, что повышает точность, достоверность и производительность градуировки при повышении удобства в эксплуатации и обслуживании градуи25 ровочной аппаратуры в условиях предприятий-изготовителей и эксплуатируюших организаций