Упорный подшипник скольжения
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 Е 16 С 17/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕНКЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3849997/25-27 (22) 01.02.85 (46) 15.07.86. Бюл. № 26 (71) Сумский филиал Специального конструкторского бюро по созданию воздушных и газовых турбохолодильных машин (72) В. В. Шишов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Чернавский С. А. Подшипники скольжения. М.: Машгиз, 1963, с. 194, фиг. 73.
Авторское свидетельство СССР № 253495, кл. F 16 С 17/04, 1968. (54) (57) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК
СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий корпус с размещенной в нем центробежной пятой и рабочие камеры, отличающийся тем, что, с це„„SU„„1244405 А1 лью повышения надежности, он снабжен тремя плавающими кольцами, корпус выполнен с внутренними цилиндрическими выступами, на наружных поверхностях которых выполнены продольные пазы, а центробежная пята выполнена с охватывающими упомянутые выступы корпуса торцовыми кольцевыми выступами, на внутренних поверхностях которых выполнены концентрические канавки, причем одно из плавающих колец установлено на наружной цилиндрической поверхности центробежной пяты и выполнено с каналами для отвода жидкости, а два других установлены между цилиндрическими поверхностями выступов корпуса и пяты в концентрических канавках последней.
1244405
Составитель В. Городничее
Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Е. Копча
Заказ 3798/39
11зобретение относится к машиностроению, а именно к упорным подшипникам скольжения, преимущественно для машин с высокой частотой вращения ротора, при работе которых возникают осевые нагрузки.
Цель изобретения — повышение надежности упорного подшипника путем обеспечения улучшенных условий работы его при переходных режимах.
На чертеже изображен предлагаемый упорный подшипник, продольный разрез.
Упорный подшипник содержит корпус 1 с каналами 2 для подвода жидкости и пазами 3, центробежную пяту 4 с радиальными каналами 5, плавающее кольцо 6 с каналами 7 для отвода жидкости, плавающие уплотннтельные кольца 8 и 9. Кольцами 8 и пазами 3 образованы проходные сечения 10.
Детали подшипника образуют также рабочие камеры 11 и 12 и предкамеры 13 и 14.
Упорный подшипник работает следующим образом.
При запуске и на переходных режимах жидкость под высоким давлением по каналам 2 и 5 подается в рабочие камеры 11 и 12 и предкамеры 13 и 14. При перемещении центробежной пяты под действием осевой нагрузки в сторону камеры 11 образуется проходное сечение для слива жидкости из камеры 12 и предкамеры 14 через каналы 7. Давление в камере 12 и предкамере 14 падает, а в камере 11 и предкамере 13 растет, передается на поверхность центробежной пяты, компенсируя осевую нагрузку, и возвращает пяту в исходное положение. На рабочем режиме жидкость подается под низким давлением и при исходном
10 положении центробежной пяты циркулирует между камерами и предкамерами по радиальным каналам 5 и пазам 3. При перемещении пяты под действием осевой силы в сторону камеры 11 проходное сечение 10 в паз 3 перекрывается плавающим уплотни15 тельным кольцом 8. Давление жидкости, создаваемое центробежной пятой в камере 11 растет, а в камере 12 падает из-за образования проходного сечения для слива жидкости из камеры 12 через каналы 7. Дав о ление в камере 11, компенсируя осевую нагрузку, возвращает центробежную пяту в исходное положение.
Таким образом, осевая нагрузка компенсируется в момент запуска и при переходных режимах и, как следствие, растет надежность упорного подшипника.

