Устройство для изготовления и сборки стержней цельнолитых рабочих колес турбин
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А2 (19) (11) 1511 4 В 22 С 7/06
ВС ТОВЗ Р . Я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .К ABTOPCHOMV CBMQETEJlbCTBV
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 571345 (21) 3821213/22 -02 (22) 30.11.84 (46)" 15.07,86. Бюл. И- 26 (71) Производственное объединение атомного турбостроения "Харьковский турбинный завод" им,С.М. Кирова и
Харьковский филиал Всесоюзного проектно-технологического института энергетического машиностроения (72) В.Г. Даньшин (53) 621.743.06(088.8) (5e) Авторское свидетельство. СССР
N - 571345, кл. В 22 С 7/06, 1974. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
И СБОРКИ СТЕРЖНЕЙ ЦЕЛЬНОЛИТЫХ РАБОЧИХ
КОЛЕС ТУРБИН по авт.св. В 571345, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности при изготов" лении стержней крупногабаритных рабочих колес, оно снабжено кольцевой опорой, установленной на направляющем кольце с возможностью перемещения по нему вокруг центральной колонны, при этом наружная торцовая стенка стерж.невого ящика жестко скреплена с кольцевой опорой.
1243886 на радиальную стенку 6 при помощи опорной стенки 8. Иодельные стенки 3 и 4 фиксируют с торцовой стенкой 9 посредством крепежных элементов 10 и 11 соответственно.
Эксцентрик t8 при этом обращен наименьшим радиусом.к шару 17, который свободно размещен в корпусе 16, а кольцевая опора 14 опирается на
10 направляющее кольцо 2.
Полость стержневого ящика образована модельными стенками 3 и 4, тдрцовой стенкой 9, радиальными стенками 5 и 6 и центральной колонной 13.
1 5 В образовавшуюся полость засыпают
Ф стержневую смесь и упрочняют ее.
Для изготовления следуюдего стержня блока производят разборку стержневого ящика. Затем рукояткой 19 пово;ф рачивают эксцеытрик 18 наибольшим радиусом к шару 17. При этом шар. 17 частично выдвигается из корпуса 16 и между опорой 14 и кольцом 2 образуется: зазор. Далее на трех опорах
25 качения перемещают кольцевую опору
14 со стенкой 9 по кольцу 2 вокруг колснны 13 на следующую позицию в соответствии с разметкой шагов лопасти рабочего колеса. що Зксцентрик 18 поворачивают к шару
17 наименьшим радиусом, шар 17 уплот няется в корпусе 16, а опора 14 опирается на кольцо 2.
Изобретение относится к литейному производству, может быть использова. но в лытейных цехах, изготовляющих цельнолитые рабочие колеса турбин и является усовершенствованием устрой" ства по основному авт.св. ¹ 571345.
Целью изобретения является повышение точности при изготовлении стержней крупногабаритных рабочих колес турбин.
На фиг. 1 представлено устройство для изготовления и сборки .стержней цельнолитых рабочих колес турбин, .общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг . 3 — отформованный стержневой блок; на фиг. 4 — опора качения.
Устройство содержит плиту 1, вы- . полненное заодно с ней направляющее кольцо 2 и разборный стержневой . ящик. Последний включает модельные стенки 3 и 4, радиальные стенки 5 и
6, опорные стенки 7, 8 и наружную торцовую стенку 9 с крепежными элементами 10 и 11, фиксируюшими стенки
3 и 4 со стенкой 9 при формовке.
Внешняя и внутренняя образующие модельных стенок 3 и 4 спрофилированы по контуру лопасти рабочего колеса.
Направляющее кольцо. 2 выполнено с разметкой шага лопастей рабочего колеса.
На плите 1 установлена транспортная плита 12 и закреплена центральная колонна 13. На направляющем кольце 2 установлена кольцевая-опора 14.
К опоре 14 жестко прикреплена всем основанием торцовая стенка 9.
С нижней стороны кольцевой опоры
14 на равном расстоянии друг от друга выполнены вертикальные расточки 15 с установленными в них опорами качения, содержащими корпус 16, в котором размещены шар 17 и эксцентрик 18 с рукояткой 19.
При изготовлении первого стержня кольцевую опору 14 с торцовой стенкой
9 перемещают по направляющему кольцу
2 вокруг центральной колонны 13 на первую позицию. Затем производят сборку стержневого ящика. Пня этого по разметке на направляющем кольце
2 устанавливают радиальные стенки 5 и 6 и модельные стенки 3 и 4, при этом модельную стенку 3 опирают.на радиальную стенку 5 при помощи опорной стенки 7, а модельную стенку 4 °
При изготовлении последующих стержней вьппеописанные операции повторяются в той же очередности.
После изготовления последнего стержня рабочего колеса изготовленный блок вместе с транспортной плитой 12 . переносят на другой участок для последующих технологических операций.
43
Ь предложенной конструкции устройства за счет обеспечения жесткого крепления торцовой стенки стержневого ящика к кольцевой опоре, установленной на направляющем кольце с возможностью перемещения по нему вокруг центральной колонны, предотвращается отклонение торцовой стенки при формовке стержней крупногабаритных рабочих мест. Благодаря этому повышается точность изготовления рабочего колеса турбины, что позволяет приблизить его геометрию и размеры, а следовательно, и КПД турбины к расчетному значению.
1243886
)243886
Составитель И. Ромашова
Техред О.Сопко Корректор. С. Черни
Редактор М. Бандура
Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3748/13
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



