Противоблокировочное устройство для гидравлического тормоза транспортного средства
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А3 (N) (11) (5D 4 В 60 T 8/38 ф Я дщлр p g
13 „", АРМИИ дай
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н IlATEHTY
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2066632/27-11 (22) 26.09.74 (31) 7313129-4 (32) 26.09.73 (33) SE (46) 07.07.86. Бюл. № 25 (71 и 72) Ян Олов Мартин Холст (БЕ) (53) 629.113 †(088.8) (56) Патент США ¹ 3614) 76, кл. 303-61, 1971. (54) (57) 1 . ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ТОРМОЗА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее встроенный в тормозную магистраль между главным и колесным тормозными цилиндрами отсечной клапан, поджимаемый к седлу пружиной и отжимаемый от него толкателем, контактирующим через ролик с кулачковой поверхностью на торце кольцевого элемента, связанного с корпусной деталью торсионной, пружиной и имеющего возможность совершать колебательное вращательное движение в зависимости от величины замедления затормаживаемого колеса, . о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности торможения, оно снабжено электродвигателем постоянного тока, подключенным к источнику питания посредством цепи управления; включающей контакт, замыкаемый датчиком замедления, связанным с затормаживаемым колесом, и переключатель, обеспечивающий изменение направления вращения электродвигателя, вал которого посредством передачи связан с кольцевым элементом, при этом контактная пластина переключателя связана посредством фрикционных дисков, сжатых регулировочной пружиной, с валом электродвигателя.
2. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что. передача выполнена из шестерни наружного зацепления на валу электродвигателя и шестерни внутреннего зацепления на кольцевом элементе.
3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что электродвигатель выполнен реверсивным.
4. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, электродвигатель выполнен нереверсивным, а в передачу включена электромагнитная муфта, управляемая переключателем.
5. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что. в цепь управления включены контур первоначального направления движения, релейный переключатель и пусковое реле с нормально замкнутым контактом, соединено ным с указанным контуром и релейным переключателем.
6. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем,что датчик .замедления выполнен из элемента вращения, жестко связанного с колесом, и инерционного диска, установленного соосно элементу вращения и связанного с ним упругими средствами, ограничивающими их относительный проворот.
7. Устройство по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что на кулачковой поверхности выполнена стопорная выемка, а диаметрально ей в шестерне кольцевого элемента — участок без зубьев.
1243615 2
«й
4О
$0
Изобретение относится к противоблокировочным гидравлическим тормозным системам транспортных средств.
Цель изобретения — повышение эффективности торможения.
На фиг.1 изображено противоблокировочное устройство, разрез,, на фиг.2электрическая схема предлагаемого устройства; на фиг.3 — переключатель; на фиг.4 — вариант выполнения противоблокировочного устройства; на фиг.5датчик замедления; на фиг.6 — то же, увеличенный вид; на фиг.7 — то же, при избыточном замедлении; на фиг.8 вариант выполнения датчика замедления; на фиг.9 — то же, в поперечном сечении; на фиг.10 — то же, другой вариант, разрез; на фиг.11 — вид А на фиг.10; на фиг.12 — вариант предлагаемого устройства; на фиг.13 то же, в нерабочем положении.
Гидравлический тормоз колеса имеет трубопровод 2 с клапаном 3, состоящим из корпуса 4, в котором установлен шарик 5, перекрывающий седло 6 под действием пружины 7.
Штанга 8 для отвода шарика 5 является частью узла 9. Главный тормозной цилиндр 10 через трубопровод 2 с клапаном 3 соединен с колесным тормозным цилиндром (не показан).
Устройство содержит маховик 11, вращающийся вокруг оси 12. К маховику 11 прикреплена торсионная спиральная пружина 13, другой кбнец которой неподвижен, Кулачок 14 на маховике 11 контактирует со следящим элементом 15, связанным со штангой 8. С маховиком 11 связано приводное средство 16, содержащее электродвигатель 17 постоянного тока, вал которого связан с маховиком ведущей шестерней 18, входящей в зацепление с кольцевой шестерней 19, выполненной на маховике.
Приложение к маховику 11 крутящего момента от средства 16 контролируется средствами 20 управления, соединяющимися с колесом 1 для определения величины замедления и подачи сигнала о наличии замедления, превышающего установленную величину. Питание электродвигателя 17 осуществляется от батареи 21.
Кроме того, имеются: средства 22 управления, соединенные со средствами 20 управления и с маховиком 11 и содержащие пусковую схему 23 (фиг.2)
I и переключатель 24 полярности (фиг.З).
Переключатель 24 полярности и переключатель 25 сигнализации связаны с пусковой схемой 23 (фиг. 2) .
Во время работы при поступлении сигна.ла в результате замыкания переключателя 25, свидетельствующего об избыточной величине замедления колеса
1, происходят проскальзывание и блокировка колеса, через нормально закрытые контакты 26 репе 27 подается напряжение для приведения в действие релейного переключателя 28 первого направления. С помощью нормально открытых контактов 29 и 30 переключателя 28 приводится в действие электродвигатель 1? для врашения в первом направлении и передачи вращения маховику 11 через находящиеся в зацеплении шестерни 18 и 19. Поскольку угловое положение маховика изменяется и он движется против усилия пружины 13„ то усилию пружины противодействует также усилие, образующееся от приложения рабочего давления к клапану 3, которое передается через элемент 15 и кулачок 14.
Переключатель 24 используется в сочетании с электродвигателем 17 и содержит вал 31, вращающийся в соответствии с вращением маховика 11.
Вместе < валом 31 движется находящаяся во фрикционном зацеплении с ним пластина 32, взаимодействующая с первым ЗЗ и вторым 34 контактами.
Пластина 32 установлена между двумя фрикционными дисками 35 и 36, сжатыми пружиной 37.
При вращении электродвигателя в первом направлении, что обусловлено срабатыванием релейного переключателя 28, пластина 32 замыкается с контактом 33 и поддерживает в рабочем состоянии релейный переключатель
28, тогца как нормально открытый контакт 38 замыкается при срабатывании реле 27 через задерживающую цепь, состоящую из сопротивления 39 и конденсатора 40.
Когда электродвигатель устанавливает маховик 11 в положение, в котором усилие пружины 13 уравновешивается обьединенным воздействием противодействуЮщих усилий, прикладываеьых через кулачок 14 и электродвигатель 17,, то момент, сообщаемый маховику 11, восстанавливается, вслед>
3 1243
t ствие чего маховик слегка выводится из равновесия. При увеличении этого момента маховик под действием пружины
13 начинает вращаться в обратном направлении в сторону нейтрального положения. Это приводит к тому, что пластина 32 выходит из зацепления с контактом 33 переключателя 24, который поддерживал в рабочем состоянии релейный переключатель 28, в результате 0 прекращается воздействие на маховик .усилия, создаваемого средством 16.
При отсутствии противодействующего усилия, создаваемого средством 16, усилие, создаваемое пружиной 13, воз- 15 вращает маховик в нейтральное положение.
В случае использования реверсируемого электродвигателя при реверсивном перемещении маховика обратно 20 в нейтральное положение пластина 32 входит в зацепление с контактом 34.
В результате срабатывает переключатель 41, а вследствие замыкания его нормально открытых контактов 42 и 43 электродвигатель 17 начинает вращаться в противоположном нАправлении. Такое обратное вращение создает на маховике импульс силы, под действием которого маховик смещается в нейтраль-30 ное положение.
Когда маховик совершает колебательные движения между крайними положениями через нейтральное шарик 5 клапана 3 движется между положением вне седла 6 и положением в седле, а давление, подаваемое к колесному цилиндру, уменьшается аналогично "пульсирующему действию". Когда шарик 5 находится вне седла, усилие, возни кающее от приложения рабочего давления к клапану 3, снова передается маховику 11, противодействуя усилию пружины 13.
45.
Прекращение приложения усилия торможения приводит к освобождению колеса 1, при этом средства 20 прекращают работу средств 22 управления, т.е. переключатель 25 разомкнут для снятия 0 напряжения с пусковой схемы 23 и электродвигателя 17. После этого оставшиеся силы, действующие на маховик, доминируют над усилием пружины 13, в результате маховик возвращается в нейтральное положение.
Такой возврат маховика частично приводит к тому, что пластина 32 пе615 реключателя 24 остается в промежуточном положении между контактами 33 и 34.
В варианте выполнения (фиг.4) устройство содержит электродвигатель 17, вращающийся только в одном направлении. С помощью муфты 44 вал двигателя связан с маховиком. Муфта 44. может быть выполнена электромагнитной, управление которой осуществляется переключателем 24, выполненным двухполюсным, перекидным.
Средства 20 могут выполняться в виде датчиков замедления — акселеро- метров. Акселерометр (фиг.5-7) имеет два диска 45 и 46 и пластинчатые пружины 47. При вращении дисков 45 и 46 расстояние A (фиг.6) между ними сохраняется до тех пор, пока угловое положение дисков остается без изменения. В том случае, когда один диск начинает вращаться относительно другого, усилие пружин 47 преодолевается и в результате их сгибания диски подходят ближе один к другому (как обозначено размером b на фиг.7). Один из дисков 45 (46) крепится к колесу
1, а другой остается свободным.
Ротор 48 установлен для вращения в корпусе 49, который может крепиться к колесу 1. Вращение ротора 48 ограничено упорами 50 и 51, взаимодействующими со штырем 52.
Пороговая величина замедления определяется пружиной 53, соединяющей ротор с корпусом, а сигнализация о превышении порога замедления осуществляется переключателем 54, приводимым в действие выступом 55.
В варианте выполнения акселерометра (фиг.10 и 11) корпус 56, который кр:спится к колесу 1, окружает ротор
57. С помощью штыря 58, выступающего из ротора 57 через угловую прорезь
59, выполненную в корпусе 56, ротор смещается на оси. В результате этого перемещения срабатывает переключатель
60, выполняющий функцию переключателя 25.
В варианте выполнения (фиг.12 и
13), когда маховик 11 находится в нейтральном положении, шарик 5 удерживается вне седла 6 вследствие взаимодействия элемента 15 с кулачком 14, имеющим наивысшую точку в нейтральном положении. Кулачок имеет криволинейный участок реверса или участок
61 с "выемкой", расположенный диаме рально противоположно наивысшей точке в нейтральном положении. На шес-v терне 19 имеется участок 62 без зубьев, находящийся диаметрально против участка с выемкой 61 кулачка, Это необходимо для гарантированного положения шарика 5 вне седла в случае„ если пружина 13 сломается .
11осле поломки пружины 13 электродвигатель 17 вращает маховик 11 посредством зацепления между шесте,>HHNH
18 и t9. Так как противодействующее у илие пружины отсутствует, маховик
11 под действием электродвигателя 17 поворачивается больше обычного..Элемент 15 движется к участку 61 кулачка, шарик > находится вне сепла 6.
Под действием гидравлического давления элемент 1> входит в выемку 61 в тот момент, когда ведущая шестерня
10 18 достигает участка 62 шестерни 19 и начинает свободно вращаться, а клапан 3 остается в Открытом положенииа
1243615
1243б15
1243615
Составитель С.Макаров
Редактор А.Шишкина Техред Л.Олейник Корректор И.Муска
Заказ 3720/59 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113635, Москва, Ж-35., Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4







