Способ контроля состояния стыкового соединения секторов магнитопровода статора электрической машины
Изобретение относится к области электротехники и может .быть использовано при контроле эксплуатационного состояния стыковых соединений секторов составньк магнитопроводов гидрогенераторов . Цель изобретения состоит в повышении точности и расшире-. НИИ технологических возможностей контроля состояния стыковых соединений секторов магнитопровода статора электрической машины путем обеспечения контроля перегруженного состояния стыкового соединения. Способ контроля включает измерение амплитуды сигналов с приемников 4 и 5, расположенных на равном расстоянии от излучателя 3. При температуре окружающей среды и при температуре, соответствующей номинальной нагрузке электрической машины, определяют отношение амплитуд в каждом температурном режиме и по разности отношений определяют состояние стыкового соединения. Зонами удовлетворительной стыковки могут считаться зоны, где (, )ig -(и ) лежит - 1& пределах от 0,5-2,0. Если значение этой разности более 2-3, то зона ослаблена , а есле менее 0,5 - то зона перезатянута . 1 Ш1. о (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (I I) (gI) 4 Н 02 К 15/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 i ) 3644075/24-07 (22) 16.09.83 (46) 30.06.86. Бюл. У 24 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики и Днепровская гидроэлектростанция им. В..И. Ленина (72) Л.А. Бибер, Я.А. Карпин, А.И. Попов и А.В. Штейншнейдер (53) 621. 318.44 (088. 8) (56) Кислицкий Б. В. и др. Контроль стыков активной стали гидрогенератора. — Электрические станции, У 1, 1976. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ СЕКТОРОВ МАГНИТОПРОВОДА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при контроле эксплуатационного состояния стыковых соединений секторов составных магнитопроводов гидрогенераторов. Цель изобретения состоит в.повышении точности и расшире-. нии технологических возможностей контроля состояния стыковых соединений секторов магнитопровода статора электрической машины путем обеспечения контроля перегруженного состояния стыкового соединения. Способ контроля включает измерение амплитуды сигналов с приемников 4 и 5, расположенных на равном расстоянии от излучателя 3. При температуре окружающей среды и при температуре, соответствующей номинальной нагрузке электрической машины, определяют отношение амплитуд в каждом температурном режиме и по разности отношений определяют состояние стыкового соединения. Зонами удовлетворительной стыковки могут считаться зоны, где (V
1241357
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при контроле эксплуатационного состояния стыковых соединений секторов магнитопроводов статоров гидрогене,раторов в условиях промьппленной эксплуатации на электростанциях.
Цель изобретения — повышение точности и расширение технологических воэможностей контроля состояния стыковых соединений секторов магнитопровода статора электрической машины путем обеспечения контроля перегруженного состояния стыкового соединения.
На чертеже представлен пример реализации способа контроля состояния стыкового соединения секторов магнитопровода статора турбо- и гидрогенератора.
При холодном сердечнике остановленной машины при температуре окружающей среды t 2 20 С от генератора 1 шума подают сигнал на вход коммутатора 2, с одного из выходов которого сигнал .поступает на вход электроакустического преобразователя 3, например пьезоэлектрического акселерометра. Последний излучает широкополостный сигнал, принимаемый приемными электроакустическими преобразователями 4 и 5, которые также, как и излучающий преобразователь 3, установлены на шихтованном пакете 6 магнитог1ровода статора. При этом преобразователи 3 и 5 разделены стыком 7.
Сигналы с выхода преобразователей
4 и 5 (Uz и U< соответственно) подаются на соответствующие входы коммутаторов 8 и 9, с выходов которых они поступают на входы измерительных усилителей !0 и 11. С выходов усилителей усиленные сигналы поступают соответственно на первый и второй входы блока 12 отношения, который вычисляет отношение.П /U<.
Электрический сигнал, пропорциональный этому отношению, с выхода блока
12 подают на вход индикатора 13, проградуированного в .значениях U /U
Последовательно переключая коммутаторами 2, 8 и 9 соответствующие сигналы с преобразователей 3, 5 и 4 получают. профиль распределения нагруженности стыка по вертикальнсй оси. Амплитуда сИгнала, принимаемого в том же пакете, в котором происходит излучение (П), всегда практи5
2S
ЗС
35 чески одинакова, поскольку зависит только от расстояния до точки н:-":у= чения и качества контакта между шик.: тованным пакетом и приемником зв;-ка, которые должны всегда быть одина-ковыми. Амплитуда сигнала, принимае-мого за стыковым соединением (Н зависиттакже от плотности стыкового соединения, которая является единс. -венной переменной величиной, Чем лучше контакт между стыками, т.е. чем более нагружено соединение, тем. большая .звуковая энергия проходит через него и тем меньшее отношение
U /U, в точке измерения.
Затем электрическую машину включают в режим номинальной нагрузки на 4-6 ч, при этом магнитопровод гревается. до номинальной эксплуатационной температуры. На кратковременно остановленной машине повторяют измерения и получают другой профил;-: нагруженности стыкового соединения., В связи с объемным расширением тел при нагреве контакт между секто-. рами с увеличением температуры улу"." шается„ нагруженность соединения увеличивается и отношение Б /U< уменьшается. Сильное уменьшение, U /U гово" рит о слабой затяжке стыка в данной точке. Небольшое, в определенньп. и;;е= делах, уменьшение U /U свидетельствует о хорошей =àòÿæêå стыкового соединения. Отсутствие или очень малое изменение U /U говорит о перегруженности стыкового соединения. В случае потери устойчивости пакетов
lIpH нагреве величина (Uà/" 1) ь (П1/Uq)gо может иметь отрицательное значение. Зонами удовлетворительной стыковки: считаются зоны, где () .— () 1 . о U< ном лежит в пределах от 0,5-2,0, Если з начение этой . ра.э ности более 2-3, то зона ослаблена пропорционально значению разности, а если менее
0,5 — то зона перезатянута.
Таким образом, использование данного способа контроля состояния стыкового соединения секторов магнито,— провода статора электрической машины обеспечивает возможность осуществления контроля перегруженного состояния стыкового "îåäèíåíèÿ и 1.олу- чение информации о состоянии стыкового соединения на ранней стадии на1241357 4 целью повышения точности и расширения технологических возможностей путем обеспечения контроля перегруженного состояния стыкового соединения, на секторе устанавливают излучатель звукового сигнала, приемники располагают на равном расстоянии от излу- чателя, измеряют амплитуды сигналов с приемников при температуре секторов, равной температуре окружающей среды, и при температуре, соот ветствующей номинальной нагрузке электрической машины, определяют отношение амплитуд в каждом температурном режиме и по разности отноше- . ний определяют состояние стыкового соединения. рушения равномерности стыковки, что способствует обеспечению безаварийной работы и продлению срока службы электрических машин.
Формула изобретения
Способ контроля состояния стыкового соединения секторов магнитопровода статора .электрической машины, 1О включающий измерение. сигналов с приемников, размещенных на секторах -по обе стороны стыкового соединения, сравнение измеренных сигналов и определение состояния стыкового соедине- f5 ния по разности между ними, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с
Составитель Г. Майорова
Редактор И. Касарда Техред О.Сопко Корректор Е. Сирохман
Заказ 3607/50 Тираж 631 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


