Гидроходопреобразователь транспортного средства
4 А1
СО(ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 В 60 К 17/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3793553/27-11 (22) 24.09.84 (46) 30.06.86. Бюл. У 24 (72) О.К.Довнар, В.В.Емельянчик, В.Г.Савицкий, П.А.Стецко и С.Д.Ярош (53) 629. 113.585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 925688, кл. В 60 К 17/10, 1980. (54)(57) ГИДРОХОДОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий дифференциальный механизм с входным звеном, через муфту кинематически связанным с двигателем, выходным звеном, кинематически связанным с движителем, и промежуточным звеном, по крайней мере две гидравлически связанные междусобой гидромашины,выполненные в виде гидронасоса и моторнасоса, один из которых кинематически связан с двигателем, гидробак, распределяющее, регулирующее устройство и тормоз, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности работы путем обеспечения двух диапазонов регулирования скорости, он снабжен установленным на валу другой гидромашины муфтой, выполненной с возможностью взаимодействия в первом положении с входным и втором положении с промежуточными звеньями дифференциального механизма,, обратными клапанами, дополнительным гидронасосом, при этом распределяющее регулирующее устройство выполнено в виде трехходового четырехлинейного золотника, причем вторая линия соединена с гидробаком, третья линия через соответствующие обратные клапаны — с нагнетательными магистралями моторнасоса и дополнительного гидронасоса и непосредственно с напорной линией основного гидронасоса, при этом во всех позициях золотника первая,линия соединена с третьей линией а тормоз связан с промежуточным звеном дифференциального механизма.
1 1240643 2
Изобретение относится к транспорт- са 11, заставляя раб ному машиностроению, в частности к ременной скоростью в гидроходопреобразователям для трак- Зто приводит в движе торов и аналогичных машин. возрастающей скорост
Цель изобретения — повышение эко- g терню 2,водило 5 и д номичности работы путем обеспечения обеспечивает бесступ двух диапазонов регулирования ско- вание скороститрансп рости, Для работы в высш
На чертеже приведена кинематичес- та 3 соединяет солне кая схема гидроходопреобразователя. 10 с двигателем 4, торм
Гидроходопреобразователь транс-, няет коронную шестер портного средства содержит дифферен- са 15, а мотор-насос циальный механизм 1, входное звено связывается с коронн которого, например солнечная шестер- (показано пунктирным ня 2, через муфту 3 связано с двига- 15 результате чего дифф телем 4, а выходное звено, например ханизм 1 получает ги водило 5, — с движителем 6. Насо- вод промежуточного э сы 7, 8 через шестерни 9, 10 связа- перемещении рычагом ны с двигателем 4, а мотор-насос 11 лотника распределите через муфту 12 — с промежуточным 20 начально постепенно звеном — коронной шестерней 13 или гидробака 19 нагнета солнечной шестерней 2 дифференциаль- раль 16 мотор-насос ного механизма 1. Коронная шестерня щего в режиме насоса
13 снабжена тормозом 14, связываюего скорость и скоро щим ее с корпусом 15 или разрывающим 25 ним коронной шестерн эту связь. Распределяюще-регулирую- а затем постепенно о щее устройство содержит установленный гнетательную магистр в нагнетательных гидролиниях 16, 17 и нагнетательную маг
18 мотор-насоса 11 и насосов 7, 8 и са 8 от гидробака 19 связывающий или разъединяющий их 30 скорость мотор-насос с гидробаком 19 распределитель 20, ro в режиме мотора, управляемый рычагом 21, и два обрат- занной с ним коронно ных клапана 22, 23. противоположном отно
Предложенный гидроходопреобра- насоса направлении.Э зователь обеспечивает два диапазона 35 движение с переменно" регулирования скорости — низший и скоростью водило 5 и высший.
Для раб о ты в низшем ди апаз о не муфта 3 отсоединяет солнечную шестерню 2 от двигателя 4, тормоз 14 останавливает коронную шестерню 13 на корпус 15, а мотор-насос 11 муфтой 12 связывается с солнечной шестерней 2 (показано сплошными линиями), в результате чего дифференциальный механизм 1 превращается в пла нетарный с гидрообъемным.приводом ведущего элемента. При перемещении рычагом 2 1 управления золотника распределителя 20 он первоначально постепенно отсоединяет нагнетательную гидролинию 17 насоса 7 от гидробака 19, а затем постепенно нагнетательную гидролинию 18 насоса 8 — or гидробака 19, в результате чего масло в возрастающем количестве через обратные клапаны 22, 23 поступает в нагнетательную полость мотор-насоотать его с пережиме мотора. ние с переменной ью солнечную шесвижитель б,что енчатое регулироортного средства. ем диапазоне муфчную шестерню 2 оз 14 отсоединю 13 от корпу11 муфтои 12 ой шестерней и линиями), в еренциальный медрообъемный прилемента. При
21 управления золя 20 он первоотсоединяет от тельную магиста 11, работаючто уменьшает сть связанной с и 13 до нуля, тсоединяет нааль 17 насоса 7 истраль 18 насочто увеличивает а 11, работающеи скорость свяй шестерни 13 в сительно режима
f то приводит в и возрастающей движитель б,что также обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости транспортного средства.
Так как в обоих диапазонах регулирования скорости в связи с последовательным вступлением в работу гидромашин максимальная величина тепловых потерь (на дросселирование)
45 определяется производительностью одной гидромашины и давлением в ее нагнетательной магистрали, которое зависит от момента на ее валу, определяемом тяговой нагрузкой транспортного средства и передаточным числом трансмиссии от движителя до данной гидромашины, то можно при прочих равных условиях установить, что момент, а следовательно, и тепловые потери отличаются в обоих диапазонах на величину передаточного отношения от промежуточного к входному элементу дифференциального механизма при оста
1g
Составитель Ю. Уткин
Редактор Н.Швыдкая Техред р, Ãoðòâàé Корректор Г. Решетник
Зак аз 3443/14 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно †полиграфическ предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
3 12406 новленном выходном. Величина данного передаточного отношения обычно находится в пределах 1,5-4. Это и определяет пределы уменьшения тепловых потерь первого диапазона изменения скорости по отношению к второму. Пре. делы же регулирования скорости в
43 4 обоих диапазонах отличаются на величину, обратно пропорциональную тепловым потерям с добавлением единицы, в связи с чем пределы регулирования скорости второго диапазона составляют 2,5-5 от пределов регулирования скорости первого диапазона.


