Адаптивное обучающее устройство
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике. Целью изобретения является повышение точности и расширение дидактических возможностей устройства. Адаптивное обучающее устройство содержит блок памяти , блок сравнения адресов, регистр адреса, блок воспроизведения учебной информации, блок регистрации, блок сравнения ответов, блок счетчиков, блок кодирования, пульт обучаемого и таймер. Устройство позволяет в зависимости от времени обдумьшания материала добиться более лучшей адаптации к характеру мьшшения обучаемого путем оперативного изменения объема и характера воспроизводимого учебного материала. 4 ил. о (О 1ШС& Ь5 а О1 00 ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я0„„1236535 цп 4 С 09 В 7/02,г
t,!
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ г
Р !
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3817266/24-24 (22) 27. 11. 84 (46) 07.06.86. Бюл. Р 21 (71) Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авиационный институт им. Серго Орджоникидзе и Институт повышения квалификации
Министерства автомобильной промьшглен:ности СССР. (72) Л.С. Архангельская, Г.В. Левин и Л.А. Мартынова (53) 681. 3.071 (088. 8) (56) Авторсксе свидетельство СССР
У 913441, кл. 5 09 В 7/00, 1982, Авторское свидетельство СССР
У 868816, кл. С 09 В 7/02, 1981. (54) АДАПТИВНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике. Целью изобретения является повышение точности и расширение дидактических возможностей устройства. Адаптивное обучающее устройство содержит блок памяти, блок сравнения адресов, регистр адреса, блок воспроизведения учебной информации, блок регистрации, блок сравнения ответов, блок счетчиков, блок кодирования, пульт обучаемого и таймер. Устройство позволяет в зависимости от времени обдумывания материала добиться более лучшей адаптации к характеру мышления обучаемого путем оперативного изменения объема и характера воспроизводимого учебного материала. 4 ил. ности и расширение дидактических возможностей устройства.
На фиг. 1 представлены экспериментальные кривые процесса обучения на фиг. 2 — структурная схема устройства, на фиг. 3 — функциональная схема блока счетчиков," на фиг. 4 функциональная схема блока кодирования.
Устройство содержит блок 1 памяти, блок 2 сравнения адресов, регистр 3 адреса, блок 4 воспроизведения учебной информации, блок 5 регистрации, блок 6 сравнения ответов, блок 7 счетчиков, блок 8 кодирования, пульт 9 обучаемого, таймер
10.
Известно, что процесс усвоения знаний обучаемыми описывается экспонентой. На графике представлены кривые процесса усвоения знаний в зависимости от характера мышления обучаемого. По ординате отложен уровень знаний обучаемого, по абсциссе — вре. мя. Кривая 1 относится к среднестатистическому обучаемому. Во время„ равное Т, принято считать, что процесс усвоения знаний закончился.
Известные устройства работают с учетом только Т, . Однако, в процессе обучения возйикают две ситуации. Первая — когда обучаемый решил задачу или имеет ответ на вопрос по данной дозе материала раньше времени Т,, но не спешит с ответом по каким-либо причинам (кривая 2), вторая — когда обучаемый непозволительно долго обдумывает объем материала по причинам либо. сложности материала, либо замедленной способности воспринимать (кривая 3), Устройство работает следующим образом.
Обучаемый на пульте 9 набирает номер изучаемого этапа. Этот номер кодируется в адрес и передается в блок
2 сравнения адресов, который инициирует запуск блока 1. Одновременно счетчики переходят в исходное состояние в блоке 7. Происхоцит перемещение носителя учебной информации. Через блок 4 код адреса поступает в блок 3. При совпадении адресов, посту пивших иэ пульта 9 и из блока 4, происходит остановка кадра. При этом в блок 6 сравнения ответов заносятся
20
5 123653
Изобретение относится к автома- . тике и вычислительной технике, Цель изобретения — повышение точ5 2 коды эталонных ответов, в блок 7 счетчиков по стробирующему сигналу из блока 2 записываются коды времен
Т,, Т. — gt, Т, + h(и этим же сигналом разрешается работа таймера 10 и производится запись кода адреса следующего кадра в счетчик блока 8 кодирования. Блок 7 счетчиков содержит реверсивные счетчики с прелварительной записью информации. Отсчет времени, равного Тс -At производится счетчиком Я 1 (фиг.3), При обнулении счетчика на выходе отрицательного переполнения появляется сигнал, который передается в пульт 9 обучаемого, где загорается табло, призывающее обучаемого вводить ответ. Этот же сигнал поступает на вход элемента
И-HF. 3 1 (фиг.4), разрешая прохождение импульсов таймера на счетчик 0 3 (фиг.4). При вводе правильного ответа во время,, равное Т,- — >1, в блоке 6 сравнения ответов вырабатывается сигнал, который запрещает работу таймера !0 и разрешает передачу кода адреса следующего кадра из блока 8 кодирования в блок 2 сравнения адресов. Одновременно результат сравнения ответов заносится в блок 5 регистрации. Если же введенный ответ неверный, то обучаемому дается время для повторного обдумывания. В процессе обдумывания вопроса за время от Т вЂ” g до Т, + dt в блоке кодиср " " ср рования происходит изменение адреса следующего кадра в зависимости от времени обдумывания материала, тем самым программа обучения адаптируется по характеру мышления обучаемого.
При обнулении счетчика D 2 (фиг.3) в блоке 7 счетчиков производится повторное приглашение вводить ответ, если ответ не был введен ранее. Тем самым устройство заставляет активизировать свои,цействия обучаемого.
Если ответ не введен до окончания времени, равного Тс + gt то в этом случае при обнулении счетчика D 3 в блоке счетчиков 7, сигнал, снимаемый с выхода отрицательного переполнения счетчика УЗ, запрещает передачу импульсов от таймера в блок 7 и одновременно разрешает передачу кода адреса следующего кадра из блока 8 кодирования в блок 2 сравнения адресов
Таким образом, устройство автоматически переводит обучаемого на другой уровень обучающей программы при
1236
20 д могс . использовании многоуровневой обучаемой программы.
Введение в устройство пульта обучаемого, блока счетчиков, таймера, блока кодирования позволяет в зависимости от времени обдумывания материала в промежутке времени от T то, + ht добиться лучшей адаптации устройства к характеру мышления. обучаемого путем оперативного изменения 10 объема и характера воспроизводимого учебного материала, что повышает точность устройства и расширяет его дидактические возможности.
Формула изобретения
Адаптивное обучающее устройство, содержащее последовательно соединенные регистр адреса, блок сравнения адресов, блок памяти и блок воспроизведения учебной информации, а также последовательно соединенные пульт обучаемого, блок сравнения ответов и блок регистрации, выход блока
535 4 воспроизведения учебной информации подключен к входу регистра адреса и второму входу блока сравнения ответов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и расширения дидактических возможнс =тей устройства, в него введены последовательно соединенные таймер, блок счетчиков и блок кодирования, выход которого соединен с вторым входом блока сравнения адресов, третий вход которого соединен с вторым выходом пульта обучаемого, вторые входы блоков счетчиков -и блока кодирования подключены к выходу блока воспроизведения учебной информации, а третьи входы и первый вход таймера подключены к выходу блока сравнения адресов, четвертый вход, блока кодирования и второй вход таймера подключены к выходу блока сравнения ответов, второй выход блока счетчиков соединен с входом пульта обучаемого, а четвертый вход— с третьим выходом пульта обучае1236535
Составитель О, Болдырев
Техред И.Гайдош
Редактор А. Сабо
Корректор М. Самборская
Заказ 3095/54 Тираж 455
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Подписное
Производственно †полиграфическ предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



