Узел крепления рабочего колеса лопастной машины на валу
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU„„1236184
m 4 F 04 D 29 20
®у,,. „
Л r-, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ - ": К:".
Фиг (21) 3777472/25-06 (22) 06.08.84 (46) 07.06.86. Бюл. № 21 (71) Трест «Уралсибгидромеханизация» (72) Г. П. Степанов и Ю. П. Бердинских (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 987186, кл. F 04 D 1/00, 1981.
Авторское свидетельство СССР № 1113592, кл. F 04 D 29/20, 1983. (54) (57) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО
КОЛЕСА ЛОПАСТНОЙ МАШИНЫ НА ВАЛУ, содержащий сопряженные между собой ступицу и вал с радиальными выступами, расположенными равномерно по окружности, демпфирующие элементы, установленные между выступами вдоль вала, и крышку, закрепленную на торце ступицы колеса, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения надежности крепления колеса в осевом направлении, выступы ступицы и вала расположены продольными рядами с последовательным их чередованием в каждом ряду и с образованием продольных каналов между рядами, при этом демпфирующие элементы выполнены в виде гуммированных металлических пластин и установлены в каналах, а ширина выступов на валу меньше расстояния между выступами на ступице.
1236184
Изобретение относится к гидромашиностроению, а именно к конструкциям крепления рабочих колес гидромашин на валах.
Цель изобретения — повышение надежности крепления колеса в осевом направлении.
На фиг. 1 изображен узел крепления, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — узел 1 на фиг. 2; на фиг. 4 — конструкция вала; на фиг. 5 — разрез Б — Б на фиг. 4; на фиг. 6 — узел при >0 монтаже вала в ступицу. (колесо не развернуто с образованием продольных рядов) .
Узел крепления рабочего колеса лопастной машины на валу содержит сопряженные между собой ступицу 1 и вал 2 с радиальными выступами 3 и 4, расположенными равномерно по окружности, демпфирующие элементы 5, установленные между выступами 3 и 4 вдоль вала 2, и крышку
6, закрепленную на торце 7 ступицы 1 колеса. Выступы 3 и 4 ступицы 1 и вала 2 расположены продольными рядами с последовательным их чередованием в каждом ряду и с образованием продольных каналов 8 между рядами, при этом демпфирующие элементы 5 выполнены в виде гуммированных металлических пластин 9 и установлены в ка- 25 налах 8 а ширина в выступов 4 на валу 2 меньше расстояния в между выступами 3 на ступице 1.
Поверхности 10 и 11 сопряжения выступов 3 и 4 вала 2 и ступицы 1 соответ- ЗО ственно с поверхностями 12 и 13 ступицы 1 и вала 2 выполнены цилиндрическими. Гуммирование металлических пластин 9 вьшолняется эластичным материалом, например резиной.
Узел собирается и монтируется следующим образом.
При монтаже узла рабочее колесо насаживают на вал 2. При этом выступы 3 ступицы 1 свободно проходят между выступами 4 вала 2, так как ширина в выступов 4 меньше, расстояния В между выступами 3 на ступице 1. Затем, поворачивая колесо относительно вала 2, заводят выступы 3 ступицы 1 между выступами 4 вала 2 так, что выступы 3 и 4 образуют продольные ряды и каналы 8. После этого в каналы 8 между продольными рядами выступов
3 и 4 вставляют гумированные металлические пластины 9 и крепят крышку 6 к торцу 7 ступицы 1 болтами.
Демонтаж узла осуществляется в обратном порядке.
При работе машины момент вращения от привода передается на вал 2. Далее крутящий момент от вала 2 передается через выступы 4, демпфирующие элементы 5, выступы 3 на ступицу колеса. В случае возникновения повышенных динамических нагрузок сжатие эластичного покрытия пластин 9 резины демпфирует напряжения и предотвращает детали узла от поломок. Кроме того, на рабочее колесо лопастной машины во время работы действуют значительные осевые нагрузки, стремящиеся сдвинуть колесо относительно вала. Осевое смещение рабочего колеса относительно вала 2 предотвращается за счет взаимодействия выступов 3 и 4 соответственно ступицы 1 и вала 2, расположенных напротив друг друга.
1236184
1236184
Редактор Н. Яцола
Заказ 3007/37
Составитель В. Дениске>ов
Тсхред И. Верес Корректор А. Ференц
Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4



