Электролит для осаждения покрытий сплавом медь-цинк-олово
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5У У С 25 D 3/56 (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ Е»
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
50-60
300-350
6-10
О, 1-3 (21) 3788873/22-02 (22) 17.07.84 (46) 07.06.86. Бюл. ¹- 21 .(71) Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени химико-технологический институт им. Д .И.Менделеева (72) Т.А.Баграмян, В.И.Харламов и Е.В.Харламова (53) 621.357.7:669.35.5 6(088.8) (56) Федотьев Н.П. и др. Электролитические сплавы. М вЂ” Л.: Машгиз, 1962, с. 116.
Патент США № 2435967, кл. 204-44, 1.948.
Вячеславов П.М. Электролитическое осаждение сплавов.Л.: Машиностроение, 1971, с. 31. (54)(57) ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ ОСАЖДЕНИЯ
ПОКРЫТИЙ СПЛАВОМ МЕДЬ-ЦИНК вЂ ОЛО, „„ЯУ„„Ы36О1О А 1 содержащий соли меди, цинка, олова и комплексообразователь, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения внутренних напряжений и повышения износостойкости и антифрикционных свойств покрытий, он дополнительно содержит поливинилпирролидон,а в качестве солей меди, цинка, олова и комплексообразователя содержит соответственно сернокислую медь (пятиводную),сернокислый цинк (семиводный), хлористо олово и пирофосфат калия при следующем соотношении компонентов, г/л:
Сернокислая медь (пятиводная) 8-16
Сернокислый цинк (семиводный)
Пирофосфат калия
Хлористое олово
Поливинилнирролидон
I ): !",() тт )Я ),-:С (Яжея:(1(!!С.Г(Ч((НСЙ 29 .П}а т>
\ !
< <--,1 °: i«= .C;)0 (т»Т If)>j >тт).11<0»i)it К Нз—
За СЧЕТ r ГС. Что ЗЛЕКТРОЛИТ ЛЛ»1
Оса)((ЦР }(ия }le!(рь<т)TЙ (. Ил" в см w CB 11- — ц», (<,(—.
ОЛОВО СОЦЕР)к<;.Т СРРНСК ИСЛУ<о К.Е;< ., с» t! т:!»f (! ;а пс
1 т);: т((<»< ((.. т;.-I(РР-,КР (»»;i„<»(j
ГП,} T;(„):СП—
Е»1<<т) -> 7
-! J: t1(-. (-1 —.„-. ) блаc 1 "У (()ст 10 (i>МП 1 ". С" тlе. H., ЦИ (I(-t И 0JIr,, а»
8BåJTå)B(c В электрсли- ЛБ)) —,.0330.-IBЕт ПОЛУЧать 1(гКРУ.(1(V=) СС )ДК). ТС>1>111)ной Лс )<) мкм, (ез ул от а тb(vç1:"е,> 3;!Нl в;у I,) напря>кон(-:и . Пров ел-е((пкк (с -.(ет<-.,—,, 1- -:— кого нет<с((,а, }101(а- ;1i), ;.;. Всь оь!;
ОС аж)7ЕННЬ(Е ; - ОПЕК Т ->0ЛI (-:2,. т. Р
)(1aT}»e J 0 TrT8}I И «Р (От 1: В; -(0((;.т< (-Р т
Соотав эл -ет(>олт<та т
< /л
1 (1 (!
В,-. -r(. -;
< >>в<::;
C> <:
Oт,л«,тат ттт<в><а тт
Ц(«ро»)>оо<)а в
<(ал>1 т» т«
"ОО ззв
)<лт)р!щ олова /)У/
l <»
Изоотт)(т()ни(1 07}(c< .1(1 ; i(Об}(НОСTI
Гальваностении, B ча< тнс(. -.-T к .".<.ектрооса)((ц< нию покрь)т((й (.плаBCM . ((/1, (,-ЦИНК OJIOB0 И 110>(<СТ )13!(C»r(.(1)T!Ì(1(((. Нтт< .
В КаЧЕСтВЕ а((тнфРИК)(1(Си((010 ПОКР т)Т )>; в автомобил} ной про<(!»)(()(е(((!Ости.
Целью и()обретения .f»;л i3) с>3 Г!<(7;ке-ние внутренних Bат(1 }Гл<е-тий " }(Овмп:— ние иЗНО< 0»<.тсйкссте и а((т((фр",)к "т. «1 ."
Hj>ii(СВОЙС Тв .ОК>7!»)Т(. Й .
ПОЛО>КИТ .)(НЬ(Й 3<}т>т)>а!<1 Д<>Г1 HI J"..T CR сернокисльг(! I_#_T(I(...;1,.}<зри(1 i О.c О.<торо, ПИРО<РОСф(}т Капиа И ПОЛИ)ЗИНИЛПИРРО »1»:-" дон (})ВЦ j, 3,!ЕК ГРО<) Са>КЦ<З(ИГ ПС((;>. <С)I)i:/I!7 (ПРС— вОДить TI)>"<- т и 11еРа 7".! B 2 > << 0 (НОСTII ТОКа )0 — I т..>С< <т т./М, .))I б) .: С исп>о<тьзОГ)а}<1(с(1 ст(лвн<0го катод (Ст .) Ст ?0,< .ò /I g), et((0; < з пор)1(аB e E<)Ki E: É ((О(аце 1!трацил ме< <и Р 1)д (т В,.>(> 0 ) Р
Г(ЕЧИВаЕт 1}ОЛУ»(Е}<ИЕ ОС 1."(К0-. CПЛ=iBП С соммер)(<а(:ие;(/5-9 <):". .> ((ень< (е(п(е к 01!це (i 7 0 < <»!1 1»in .;ЕП
ЗГI РК ТРОЛИТ Р T(T>VB <)ДИ7
I((3}(H}C» еГO C0<,".1)>на<1«1<
Центрацня слова сб:-с:. —.7
ВКЛЮТ((НИР—,; r -(11(}.; т-, Интервал рЦ /,8-8,ч с н а и б 0 л е -" »- c T 0 -i »I I (в 0 Й
Ва (ИЯ П}.<РОО)(?« 1>а 1<. тт, . т"! >1 (<К:, »1(1 ".< i» l(ИК 1 )нря>(Р(»(1!>т и и; = i(lr) 1/и :: < . = ",О мкм
1 l:(1(В 1 1(: ((>т (IПП . . 1:::
)(1 » ; j 1}в!- TI0 rT»» T >r,Tr-,=,! ÒÎ)10Ì»J ув ЕЛИЧР
)1! ат;) < -)IT. .; )j < t f,".11)1;Г i И".1, ":(к ) <>(<1"
iI,--;!r-(т)<)ГКОПИЧ(. r V<1 тTССЛГПСВВН(.Я
: т.- :. (1.:(<<е Г (Г< Tl i.t (крс "1 р Го }!11) < tlа <От ярк
:. i »" 11 . (>< »»," 1(Г В, IT;. <. -I Е i! i»(I < .1) 1: > J (.К,) 0
< .! "<11 :т,)<т Г " . )П!,"1 В ст" (! l 1 l T(C, t i ., < 1; i ". i i > а - 1 > 1 т ; < и— т
:;: t .J ;.,0 . Г(;.(.,:, т, ).<1 I,«->Р вr II.(. «:, т . i l!(i1 C. : т, < Г! I Я Itt.—,r!i!„-.Гф." — 7
1i (: -. 1:-",:: -)>с»1< I ip.;:< а 1, < )>r) 1 <:)С.:,:Г -)i I; ",.. :iT t <»Ь
» т»
123б010
Продолжение табл.1
Пример
2 3 Ь 5 6
J L
° 1
Состав электролита, r /л
7 8 (известный) 0,1 0,5 пвп
3,0 0,5 3,0
0,5 3,5
Пнанид меди
Пианид цинка
Иа Зпо ЗН 0
KCN своб.
Na0H
Бетаин
Плотность тока, т
50 100 180 180 50 00 100
100 50
Содержание меди в сплаве, 7.
85 72,5 92 80 90
87 72
90 82
Содержание олова в сплаве, 7.
2,5 3,0 1,1
1,5 17
1,3
Содержание цинка в сплаве> Х
11,5 11
9 16 12 5 245 69 107
2.6 214 Ээб 4 ° 6 2.6 3 1
Внутренние напряжения, НПа (толщина покрытия
t0 икм) 19,8
29
Раст.
Сж. Сж. Сж.
Сж. Сж. Сж.
М
Осадки толщиной 8-10 мкм, полученные ив цианидного электролита, обладают вначительными напряжениями сжатия, растрескиваются, проходит частичное покрытие от основы.
В табл.2 приведены результаты стен- шипников скольжения карданного валаавцовых испытаний, проведенных для под- томобиля ВЛЗ 2101 с нанесенным покрытием
Т а блица 2
Состав сплава,7.
Коэффи- Ресурс, Примечание циент ч трения
Толщина покCu Sn Zn рытия, мкм
0,12
Дальнейшие испытания
90 прекращены ввиду пол— ного истирания покрытия
0,12
0,15
5б
0,15
90 1 9 0,09 400
85 2,5 12,5 . 0,07 450
При разборке подшипника обнаружен частичный
85 1
0,09 400 износ покрытия
90 1 9
85 2 5 12 5
85 1 14
75 3 22
75 1 24
2,5
7,0
3,0
1236010
Продолжение табл.2
Коэффи- Ресурс, Примечание, .циент ч трения
Состав сплава„7
Толщина покСи Бп Zn рытия, мкм
75 3 22 0,11 380
75 1 24 0,10 360
?60
90 1
85 2,5 12,5
360
0,07
85 1
О,!!"! 50
75 3
120
21 С
0,11
Электролит без добавки ПБП
75 3
0,24
Полное стслоение покрытия
:22
0,30
Известный
72 17 11 0,14 0,5 Быстрое разрушение покрытия
72 17 11 0,14 0,1
Составитель IO.:.!озгесва
Редактор Л.Гратилло Техред Л.Сердюкова I(appe; " ор I,Патай
Заказ 3067/28 Тираж 615 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д„ 4/5
Производстненно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4
Ресурс работы подшипника определяке по времени от начала испытаний ка с.тенде карданного шарнира с подшипником скольжения до полного выхода из строя.
Предлагаемое изобретение позволя45 ет получить н широком интервале плотГроисходит схватывание и задир подшипника костей тока покрытие сплавом медьцинк †оло, обладающее BblcoKHMH ак— тифрикциокными свойствами и изностойкостью, обeenечивающих работу под11кпника скольжения при высоких нагрузках и знакопеременном дви



