Многошпиндельная сверлильная головка
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (511 4 В 23 В 39/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
30 _#_29 У 19 %18
1$
13
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛА ИЗОБРЕТЕНИЙ V ОТКРЫТИЙ
Н Д BTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3763536/25-03 (22) 06.06,84 (46) 30.05.86. Бюл. М -20 (71) Всесоюзный проектно-технологический институт энергетического машиностроения (.72) Л.А,Бенин, О.С.Ефремов, К.Б.Евстафьев, C..Ã.Êðàâåö и P.А.Проус (53) 621. 952,3-229.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1024177, кл. В 23 В 39/16, 1981. (54) (571 МНОГОШПИНДЕЛЬНАЯ СВЕРЛИЛЬНАЯ
ГОЛОВКА с регулируемым положением шпинделей,в корпусе которой размещены промежуточные элементы, несущие шпиндели, снабженные фиксирующими
„„SU„„1234059 А 1 устройствами, и кинематическая цепь механизма регулирования положения шпинделей, совмещенная с приводом их вращения, включающая связанные с приводным валом ведущие шестерни и установленные на шпийделях ведомые шестерни, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения точности регулировки положения шпинделей, головка снабже а направляющими для перемещения промежуточных. элементов, которые выполнены в. виде валов .с многозаходной несамотормозящей нарезкой и несут ведущие:шестерни укаэанной кинематической цепи, В ступицах которых выполнена нарезка, ответная нарезке приводного вала.
1234059
Изобретение относится к обработке металлов резанием и может быть использовано для обработки отверстий переналаживаемой сверлильной головкой.
Цель изобретения - уменьшение ra- 5 баритон головки и повышение точности регулировки положения шпчнделей путем выполнения элементов кинематической цепи головки перемещаемыми.
На фиг.l изображена предлагаемая головка в разрезе; на фиг.2 — вид по стрелке А на фиг.l; на фиг.3 — схема кинематических цепей; на фиг.4 — узел
E на фиг.3.
Многошпиндельная головка содержит корпус I, выполненный в виде крестовины. Полости корпуса закрыты снизу крьппкой 2 и заглушкой 3, закрепленными винтами 4 и 5, и с торцов боковинами 6, закрепленными винтами 7.
В центральной полости 8 корпуса 1 установлена закрепленная винтами 9 гильза 10, в которую запрессованы радиально-упорные подшипники ll качения, несущие центральный вал 12 с закрепленной на нем посредством гайки 13 и шпонки 14 ведущей конической шестерней 15. В центральном валу 12 выполнено отверстие со шпоночным пазом,.согласованное с хвостовиком 16 и шпонкой 17 шпинделя 18 бабки станка
19, к которому корпус 1 прикреплен болтами 20. В боковины и стенки полости 8 запрессованы радиально-упорные подшипники 21 качения, в которых 35 установлены направляющие, выполненные в виде валов 22, несущих закрепленные на них посредством шпонок 23 и гаек 24 ведомые конические шестерни
25 и имеющих квадратные окончания 26. 40
От внешней среды подшипники 21 эащишены крышками 27 и заглушкой 3.
На валах 22 выполнены многозаходные винтовые нарезки, угол подъема которых в несколько раз больше их 45 о угла самоторможения ф (например, 1= 45 при 7 = 5 40 ) . С указанной нарезкой
1 сопряжены ответные нарезки, выполненные в ступицах конических шестерен
28, установленных и закрепленных гай- 50 ками 29 в радиально-упорных подшипниках 30 качения. Подшипники 30 смонтированы в гильзах 31, прикрепленных винтами к промежуточным элементам, выполненным в виде кронштейнов
32 и 33. В радиально-упорных подшипниках 34 качения кронштейнов 32 и 33 установлены шпиндели 35 с закрепленными на них посредстном шпонок 36 и гаек 37 коническими шестернями 38;
Касательно к шпинделям 35 расположены их фиксаторы, содержащие подпружиненные плунжеры 39 и втулки 40, стягиваемые друг с другом посредством гаек 41 и резьбовых хвостовиков 42.
Кронштейны 32 и 33 установлены на направляющих 43, выполненных в крьппке 2 с возможностью скрепления с ней посредством болтов 44 и гаек 45. К боковым сторонам фланцев кронштейнов
32 и 33 винтами 46 прикреплены указатели 47, совмещаемые с линейкой 48, прикрепленной к торцам крьппки 2 винтами 49. Кронштейны 32 и 33 в каждой из направляющих 43 установлены в количестве, необходимом для произво дительной работы головки. (в данном случае их установлено два) .
Головка работает следующим образом.
В исходном положении кронштейны
32 и 33 освобождечы от закрепления их гайками 45, mr идели 35 — от закрепления гайками 41, а шпиндель 18 станка отк.ючен от кинематической связи с механизмами станка с воэможностью его свободного вращения.
Установку каждого иэ кронштейнов
33 в требуемое координатное положение осуществляют в следующей последовательности, Гайкой 41 затормаживают шпиндель 35 посредством защемляющих его плунжера 39 и втулки 40, а гайка" ми 45 закрепляют кронштейны 32 посредством болтов 44. На квадрат 26 устанавливают ключ не показан) и сообщают валу 22 вращение н требуемом . направлении. В связи с тем, что шпиндель 35 кронштейна 33 заторможен, шестерня 28 стопорится от вращения неподвижной шестерней 38 и взаимодействует с нинтовой нарезкой вала
22, как гайка, принуждая кронштейн
33 переместиться по валу 22 до требуемого положения, индексируемого указателем 47 и линейкой 48. Одновременно та же нарезка вала 22 взаимодействует с нарезкой шестерни 28 как шпонка, принуждая шестерню вращаться совместно с валом и сообщая вращение шестерне 38 и шпинделю 35 в неподвижном кронштейне 32. Возникающее при этом усилие P воспринимается радиально-упорным подшипником 30. Одновременно с налом 22 вращается также ше" стерня 25, принуждая вращаться шес3 1234059 4 терню 15, центральный вал 12, свобод- нов 33 и закрепляют кронштейны 32, а ный шпиндель 18 шестерни 25 и валы в перпендикулярных им ветвях крестоt
22 остальных трех ветвей крестовины вины закрепляют все кронштейны, сохкорпуса 1 головки. раняя шпиндели 35 расторможенными, Возможны три варианта взаимодей- 5 Вращая любой из валов 22, перемещают ствий указанных механизмов, При необ- одну пару кронштейнов 33 на требуемые ходимости сверлеиия отверстий, расно- величины синхронно, затем, закрепив их в установленном положении и расштейны 33 располагают в исходном но- тормозив их шпиндели, освобождают от ложении на одинаковом удалении от оси 1О скрепления с корпусом вторую пару голонки и, затормозив шпиндели 35 всех кронштейнов 33 и затормаживают их кронштейнов 33 и закрепив на корпу- шпиндели, после чего перемещают их се все кронштейны 31,- вращением одно- синхронно на требуемые расстояния, го из валов 22 принуждают одновремен- закрепляют кронштейны на корпусе, а но перемещаться на одинаковые ради- 15 их шпиндели освобождают от тормоза. альные величины все кронштейны 33. Аналогично устанавливают кронштейны
Когда отверстия в детали расположены 32, которые также могут быть распона различных удалениях от оси голов- ложены согласно указанным трем ваки, каждый из кронштейнов 33 устанав- риантам. ливают независимо друг от друга ана- 20 После окончания установки кронлогично описанному. При попарном уда- штейны закреплены на корпусе головки, ленин противоположных отверстий от а их шпиндели расторможены, При вклюоси головки на одинаковые, но не рав- чении вращения шпинделя 18 станка ные друг другу расстояния в кронштей вращением шестерни 15 сообщается нах 33 противоположных ветвей крестови-25 вращение всем валам 22, а вместе -с ны затормаживают шпиндели 35 кронштеи- ними шестерням 28 и шп д
28 и ин елям 35.
1234059
Фиг. 3
22
Фиг, Ч
Составитель И.Покрасова
Техред Л.0лейник Корректор С.Шекмар
Редактор А.Огар
Заказ 2933/12
Тираж 1001 Подписное
ВНИИПИ Госуд рственного комитета СССР по делам изобретений и открьггий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная,4



