Способ оценки прочности сцепления покрытия с основой
(19) (И) СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (Я) 4 G Oi N 19 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3821272/25 — 28 (22) 07.12.84 (46) 23.05 ° 86 ° Бюл. У 19 (71) Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт восстановления изношенных деталей машин
Всесоюзного научно-производственного объединения "Ремдеталь" (72) Г.Л.Гальперин (53) 620.179.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N - 97588, кл. С 01 N 19/04, 1952.
Авторское свидетельство СССР
1(- 696354, кл. С 01 N 19/04, 1976. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ПОКРЫТИЯ С ОСНОВОЙ .(57) Изобретение позволяет повысить точность оценки прочности сцепления покрытия с основой за счет выполнения в основе расположенных в два ряда отверстий таким образом, что площади отверстий рядов попарно равны, а разность между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра в каждом ряду последовательно возрастает. Наносят на основу вдоль одного ряда эталонное покрытие, вдоль второго ряда — испытуемое покрытие.
Оценку прочности сцепления начинают с приложения отрывающей нагрузки к эталонному покрытию, начиная от отверстия с меньшей разностью между абсолютными значениями его площади и периметра, до тех пор, пока не произойдет срез покрытия. Затем прикладывают отрывающую нагрузку к испытуемому покрытию, начиная с отверстия с такой же площадью, что и у отверстия, в котором произошел срез эталонного покрытия. При наличии или отсутствии среза испытуемого покрытия у этого отверстия продолжают отрыв покрытия в отверстиях соответственно с меньшей или большей разностью между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра.
Использование двух рядов отверстий с постепенно изменяющейся разностью абсолютных: значений площади отверстия и его периметра обеспечивает сближение областей адгезионного отрыва испытуемого покрытия и его когеэионного среза.
1233010
Изобретение относится к испытатель. ной технике, а именно к способам оценки прочности сцепления покрытий с основами.
Целью изобретения является повышение точности оценки прочности сцепления покрытия с основой. способ осуществляют следующим обра10
40 зом.
В основе выполняют два ряда отверстий таким образом, что площади отверстий рядов попарно равны, а разность между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра в каждом ряду последовательно возрастает.Размещают в отверстиях основы заподлицо с ее поверхностью штифты и наносят на основу и торцы штифтов вдоль. одного ряда отверстий эталонное покрытие, а вдоль второго ряда - испытуемое покрытие. Прикладывают отрывающую нагрузку к штифтам с эталонным покры" тием, начиная от отверстия с меньшей разностью между абсолютными значения-, ми его площади и периметра, до тех пор, пока не произойдет срез покрытия. При этом отрывающую нагрузку прикладывают к штифтам с одинаковой скоростью ее изменения. При появлении среза эталонного покрытия его испытания прекращают и фиксируют разность между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра.
Отрывающую нагрузку к штифтам с испытуемым покрытием начинают прикладывать с отверстия с такой же площадью что и у отверстия, в котором произошел срез эталонного покрытия . При на-. личии среза испытуемого покрытия от-. рывающую нагрузку прикладывают к соседнему штифту с меньшей разностью между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра. В случае появления среза испытуемого покрытия вновь прикладывают отрьп ающую нагрузку к следующему штифту и так - до исчез нов ения ср ез а ис пытуемо го покры-. тия. При отсутствии среза испытуемого покрытия у отверстия с такой же раз-, ностью между абсолютными значениями его площади и периметра, что и у отверстия, в котором произошел срез эталонного покрытия, отрывающую наг-; рузку прикладывают к соседнему штифту с. большей разностью между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра. В случае отсутствия среза испытуемого покрытия вновь при кладывают отрывающую нагрузку к следующему штифту и так — до появления среза испытуемого покрытия. Использование двух рядов отверстий с постепенно изменяющейся разностью абсолютных значений площади отверстия и его IIeриметра позволяет установить связь между адгезионным и когезионным разрушением эталонного и испытуемого покрытий н тем самым повысить точность измерения прочности сцепления испытуемого покрытия с основой при отрыве и прочности при его срезе.
Прочность сцепления испытуемого покрытия с основой оценивают по отношению диаметров отверстий, в которых произошел срез испытуемого и эталонного покрытий. Появление среза испытуемого покрытия у отверстия с меньшей по сравнению с эталонным покрытием разностью между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра свидетельствует об уменьшении прочности (толщины) покрытия, а появление среза испытуемого покрытия у отверстия с большей по сравнению с эталонным покрытием разностью между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра свидетельствует об уменьшении прочности сцепления и испытуемого покрытия с основой.
Пример. В подложке выполняют два ряда по 5 отверстий диаметром от
8 до 1? мм, исходя из,предварительных исслецований покрытия, нанесенного плазменным напылением толщиной
= 0,5 мм, прочностью на разрыв (I9J = 2 0 кгс/мм и прочностью на
-9
z срез (".) = 10,0 кгс/мм, при условии
2 u 3("j =7t (C J, где r — радиус отверстия.
При диаметре отверстия 10 мм усилие среза покрытия равно усилию отрыва штифта по покрытия,т.е. равновозможно как адгезионное, так и Kore зионное разрушение покрытия.
Для штифтов диаметров меньше 10 мм у эталонного покрытия наблюдают адгезионный штифта диаметром 10 мм появляются признаки когезионного разрушения покрытия, для штифта диаметром 11 мм про. исходит срез эталонного покрытия.
Отрыв штифта с испытуемым покрытием начинают с диаметра 10 мм, на котором у эталонного покрытия обнару1233010
Составитель В.Свиридов
Редактор В.Иванова Техред В.Кадар Корректор М.Демчик
2760/43 Тираж 778 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 живают признаки среза. На испытуемом покрытии для этого диаметра срез не происходит, поэтому производят отрыв штифтов с большим диаметром и обнаруживают срез испытуемого покрытия на штифте диаметром 12 мм. э
Pезультаты испытаний позволили уменьшить на 20Х толщину наносимого испытуемого покрытия и тем самым сэкономить материал покрытия. 10
Формула изобретения
Способ оценки прочности сцепления покрытия с основой, заключающийся в 5 том, что в основе выполняют отверстия, размещают в них заподлицо с поверхностью основы штифты, наносят на основу и торцы штифтов покрытия,прикладывают к штифтам отрывающую нагрузку 20 до разрушения сцепления и по величине отрывающей нагрузки оценивают прочность сцепления покрытия с основой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности оцен- 5 ки, отверстия в основе располагают в два ряда таким образом, что площади отверстий рядов попарно равны, а разность между абсолютными значениями площади отверстия и его периметра в каждом ряду последовательно возрастает, наносят на основу вдоль одного ряда эталонное покрытие, вдоль второго ряда — испытуемое покрытие, отрывающую нагрузку прикладывают к эталонному покрытию, начиная от отверстия с меньшей разностью между абсолютными значениями его площади и периметра, до тех пор, пока не произойдет срез покрытия, отрывающую кагрузку к испытуемому покрытию прикладывают, начиная с отверстия с такой же площадью, что и у отверстия, в котором произошел срез эталонного покрытия, и при наличии или отсутствии среза продолжают отрыв покрытия в отверстиях соответственно с меньшей или большей разностью иежду абсолютными значениями площади и периметра, а о прочности сцепления испытуемого покрытия с основой судят по отношению диаметров отверстий, в которых произошел срез испытуемого и эталонного покрытия.


