Шарнирная муфта
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU„„1229473 (51) 4 6 0 3 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1„
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3810725/25-27 (22) 12.11.84 (46) 07.05.86. Бюл. № 1 7 (72) Х. Х. Каняфиев (53) 621.825.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 209154, кл. F 16 D 3/18, 1966.
Патент Германии № 56861, кл. 47 С 4, 1891. (54) (57) ШАРНИРНАЯ МУФТА, содержащая две полумуфты, закрепленные на концах соединяемых валов, образующие зубчатую пару, от.гичакпиаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, она снабжена неподвижно закрепленными на концах валов перекрещивающимися под прямым углом пальцами, ось каждого из которых расположена перпендикулярно оси соответствующего конца вала, а зубчатая пара выполнена в виде двух винтовых зубчатых колес, подвижно установленных на пальцах и выполненных с равным числом зубьев и одинаковым углом наклона линий зубьев, равным 45 .
1229473 (оставитель В. Романенко
Редактор H. Данкулич Техред И. Верее Корректор О. Луговая
Заказ 2220/34 Тираж 880 11одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>:, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным муфтам, передающим крутящий момент между валами, оси которых расположены под некоторым изменяющимся углом друг к другу и смещены в радиальном направлении.
Цель изобретения — расширение функLIHoHBëüíûõ возможностей муфты.
На чертеже изображена предлагаемая муфта.
Муфта содержит соединяемые концы валов 1 и 2, на которых закреплены две вилки 3 и 4 с пальцами 5 и 6. Ось каждого из пальцев перпендикулярна оси соответствующего вала. Оси пальцев перекрещиваются под прямым углом. На вилках с возможностью вращения установлены винтовые зубчатые колеса 7 и 8, выполненные с одинаковым числом зубьев и одинаковым углом наклона линий зубьев, равным 45 .
Шарнирная муфта работает следующим образом.
При соосном расположении валов 1 и 2 крутящий момент от вала 1 передается к валу 2 через вилку 3, палец 5, колеса 7 и 8, палец 6, вилку 4.
Возможность пространственного углового перемещения вала 2 относительно вала 1 достигается за счет разворота колес
7 и 8 относительно их осей вращения.
Возможность радиального перемещения, например вала 2 относительно вала 1, достигается за счет скольжения зубьев колес
7 и 8 относительно друг друга и разворота колес относительно их осей вращения.
1О Передача крутящего момента между валами во всех рассмотренных случаях достигается за счет взаимодействия образующих зубьев колес 7 и 8 между собой.
Выполнение шарнирной муфты в виде пары винтовых зубчатых колес, оси которых пересекаются под прямым углом, с равным числом зубьев и одинаковым углом наклона линий зубьев, установленных подвижно относительно соединяемых валов, обеспечивает возможность радиальной компенсации несоосности валов, расположенных под некоторым углом друг к другу, чем и достигается расширение ее функциональных возможностей.

