Муфта для локомотивной карданной передачи
Использование: для соединения валов при их перекосах и аксиальном смещении. Фланцы ведущего и ведомого валов соединены тремя парами двухопорных звеньев, расположенных симметрично по окружности. Каждое звено с соответствующим фланцем соединено посредством двух шарниров, а между собой звенья в каждой паре соединены сферическим шарниром. Муфта содержит два двухопорных арочных звена, каждое из которых двумя шарнирами соединено с фланцем одного вала и посредством одного шарнира - кронштейном фланца другого вала. В результате повышается надежность и упрощается конструкция муфты. 3 з.п.ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится преимущественно к области рельсового подвижного состава для передачи вращающего момента от редуктора, установленного на раме тележки или кузове, к колесной паре и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для соединения валов машин и механизмов в условиях перекосов и аксиальных смещений соединяемых валов.
Известны шарнирно-поводковые муфты локомотивных карданных передач по патентам 627 136 (Швейцария, 1981 г.), 629 715 (Швейцария, 1982 г.), DE 27 09 260 (ФРГ, 1978 г.), в которых передача вращающего момента осуществляется посредством нескольких поводков, установленных симметрично по хордам окружности и соединенных с фланцами валов посредством упругих шарниров. При кинематических возмущениях - перекосах и аксиальном смещении, возникающих при колебаниях подрессоренной рамы тележки, на которой установлен редуктор вместе с тяговым электродвигателем, при использовании шарнирно-поводковых муфт передаточное отношение от редуктора к колесной паре не равно строго единице в течение одного оборота, то есть возникает кинематическая погрешность, которая является источником возбуждения крутильных колебаний в системе тягового привода. В шарнирах возникают переменные радиальные деформации и сопутствующие им дополнительные динамические силы, что снижает долговечность шарниров. В муфтах со встречным расположением шести поводков, которые отличаются отсутствием кинематической погрешности, дополнительные динамические силы, обусловленные радиальными деформациями, при больших значениях кинематических возмущений превышают силы от передачи тягового момента. Известна муфта по патенту US 3 538 721 (1970 г.), в которой фланцы ведущего и ведомого валов соединены тремя парами двухопорных звеньев, расположенных симметрично по окружности, причем каждое звено с соответствующим фланцем соединено посредством двух шарниров, а между собой звенья в каждой паре соединены сферическим шарниром. Одно звено имеет шаровую головку, которая входит в шаровую полость другого звена. Шаровая головка для уменьшения массы и подачи масла в рабочую полость имеет цилиндрическое отверстие. Фланцы соединяемых валов в данной муфте соединяются посредством шести двухопорных звеньев. Муфта содержит 15 подвижных соединений, которые требуют смазки, причем подача смазки в эти соединения является затруднительной, особенно в локомотивных карданных передачах, которые располагаются под рамой тележки на уровне осей колесных пар. В локомотивах, в которых используется тяговый привод с карданной передачей, каждая колесная пара имеет свой привод и соответственно карданную передачу с двумя муфтами. В локомотиве с двумя двухосными тележками при использовании карданной передачи с муфтами по патенту US 3 538 721 потребовалось бы регулярно смазывать 120 шарниров. Но по технической сущности муфта, описанная в патенте US 3 538 721, является наиболее близкой. Она и взята за прототип. Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что в муфте вместо шести двухопорных звеньев содержится только два двухопорных арочных звена, каждое из которых соединено с фланцем одного вала двумя упругими шарнирами, а с фланцем другого вала - одним упругим шарниром. Муфта содержит всего шесть упругих шарниров. В качестве подшипников используются типовые сайлент-блоки, содержащие резиновые элементы. Контакт металла по металлу отсутствует. Смазка шарниров не требуется. Конструкция муфты является более простой. Все шарниры располагаются в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения. Габариты муфты по ширине и диаметру уменьшаются. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции муфты для локомотивной карданной передачи. Чертежи муфты применительно к локомотивной карданной передаче представлены на фиг. 1 и 2. Полый вал 1, свободно охватывающий ось колесной пары, посредством двух одинаковых муфт соединяется с фланцами 2 и 3, один из которых соединяется с зубчатым колесом подрессоренного редуктора, а другой - с колесным диском. Муфты повернуты относительно друг друга на 90 град. Фланцы 4 полого вала с фланцами 2 и 3 соединяются двумя арочными звеньями 5. Эти звенья посредством упругих шарниров, в которых установлены сайлент-блоки со сферическими резиновыми элементами 6, соединяются с выступами 7 фланцев 4. Внутренняя втулка 8 сайлент-блока жестко сидит на пальце 9 и, следовательно, жестко связана с выступами 7 фланца 4. Наружная втулка 10 запрессована в арочное звено 5. Посредством упругих шарниров, в которых установлены сайлент-блоки с цилиндрическими резиновыми элементами 11, арочные звенья 5 соединены с кронштейнами 12 фланцев 2 и 3. Звено 5 жестко соединено с наружной втулкой 13 сайлент-блока. Палец 14, на который насажена внутренняя втулка 15, жестко связан с кронштейном 12. На фиг. 3 и 4 представлены чертежи муфты, в которой арочные звенья жестко соединены с пальцами 14 и, следовательно, с внутренней втулкой 15 сайлент-блока. Наружная втулка 13 сайлент-блока запрессована в отверстие кронштейна 12. Независимо от видов соединений технический результат будет тот же. Общий вид муфты показан на фиг. 5. Силы, возникающие в шарнирах муфты при передаче вращающего момента М, показаны на фиг. 6. На фиг. 7 представлена кинематическая схема муфты при произвольном угле

































Формула изобретения
1. Муфта для локомотивной карданной передачи и для соединения валов при их перекосах и аксиальном смещении, в которой фланцы ведущего и ведомого валов соединены тремя парами двухопорных звеньев, расположенных симметрично по окружности, причем каждое звено с соответствующим фланцем соединено посредством двух шарниров, а между собой звенья в каждой паре соединены сферическим шарниром, отличающаяся тем, что содержит два двухопорных арочных звена, каждое из которых двумя шарнирами соединено с фланцем одного вала и посредством одного шарнира - с кронштейном фланца другого вала. 2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что в четырех шарнирах, соединяющих двухопорные арочные звенья с фланцем одного вала, установлены сайлент-блоки со сферическими резиновыми элементами, а в шарнирах, соединяющих арочные звенья с кронштейнами другого вала, установлены сайлент-блоки с цилиндрическими резиновыми элементами, причем арочные звенья соединены жестко с наружными втулками, а кронштейны - с внутренними втулками сайлент-блоков, или, наоборот, арочные звенья соединены жестко с внутренними втулками, а кронштейны - с наружными втулками. 3. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что все шарниры расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения. 4. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что арочные звенья соединены с кронштейнами посредством шарниров, оси которых направлены по диаметру муфты.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.05.2010
Извещение опубликовано: 27.05.2010 БИ: 15/2010