Соединение охватывающей и охватываемой деталей
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„ЯЦ„„1229467 А 1 г5И 4 F 16 В 21/18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3780525/25-27 (22) 15.08.84 (46) 07.05.86. Бюл. № 17 (72) П. Е. Аниськов (53) 621.88 (088.8) (54) (57) СОЕДИНЕНИЕ ОХВАТЪ|ВАЮШЕЙ И ОХВАТЫВАЕМОЙ ДЕТАЛЕЙ, содержащее упругий элемент, взаимодействующий с гладкой цилиндрической поверхностью охватываемой детали, от.гичаюшееся тем, что, с целью улучшения центрирования, упругий элемент выполнен в виде резьбового хвостовика охватывающей детали, причем толщина стенки хвостовика, считая от впадины резьбы, составляет 1/3—
1/4 от высоты ее профиля. (56) Авторское свидетельство СССР № 905520, кл. F 16 В 21/18, 1980.
Орлов П. И. Основы конструирования. ч. 11.— М.: Машиностроение, 1977, с. 304, рис. 328б.
/ ж., ( с л до г
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, .: /
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1229467
С оста ви тел ь Б. Б ай кон
Тсхред И. Верес Корректор О. Луговая
Тираж 777 11одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рву шская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород. ул. Проектная, 4
Редактор H. Данкулич
Заказ 2220/34
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для крепления деталей на валах преимущественно в приборных механизмах.
На фиг. 1 показано соединение, разрез; на фиг. 2 — схема деформации поверхности охватывающей и охватываемой деталей в зоне контакта при завинчивании гайки.
Соединение состоит из охватывающей детали 1 с резьбовым тонкостенным хвостовиком 2, охватываемой 3 и гайкой 4. В исходном состоянии сопряжение деталей выполняется по одной из посадок, обеспечивающей минимальный зазор в соединении, йР например а.G
Устройство работает следующим образом.
Охватывающая деталь, например, зубчатое колесо, установлена на вал на требуемом его участке в соответствии с выбранной посадкой -- по сопрягаемым поверхностям. При навинчивании гайки 4 до упора с некоторым натягом на боковую поверхность каждого витка резьбы хвостовика 2 действует сила F, под воздействием которой хвостовик деформируется, образуя волны (ряд выступов и впадин), которые контактируют с охватываемой деталью (валом) по винтовой поверхности. Зона контакта представляет собой зону упругой деформации г., рассчитываемую по формуле
1. = л1 — — 6/2, где Х, — — высота волн, образуемых вследствие упругой деформации на внутренней поверхности отверстия при затяжке гайки (без вала);
6 — зазор между сопрягаемыми деталями в исходном положении.
Для обеспечения достаточной деформируемости хвостовика для стальных деталей необходимо выдержать условие где k — толщина стенки хвостовика, считая от впадины резьбы;
h -- высота профиля резьбы.
Соотношение для иных материалов сопрягаемых деталей определяется экспериментальноо.
Передача крутящего момента происходит
10 за счет фрикционных сил в зоне контакта деталей. Жесткость связи между тонкостенным хвостовиком и самой охватывающей деталью обеспечивается за счет дополнительной жесткости, образуемой фрикционным сцеплением между торцом гайки и охватыва1ощей деталью.
Таким образом, крутящий момент передается не только по цепочке Al, но и по цепочке Л, что, несмотря»а наличие тонкостенного участка, обеспечивает достаточную жесткость соединений.
Витки резьбы, вследствие тонкостенности хвостовика оказываются нагруженными с большей степенью равномерности, нежели в обычных крепежных узлах, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки
25 в зоне контакта охватывающей детали с хвостов и ком.
Изобретение проще по сравнению с известныч, так как не требует использования комплекта упругих колец. При упругом деформировании тонкостенного хвостовика обеспечивается возможность быстрого и многократного монтажа сопрягаемых деталей на произвольном участке гладкого вала, так как формирование волнистости и создание натяга по диаметру сопрягаем ых деталей происходит автоматически при затяжке гайки с последующим образованием исходного зазора при ее отвинчивании.

