Передача зубчатая цилиндрическая прямозубая внутреннего зацепления
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК дд4 F 16 Н 1/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3814062/25-28 (22) 18.10.84 (46) 30.03.86. Бюл: Р 12 (72) M.È. Шнырин (53) 621.831(088.8) (56) Патент ФРГ Ф 1553057, кл. С 04 С 3/10, 1981. где Q Z =- Z „2 — разница чисел зубьев в зацеплении, число зубьев колеса с наружными зубьями, число зубьев колеса с внутренними зубьями, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (54) (57) ПЕРЕДАЧА ЗУБЧАТАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПРЯМОЗУБАЯ ВНУТРЕННЕГО
ЗАЦЕПЛЕНИЯ, содержащая два сопряженных колеса с наружными и внутренними зубьями, боковые профили зубьев последнего из колес выполнены в виде участков дуг окружностей одного радиуса, отличающаяся тем, что, с целью снижения потерь на трение в зацеплении за счет уменьшения углов давления, профили зубьев колеса с внутренними зубьями . чередующимися по крайней мере через один, описаны дугой окружности одного радиуса и центр ее при
„„30„„1221408 A четной разнице чисел зубьев в sa"" цеплении расположения на оси симметрии впадины, а при нечетной разнице — на оси симметрии зуба колеса, разница чисел зубьев в зацеплении больше двух, отношение .числа зубьев колеса с наружными зубьями к разнице чисел зубьев в зацеплении — дробное число,, а центральный угол между центрами дуг окружностей, очерчивающих разноименные профили одного зуба, выбран из условия
27(67 11
Z„
1221408 где Д2=2„-Х разница чисел зубьев в зацеплении, число зубьев колеса с наружными зубьями, число зубьев колеса с внутренними зубьями.
ВНИИПИ Заказ 1566/42 Тираж 880 Подписное
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях шестеренчатьгх гидравлических насосов.
Цель .изобретения — снижение потерь на трение в зацеплении эа счет уменьшения углов давления, На фиг. 1 изображена схема зацепления колес передачи с разницей чисел зубьев д 2 = 3, на фиг. 2 схема построения профилей зубьев колеса с внутренними зубьями передачи с д 2 = 4, на фиг. 3 — сравнительная схема углов давления в
1 прототипе и в изобретении для передачи с Л2= 3.
Передача зубчатая цилиндрическая внутреннего зацепления содержит два сопряженных колеса 1 и 2 с наружными и внутренними зубьями. Боковые профили 3 колеса 2 выполнены в виде участков дуг 4 окружностей одного радиуса. Профили 3 зубьев колеса 2 с внутренними зубьями, чередующимися по крайней мере через один, описаны дугой 4 окружности одного радиуса и центр ее при четной разнице Л2 чисел зубьев в зацеплении распОложен на оси 5 симметрии
-впадины, а при нечетной раэнице— на оси 6 симметрии зуба колеса 2, разница Ь .чисел зубьев больше двух, отношение числа 7.„ зубьев колеса.1 с наружными зубьями к разнице Д 2 чисел зубьев в зацеплении - Пробное число, а центральный угол -между центрами дуг окружностей, очерчивающих разноименные профили одного зуба, выбран из условия
2П (Д2-1)
Ф=
На схеме {фиг. 3) изображены
15 цуги профилей наружных колес прототипа 7 и передачи согласно изобретению, соответствующие нормали 8 и 9 в точке контакта, опущенные на них из центра колеса, перпендикуляры .
10 и 11, радиус-вектор 12 и углы ..и о! давления соответственно иэ1 2 вестного и предлагаемого зацеплений при условии равенства модулей и чисел зубьев колес.
Как Видно из схемы, для точек профиля с одинаковым направлением радиус-вектора контактной точки угол давления тем меньше, чем больше угол В между нормалью в точке каЗО сания и осью зуба, что и обеспечивается в предлагаемой передаче, т.е. р 2 >ф„, (({1 и 2 — индексы
2 1 колес,, При работе передачи зубья колес
1 и 2 взаимодействуют друг с другом .и вращение с ведущего колеса передается ведомому колесу.

