Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 В 60 К 41/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3822708/27-11 (22) 10.12.84 .(46) 23.03.86. Бюл. Н 11 (71) Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачева (72) Ю.С.Шурлапов (53) 629.113-582.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1174293, кл. В 60 K 41/06, 1984. (54)(57) СИСТЕМА УПРАВЛЕНЙЯ ФРИКЦИОННЬМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ
ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая источник давления рабочей жидкости, соединенный через клапан переключения фрикционных элементов с их гидроцилиндрами, датчики нагрузки .двигателя и скорости транспортного 1 средства, связанные с управляющими камерами упомянутого клапана, при этом клапан включает в себя корпус с перегородкой, в котором установлены зо лотник и штифт, и выполненные отдельно от корпуса. торцевые камеры с поршнями, присоединенными к плите с помощью. крепежных элементов, причем в корпусе клапана со стороны золотни,ка, примыкающего к штифту, выполнены
„„SU„1219422 А смежные полости, через которые однй из датчиков системы соединен с полостью перед поршнем торцевой камеры, которая установлена вдоль продольной оси клапана со смещением относительно торца поршня на величину хода золотника клапана переключения, о т л ичающая с я тем, что, с целью упрощения системы управления при сояранении требуемой точности и повышения надежности ее работы, перегородка вь1полнена отдельно от корпуса клапа-, на переключения и присоединена к нему с помощью крепежных элементов, кромка крайней шейки золотника смещена относительно торца корпуса этого клапана на величину половины хода зо-. лотника, поршень, смещенный одним торцом относительно торцевой камеры на величину хода золотника, оперт другим торцом о штифт, в плите вдоль оси клапана выполнены пазы с конической поверхностью, а клапан переключения фрикционных. элементов снабжен стопорами для фиксации осевого положения торцевых камер в прорезях плиты, 12194? 2
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления трансмиссиями транспортных средств
Цель изобретения — упрощение системы управления при сохранении требуемой точности и повышение надежности ее в работе.
На фиг.1 показана гидравлическая схема системы управления; на фиг.2 — 10 клапан переключения фрикциончых элементов в положении включенной понижающей ступени в коробке передач.
Система управления трансмиссией содержит источник 1 давления рабочей жидкости, датчик 2 нагрузки двигателя и датчик 3 скорости транспортного средства, связанные гидралиниями с клапаном 4 переключения фрикционных элементов 5 и 6. 20
Клапан ч содержит корпус 7 с полостями 8 — 13, золотник 14 с шейками 15-17 и торцевые камеры 18 и 19 с поршнями 20 и 21, заглушенные крышками 22 и 23. К переднему торцу корпуса 7 при- 25 креплена с помощью крепежных элементов 24 перегородка 25, в которой под- вижно установлен штифт 26, контактирующий с поршнем 20 и золотником 14.
Торцевая камера 18 имеет проточку 27, сообщенную с гидробаком 28 через регулируемый дроссель 29. В поршне 20 выполнены проточка 30 и отверстие 31, сообщенные с проточкой 27 торцевой камеры 18
35 ,Цатчик 2 нагрузки двигателя каналом 32 сообщается с полостью 8 кортуса 7 клапана 4, а через смежную полость 9, канал 33 и отверстие 34 — с полостью 35 перед поршнем О.
2 40
Давление датчика 3 скорости каналом 36 подводится к полости 37 перед поршнем 21 через отверстие 38, выполненное в торцевой камере 19.
4с
Источник 1 через смежные полости 12 ч и 11 корпуса 7 клапана 4 и канаli 39
< ооощается с гидроцилиндром фрикционной муфты 5 включения понижающей сту— пени., a через смежные полости 12 и 13 и канал чΠ— с гидроцилиндром фрикционнсй муфты 6 включения повышающей ступени.
Корпус 7 и торцевые камеры 18 II19 закреплены с помощью крепежных элементов 41 на разводной плите 42, Я имеющей соответственно те же полости для подвода рабочей жидкости, что и корпус 7 и торцевые камеры 18 и 19 клапана 4. При этом на фланцах 43 и 44 торцевых камер 18 и 19 отверстия под крепежные элементы 41 выполнены в виде прорезей 45, обеспечивающих осевое смещение камер 18 и 19 на необходимую при их установке величину относительно первоначально установленного на плите 42 корпуса 7 клапана 4. После прикрепления корпуса 7 к плите 42 золотник 14 устанавливается в корпусе 7 таким образом, что отсечная кромка 46 шейки 17 золотника 14 смещена относительно торца корпуса 7 па величину S/2, равную половине расчетного хода золотника 14.
Используя прорези 45 во фланце 44 „ торцевая камера 19 устанавливается таким образом, что поршень 21 примыкает к золотнику 14, и крепится к плите 42 в выбранном положении с помощью крепежных элементов 41.
Используя прорези 45 во фланце 43, торцевая камера 18 устанавливается таким образом, что поршень 20 примыкает оцним своим торцом к штифту 26, а другой его торец смещен относительно торцевой камеры на величину $,равную расчетному ходу золотника 14 клапана 4. После выполнения указанного условия торцевая камера 18 крепится на плиге 42 с помощью крепежных элементов 41, Торцевые камеры 18 и 19 фиксируются в выбранных положениях с помощью клиновых стопоров 47, входящих в выполненные в плите 42 пазы 48 с плоской конической поверхностью 49.
Этим гарантируется отсутствие осевых смещений торцевых камер при работе клапана в экстремальных условиях: при максимальных нагрузках двигателя и движении с максимальными скоростями.
Система управления работает слецующим образом.
Б исходном положении (фиг.1), соответствующем троганию с места, клапан 4 находится в положении включенной понижающей ступени (включена фрикпионная муфта 5), гри котором зоHотник 14 находится в крайнем правом
;o I-oæåHHH за счет силового воздействия на него давления датчика 21 нагрузки двигателя, которое создается в системе источником 1 при работающем двигаTåëе (Hе IIîêàзан) H стоящем
На месге транспортном средстве. Одновременно через полости 8 и 9 корпуса 7., канал 33 и отверстие 34 äàâление датчика 2 подводится к полости 35, ",219422 перемещая поршень 20 и штифт 26 "вдо гонку" за золотником 14 в крайнее правое положение. При этом источник 1 соединяется через полости 12 и 11 корпуса и канал 39 с гидроцилиндром фрикционной муфты 5, в результате чего происходит включение понижающей ступени в коробке передач, на которой и начинается разгон транспортного средства с места.
При увеличении скорости по мере разгона на золотник 14 клапана 4 с противоположной стороны начинает действовать давление датчика 3 скорости. При определенной скорости движения, в соответствии с заданной программой переключений передач., выполняемой системой автоматического управления трансмиссией, усилия, действующие с двух сторон на золотник 14, сравняются по величине, Дальнейшее увеличение скорости приводит к изменению положения золотника 14, который начинает перемещаться влево, При этом примерно на середине хода золотника 14 резко уменьшается усилие на золотник со стороны датчика 2 за счет снижения его давления в полости 35 в результате ее сообщения с гидробаком 28 через щелевой жиклер и дроссе п. 29 (щелевой жиклер образуется между передним торцом шейки 15 золотника 1« и левой кромкой полости 9
1О корпуса 7 клапана 4).
В соответствии с уменьшением силы сопротивления золотник 14 резко переходит из среднего в крайнее левое положение, фиксируя состояние включенной повышающей ступени, поскольку д .вление источника 1 через полости 12 и 13 корпуса 7 и канал 40 подводится к гидроцилиндру фрикционной муфты 6.
При этом полость гидроцилиндра муфты 5 через полость 10 корпуса 7 сообщается с гидробаком 28. Аналогичным образом происходит включение вниз (на понижающую ступень} в случае увеличения дорожного сопротивления и
2 уменьшения скорости движения.
1219422
Ч8
Составитель Ю.Уткин
Техред Л.Олейник Корректор М.Самборская
Редактор И.Николайчук
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 1209/25 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5



