Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 В 60 К 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3822708/27-11 (22) 10.12.84 .(46) 23.03.86. Бюл. Н 11 (71) Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачева (72) Ю.С.Шурлапов (53) 629.113-582.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1174293, кл. В 60 K 41/06, 1984. (54)(57) СИСТЕМА УПРАВЛЕНЙЯ ФРИКЦИОННЬМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая источник давления рабочей жидкости, соединенный через клапан переключения фрикционных элементов с их гидроцилиндрами, датчики нагрузки .двигателя и скорости транспортного 1 средства, связанные с управляющими камерами упомянутого клапана, при этом клапан включает в себя корпус с перегородкой, в котором установлены зо лотник и штифт, и выполненные отдельно от корпуса. торцевые камеры с поршнями, присоединенными к плите с помощью. крепежных элементов, причем в корпусе клапана со стороны золотни,ка, примыкающего к штифту, выполнены

„„SU„1219422 А смежные полости, через которые однй из датчиков системы соединен с полостью перед поршнем торцевой камеры, которая установлена вдоль продольной оси клапана со смещением относительно торца поршня на величину хода золотника клапана переключения, о т л ичающая с я тем, что, с целью упрощения системы управления при сояранении требуемой точности и повышения надежности ее работы, перегородка вь1полнена отдельно от корпуса клапа-, на переключения и присоединена к нему с помощью крепежных элементов, кромка крайней шейки золотника смещена относительно торца корпуса этого клапана на величину половины хода зо-. лотника, поршень, смещенный одним торцом относительно торцевой камеры на величину хода золотника, оперт другим торцом о штифт, в плите вдоль оси клапана выполнены пазы с конической поверхностью, а клапан переключения фрикционных. элементов снабжен стопорами для фиксации осевого положения торцевых камер в прорезях плиты, 12194? 2

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления трансмиссиями транспортных средств

Цель изобретения — упрощение системы управления при сохранении требуемой точности и повышение надежности ее в работе.

На фиг.1 показана гидравлическая схема системы управления; на фиг.2 — 10 клапан переключения фрикциончых элементов в положении включенной понижающей ступени в коробке передач.

Система управления трансмиссией содержит источник 1 давления рабочей жидкости, датчик 2 нагрузки двигателя и датчик 3 скорости транспортного средства, связанные гидралиниями с клапаном 4 переключения фрикционных элементов 5 и 6. 20

Клапан ч содержит корпус 7 с полостями 8 — 13, золотник 14 с шейками 15-17 и торцевые камеры 18 и 19 с поршнями 20 и 21, заглушенные крышками 22 и 23. К переднему торцу корпуса 7 при- 25 креплена с помощью крепежных элементов 24 перегородка 25, в которой под- вижно установлен штифт 26, контактирующий с поршнем 20 и золотником 14.

Торцевая камера 18 имеет проточку 27, сообщенную с гидробаком 28 через регулируемый дроссель 29. В поршне 20 выполнены проточка 30 и отверстие 31, сообщенные с проточкой 27 торцевой камеры 18

35 ,Цатчик 2 нагрузки двигателя каналом 32 сообщается с полостью 8 кортуса 7 клапана 4, а через смежную полость 9, канал 33 и отверстие 34 — с полостью 35 перед поршнем О.

2 40

Давление датчика 3 скорости каналом 36 подводится к полости 37 перед поршнем 21 через отверстие 38, выполненное в торцевой камере 19.

Источник 1 через смежные полости 12 ч и 11 корпуса 7 клапана 4 и канаli 39

< ооощается с гидроцилиндром фрикционной муфты 5 включения понижающей сту— пени., a через смежные полости 12 и 13 и канал чΠ— с гидроцилиндром фрикционнсй муфты 6 включения повышающей ступени.

Корпус 7 и торцевые камеры 18 II19 закреплены с помощью крепежных элементов 41 на разводной плите 42, Я имеющей соответственно те же полости для подвода рабочей жидкости, что и корпус 7 и торцевые камеры 18 и 19 клапана 4. При этом на фланцах 43 и 44 торцевых камер 18 и 19 отверстия под крепежные элементы 41 выполнены в виде прорезей 45, обеспечивающих осевое смещение камер 18 и 19 на необходимую при их установке величину относительно первоначально установленного на плите 42 корпуса 7 клапана 4. После прикрепления корпуса 7 к плите 42 золотник 14 устанавливается в корпусе 7 таким образом, что отсечная кромка 46 шейки 17 золотника 14 смещена относительно торца корпуса 7 па величину S/2, равную половине расчетного хода золотника 14.

Используя прорези 45 во фланце 44 „ торцевая камера 19 устанавливается таким образом, что поршень 21 примыкает к золотнику 14, и крепится к плите 42 в выбранном положении с помощью крепежных элементов 41.

Используя прорези 45 во фланце 43, торцевая камера 18 устанавливается таким образом, что поршень 20 примыкает оцним своим торцом к штифту 26, а другой его торец смещен относительно торцевой камеры на величину $,равную расчетному ходу золотника 14 клапана 4. После выполнения указанного условия торцевая камера 18 крепится на плиге 42 с помощью крепежных элементов 41, Торцевые камеры 18 и 19 фиксируются в выбранных положениях с помощью клиновых стопоров 47, входящих в выполненные в плите 42 пазы 48 с плоской конической поверхностью 49.

Этим гарантируется отсутствие осевых смещений торцевых камер при работе клапана в экстремальных условиях: при максимальных нагрузках двигателя и движении с максимальными скоростями.

Система управления работает слецующим образом.

Б исходном положении (фиг.1), соответствующем троганию с места, клапан 4 находится в положении включенной понижающей ступени (включена фрикпионная муфта 5), гри котором зоHотник 14 находится в крайнем правом

;o I-oæåHHH за счет силового воздействия на него давления датчика 21 нагрузки двигателя, которое создается в системе источником 1 при работающем двигаTåëе (Hе IIîêàзан) H стоящем

На месге транспортном средстве. Одновременно через полости 8 и 9 корпуса 7., канал 33 и отверстие 34 äàâление датчика 2 подводится к полости 35, ",219422 перемещая поршень 20 и штифт 26 "вдо гонку" за золотником 14 в крайнее правое положение. При этом источник 1 соединяется через полости 12 и 11 корпуса и канал 39 с гидроцилиндром фрикционной муфты 5, в результате чего происходит включение понижающей ступени в коробке передач, на которой и начинается разгон транспортного средства с места.

При увеличении скорости по мере разгона на золотник 14 клапана 4 с противоположной стороны начинает действовать давление датчика 3 скорости. При определенной скорости движения, в соответствии с заданной программой переключений передач., выполняемой системой автоматического управления трансмиссией, усилия, действующие с двух сторон на золотник 14, сравняются по величине, Дальнейшее увеличение скорости приводит к изменению положения золотника 14, который начинает перемещаться влево, При этом примерно на середине хода золотника 14 резко уменьшается усилие на золотник со стороны датчика 2 за счет снижения его давления в полости 35 в результате ее сообщения с гидробаком 28 через щелевой жиклер и дроссе п. 29 (щелевой жиклер образуется между передним торцом шейки 15 золотника 1« и левой кромкой полости 9

1О корпуса 7 клапана 4).

В соответствии с уменьшением силы сопротивления золотник 14 резко переходит из среднего в крайнее левое положение, фиксируя состояние включенной повышающей ступени, поскольку д .вление источника 1 через полости 12 и 13 корпуса 7 и канал 40 подводится к гидроцилиндру фрикционной муфты 6.

При этом полость гидроцилиндра муфты 5 через полость 10 корпуса 7 сообщается с гидробаком 28. Аналогичным образом происходит включение вниз (на понижающую ступень} в случае увеличения дорожного сопротивления и

2 уменьшения скорости движения.

1219422

Ч8

Составитель Ю.Уткин

Техред Л.Олейник Корректор М.Самборская

Редактор И.Николайчук

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 1209/25 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх