Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 1094767, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, перегородка клапана переключения фрикционных элементов выполнена заодно с корпусом этого клапана, торцовые камеры с поршнями выполнены с возможностью регулировки их положения вдоль оси клапана переключения и фиксирования в выбранном положении, при этом один из поршней примыкает одним торцом к перегородке клапана, а его торцовая камера смещена относительно упругого торца поршня на величину хода золотника клапана переключения фрикционных элементов. (Л .и ю со со
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1174293 А (51)4 В 60 К 41 06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
"-СИЗщу-ц
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1094767 (21) 3717431/27-11 (22) 27.11.84 (46) 23.08.85. Бюл. № 31 (72) Ю. С. Шурлапов (71) Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева (53) 629.113.585.2.52 (0088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1094767, кл. В 60 К 41/06, 1983. (54) (57) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 1094767, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, перегородка клапана переключения фрикционных элементов выполнена заодно с корпусом этого клапана, торцовые камеры с поршнями выполнены с возможностью регулировки их положения вдоль оси клапана переключения и фиксирования в выбранном положении, при этом один из поршней примыкает одним торцом к перегородке клапана, à его торцовая камера смещена относительно упругого торца поршня на величину хода золотника клапана переключения фрикционных элементов.
1174293
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления трансмиссиями транспортных средств, и является усовершенствованием системы управления по основному авт. св. № 1094767, Цель изобретения — упрощение конструкции при сохранении требуемой точности ее работы.
На фиг. 1 показана гидравлическая схема системы управления; на фиг. 2 — клапан переключения фрикционных элементов, общий вид; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1.
Система управления содержит источник 1 давления рабочей жидкости, датчик 2 нагрузки двигателя, датчик 3 скорости транспортного средства и клапан 4 переключения фрикционных муфт 5 и 6.
Клапан 4 содержит корпус 7 с полостями 8 — 13, золотник 14 с шейками 15 — 17 и торцовые камеры 18 и 19 с поршнями 20 и 21, заглушенные крышками 22 и 23. В передней части корпуса 7 заодно с ним выполнена перегородка 24, в которой подвижно установлен штифт 25. Рабочая камера 18 имеет проточку 26, сообщенную с гидробаком 27 через дроссель 28. В поршне 20 выполнены проточка 29 и отверстие 30, сообщенные с проточкой 26 торцовой камеры 18.
Датчик 2 нагрузки двигателя каналом 31 сообщается с полостью 8 корпуса 7 клапана 4. Через смежную полость 9 корпуса 7, канал 32 и отверстие 33 давление датчика 2 подводится к полости 34 перед поршнем 20.
Давление датчика 3 скорости каналом 35 подводится к полости 36 перед поршнем 21 через отверстие 37, выполненное в торцовой к а ме ре 19.
Источник 1 через смежные полости 12 и 11 корпуса ? клапана 4 и канал 38 сообщается с гидроцилиндром фрикционной муфты 5 включения понижающей ступени, а через полости 12 и 13 и канал 39 — с гидроцилиндром фрикционной муфты 6 включения повышающей передачи.
Корпус 7 и торцовые камеры 18 и 19 закреплены на,плите 40 с помощью крепежных элементов 41, при этом во фланцах 42 и 43 торцовых камер 18 и 19 отверстия под крепежные элементы выполнены в виде прорезей 44, обеспечивающих их осевое смещение относительно первоначально установленного на плите корпуса 7 клапана 4. Торцовая камера 18 устанавливается относительно примкнутого к перегородке 24 поршня 20 на величину хода S золотника 14 клапана 4 за счет соответствующего осевого смещения камеры 18 в прорезях 44, после
50 чего ее положение фиксируется крепежными элементами 41. Торцовая камера 19 устанавливается с зазором относительно корпуса 7 при обеспечении примыкания поршня 21 к торцу золотника 14 клапана 4, после чего ее положение фиксируется крепежными элементами 41.
Система управления работает следующим образом.
В исходном положении (фиг. 1), соответствующем троганию с места, клапан 4 находится в положении включенной понижающей ступени (включена фрикционная муфта 5), при котором золотник 14 находится в крайнем правом положении за счет силового воздействия на него давления датчика 2 нагрузки двигателя, которое создается в системе источником 1 при работающем двигателе (не показан) и стоящем на месте транспортном средстве. Одновременно через полости 8 и 9 корпуса 7, канал 32 и отверстие ЗЗ давление датчика 2 подводится к полости 34, перемещая поршень 20 и штифт 25 «вдогонку» за золотником 14 в крайнее правое положение.
При этом источник 1 соединяется через полости 12 и 11 корпуса 7 и канал 38 с гидроцилиндром фрикционной муфты 5, в результате чего происходит включение понижающей ступени, на которой и начинается разгон с места.
При увеличении скорости при разгоне транспортного средства на золотник 14 клапана 4 с противоположной стороны начинает действовать давление датчика 3 скорости. При определенной скорости движения усилия, действующие с двух сторон на золотник 14, уравниваются по величине, дальнейшее увеличение скорости приводит к изменению положения золотника, который начинает перемещаться влево. При этом примерно на середине хода золотника резко уменьшается усилие на золотник со стороны датчика 2 за счет снижения его давления в полости 34 в результате ее сообщени.: с гидробаком 27 через щелевые жиклеры и дроссель. В соответствии с уменьшением силы сопротивления золотник 14 резко переходит из среднего в крайнее левое положение, фиксируя состояние включений источника 1 через полости 12 и 13 и канал 39 подводится к гидроцилиндру фрикционной муфты 6. При этом полость гидроцилиндра фрикционной муфты 5 через полость 10 корпуса 7 сообщена с гидробаком 27. Аналогичным образом происходит включение вниз в случае увеличения дорожного сопротивления и уменьшения скорости движения.
1174293
Редактор И. Николайчук
Заказ 5116/! 8
Составитель С. Белоусько
Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4


