Способ разрушения дрейфующих льдов
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1217718 (5ц 4 В 63 В 35/44
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3792766/27-11 (22) 13.09.84 (46) 15.03.86. Бюл. № 10 (72) В. Н. Пикуль (53) 629.124.6.9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 943090, кл. В 63 В 35/44, 1980. (54) (57) 1. СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДОВ, при котором изменением режима работы реверсивных гребных движителей бесконтактно маневрируют кольцевым понтоном и непрерывным перемещением грузовых вагонеток по кольцевому рельсовому пути осуществляют прецессионное кренование кольцевого понтона, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности ледоразрушения и уменьшения металлоемкости кольцевого понтона, создают спиральную расходящуюся от понтона волну, по крайней мере вдвое превышающую по высоте толщину льда, указанной волной захватывают атмосферный воздух и подают его под кромку льда, а сверху давят на нее массой воды вершины волны.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью получения необходимых параметров спиральной волны, грузовые вагонетки загружают до необходимой массы, а затем разгоняют до необходимой частоты вращательного движения по кольцевому рельсовому пути.
1217718
Составитель А. Мамаев
Техред И. Верес Корректор А. Обручар
Тираж 422 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. Келемеш
Заказ 1066!23
Изобретение относится к судостроению, в частности к плавучим платформам для работы во льдах.
Цель изобретения — повышение эффективности ледоразрушения, уменьшение металлоемкости кольцевого понтона и обеспечение возможности получения необходимых параметров спиральной волны.
На чертеже изображена полупогруженная двухмодульная платформа.
Платформа содержит представляющую собой первый модуль полупогруженную колонну 1, имеющую внизу диск-стабилизатор
2, а наверху — обитаемый блок 3 с буровой вышкой. В полости диска размещены балластные камеры 4 с брашпильным отсеком, а также каналы 5 с движителями стабилизации колонны.
Ледоразрушающий модуль выполнен в виде кольцевого понтона 6, содержащего надводную расширяющуюся и подводную части. В подводной части расположены гребные реверсивные движители ? и волнообразующий козырек 8. Надводная часть имеет отсек 9 с кольцевой рельсовой дорогой, на которой размещены груженые вагонетки
10. Во внутренние стенки понтона встроены датчики 11 системы автоматического управления.
При разрушении льда по изобретению вагонетки 10 загружают до массы, необходимой для получения рабочего крена понтона, соответствующего необходимой высоте генерируемой волны, которая должна по крайней мере вдвое превышать толщину льда.
Затем вагонетки сводят в состав и приво10 дят в движение по кольцевому рельсовому пути, осуществляя тем самым прецессионное кренование понтона. Частоту вращения состава вагонеток выбирают из условий получения необходимой длины волны. Возникающая в процессе кренования модуля спиральная волна, доходя до кромки ледяного поля, захватывает ложбиной атмосферный воздух и заносит его под лед. В то же время на кромку льда обрушивается вершина волны. Создается изгибающий момент, который обламывает край ледяного поля.
При работе понтона реверсивные движители 7 по командам датчиков 11 и чувствительных элементов системы управлении поддерживают межмодульный зазор круговым

