Способ шлифования сферических торцов конических роликов и устройство для его осуществления

 

1. Способ шлифования сферических торцов конических роликов, при котором вращающийся ролик располагают в продольной ПЛОСКОСТИ симметрии шлифовального круга, периферия которого профилирована по радиусу, отличающийся тем, что, с целью повьш1енйя геометрической ТОЧНОСТИ обрабатываемой поверхности ролика, центр круговой подачи ролика смещают относительно центра обрабатьшаемой сфер на величину u.R , определяемую по формуле UR n( г.г -.} Щь -ДП - f4 где 1 - радиус обработанной сферы, мм; f p - радиус обрабатьшаемого торца ролика, мм; - радиус технологической выемки на торце ролика, мм; &П - величина погрешности профиля сферы торца, мм. о (Л to 1чЭ а Фиг.} V

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 В 24 В 11/00 (21) 3697495/25-08 (22) 23.12.83 (46) 23.02.86. Бюл.М 7 (71) Куйбышевский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт им. В.В.Куйбышева (72) А.В.Еремин и Л.Н.Долгинцева (53) 621.923.46(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 192652, кл. В 24 В, 1963.

Авторское свидетельство СССР

11 - 225733, кл. В 24 В, 1966. (54) СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ СФЕРИЧЕСКИХ

ТОРЦОВ КОНИЧЕСКИХ РОЛИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ шлифования сферических торцов. конических. роликов, при котором вращающийся ролик располагают в продольной плоскости симметрии шлифовального круга, периферия

ÄÄSUÄÄ 1212764 A которого профилирована по радиусу, отличающийся тем, что, с целью повышения геометрической точности обрабатываемой поверхности ролика, центр круговой подачи ролика смещают относительно центра обрабатываемой сферы на величину аЯ, определяемую по формуле

ЬП (И " -1"->

АК

r - дП вЂ” k — rL г 7. с s с р где — радиус обработанной сферы, мм; р — радиус обрабатываемого торца ролика, мм;

1 — радиус технологической выемки на торце ролика, мм;

ЬП вЂ” величина погрешности профиля сферы торца, мм.

2. Устройство для шлифования сфе рических торцов конических роликов, ) содержащее два разделенных сепаратором и установленных на двух соосных валах ведущих диска с рабочими торцовыми поверхностями, предназначенными для взаимодействия с образующей поверхностью ролика, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что один из ведущих дискон выполнен в виде! 2764 двух, установленных с возможностью вращения относительно друг друга, соосных элементов с выступами на рабочей торцовой поверхности и с зубчатыми венцами, связанными зубчатым: колесом-сателлитом, при этом на рабочей торцовой поверхности другого ведущего диска выполнен выступ, размещенней между выступами соосных элементов.

Ф

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковой промышленности.

Целью изобретения является повышение геометрической точности обрабатываемой поверхности ролика путем компенсации погрешности сферы ролика и исключения проскальзывания ролика относительно ведущих дисков, что обеспечивает стабильное получение заданной величины радиуса сферы в пределах поля допуска.

На фиг.1 и 2 показана схема, иллюстрирующая способ шлифования; на фиг.З вЂ” устройство для его осуществления.

Ось вращения ролика 1 проходит через центр круговой подачи О. Радиус обработки Й соответствует расстоянию между центром круговой подачи О и образующей 2 рабочей поверхности шлифовального круга 3.

Устанавливается радиус обработки, который меньше требуемого на величину ЬК, по следующей зависимости где R — - радиус обработки, мм;

Кс- радиус сферы, мм;

АК вЂ” величина компенсации погреш-, ности, мм.

Погрешность профиля сферы происходит за счет того, что вращаясь, деталь взаимодействует с кругом по полоске, в пределах которой скорость движения точек на разном удалении от центра торца ролика различная, соответственно различно и время взаимодействия детали с кругом на равном расстоянии от центра торца

2 ролика, а. именно, чем ближе к центру торца, тем больше время вэаимодей ствия. Следовательно, съем металла по торцу ролика неодинаков — к центру больше, Поэтому при обработке радиусом, равным требуемому, фактический радиус сферы получается больше. Разность между фактическим радиусом сферы и требуемым показыва-!

О ет величину, на которую необходимо уменьшить радиус обработки для получения точного радиуса сферы.

Для определения зависимости 5g от величины погрешности профиля сфе15 ры используется известная формула для высоты сегмента

h = R, — kг,, ()) где Il — - высота сегмента сферы, мм; в:. R - радиус сферы, мм; — половина хорды или радиР ус обрабатываемого торца ролика, мм.

25 Фактический радиус сферы больше заданного, поэтому высота сегмейта фактической сферы меньше высоты cer» мента заданной, следовательно можно записать (2) где h — высота сегмента фактичес P кого профиля сферы, мм;

ЬЬ вЂ” отклонение высоты сегмента фактической от заданной сферы, мм.

Подставляя формулу (2) в (1) и выразив величины Ь р и Д !через фактический радиус R. и радиус сферы

К< по известной формуле, получим где — радиус обрабатываемого торца ролика, мм;

"Ь вЂ” радиус технологической выемки на торце ролика, мм;

«р — фактический радиус сферы, мм.

Величина фактического радиуса сферы выражается через известные величины по зависимости ((+ = г д (дк дй - гд) . (4)

Подставив значение К р из формулы (4 ) в зависимость (3) и решив относительно К, получим где R — радиус сферы, мм; !

"1 — радиус технологической выемки торца ролика, мм; ! p- радиус обрабатываемого торца ролика, мм; д!! — величина погрешности профиля сферы торца, мм.

Устройство для осуществления способа (фиг.3) состоит из диска 4, имеющего на рабочем торце тороидальный выступ 5, неподвижно закреплен.ного на полом валу 6, на другом конце вала 6 закреплена звездочка 7.

Вал 6 установлен с возможностью вращения на центральном валу 8.

На другом конце вала 8 установлен с возможностью вращения полый вал 9

t на котором неподвижно закреплен ведущий диск 10.

На ведущем диске 10 установлено с возможностью вращения зубчатое колесо-сателлит ll, находящееся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом наружного кольца. 12, уста- . новленного с возможностью вращения на диске 10. Кольцо 12 имеет тороидальный выступ 13.

На ведущем диске 10 также установлено с возможностью вращения внутреннее кольцо 14, имеющее на рабочем торце тороидальный выступ

15. Выступы 13 и 15 расположены сим метрично относительно выступа 5.

Внутреннее кольцо 14 на наружной его поверхности имеет зубчатый венец

1212764 4

16, находящийся в постоянном зацеплении с зубчатым колесом-сателлитом

11.

Между дисками 4 и 10 на центральном валу 8 с возможностью вращения установлен сепаратор 17, в гнездах которого расположены обрабатываемые ролики l..

На конце полого вала 9, противо10 положно расположению диска 10, не— подвижно закреплена звездочка 18.

Способ шлифования сферических торцов роликов осуществляется следующим образом. !

5 Образующую 2 шлифовального круга

3 профилируют установленным радиусом обработки!|,. .Затем головку для перемещения деталей устанавливают таким образом, чтобы ее геометри-.

2р ческая ось 1-! проходила через точку

0 круговой подачи перпендикулярно плоскоети продольного сечения круга

3 и находилась от образующей 2 на расстоянии, равном радиусу обработ25 киК..

Обрабатываемую деталь — ролик устанавливают в гнездо сеператора

17. Вращение от редуктора передается, например, цепной передачей через звездочки 7 и 18, полые валы 6 и 9 и неподвижно закрепленные на них соответственно диски 4 и 10. Вращаются диски 4 и !О с разными скоростями и в разных направлениях. От диска 10 через зубчатое колесо-са35 теллит 11 вращение передается наружному 12 и внутреннему 14 кольцам.

При шлифовании ролик 1 контактирует с диском 4 по опорному тороидальному

4О выступу 5 с серединой образующей боковой поверхности ролика и с тороидальными выступами 13 и 15 колец 12 и 14 соответственно, через которые передается вращение ролику

45 l и перемещение в направлении вращения диска, имеющего большую скорость

Ось вращения ролика l проходит через центр круговой подачи 0 (фиг.

1), а вершина образующих боковых поверхностей ролика 1 находится в ! точке 0 . Возникновение проскальзывания в процессе обработки ролика относительно дисков 4 и 10 компенсируется за счет возможности вращения наружного 12 и внутреннего 14: колец относительно ведущего диска

10.

1212764

Фиг.Л

ВНИИПИ Заказ 703/22 Тираж 739 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Для конкретного примера взят ролик 6-7705У. Радиус сферы

118-10 мм. При обработке роликов

6-77057 шлифовальным кругом, профилированным радиусом К = 118 мм, фактический радиус сферы составляет

123-129 мм. Разность между фактическим радиусом сферы и требуемым составляет 6К = К р — К = 11 мм.

Поэтому радиус обработки выбирается

К = К -6R = 107 мм. Профилирование шлифовального круга производится радиусом обработки, равным 107 мм.

После шлифования величины радиуса М сферы и торцового биения контролируются на приборе УМ-408.

Способ шлифования сферических торцов конических роликов и устройство для его осуществления Способ шлифования сферических торцов конических роликов и устройство для его осуществления Способ шлифования сферических торцов конических роликов и устройство для его осуществления Способ шлифования сферических торцов конических роликов и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к абразивной обработке и может быть использовано в машиностроении, приборостроении и оптической промышленности при совместной либо раздельной обработке внутренней и наружной замкнутых сферических поверхностей

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано для шлифования сферических поверхностей

Изобретение относится к энергетическому, химическому и нефтяному машиностроению и направлено на решение задачи повышения точности и снижения трудоемкости изготовления, а также улучшения эксплуатационных качеств сферических пробок кранов с шаровым затвором

Изобретение относится к способам шлифования торцевых поверхностей вращения, например сферических торцов конических роликов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковой промышленности при доводке деталей типа роликов, имеющих сферические торцы

Изобретение относится к обработке поверхности изделий сферической формы и может быть использовано при обработке шариков, выполненных из различных материалов, например из металла, стекла, пластмассы, янтаря и т

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано в машиностроительной промышленности для обработки шаров подшипников

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано в ювелирной промышленности при изготовлении полуфабрикатов сферической формы - шариков из полудрагоценных и поделочных камней, например янтаря

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для доводки сферических поверхностей тел вращения, в частности шаровых пробок крупногабаритной трубопроводной арматуры с отверстиями и впадинами в сфере
Наверх