Способ доводки шариков
СПОСОБ ДОВОДКИ ШАРИКОВ по авт.ев, № 998100, отличающийся тем, что, с целью повьппения эффективности обработки за счет более полного использования абразивных свойств пасты, через 1 у25-2,30 ч после окончания смачивания пастами шарики в течение 5-6 мин смачивают дизельным топливом при соотношении количества последнего и суммарного количества паст, использованных на первом и втором этапах смачивания, от 1:2 до 1:1,5.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) .
4(51) В 24 В 11/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !3.
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬП ИЙ (61) 998100 (21) 3705461/25-08 (22) 28.02.84 (46) 15.03.85. Бюл. ¹ 10 (72) Е.П.Задорогин и И.С.Селедков (53) 62 1.923.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 998100, кл. В 24 В 11/02, 1981. (54) (57) СПОСОБ ДОВОДКИ ШАРИКОВ по авт.св. № 998100, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности обработки за счет более полного использования абразивных свойств пасты, через 1;25-2,30 ч после окончания смачивания пастами шарики в течение 5-6 мин смачивают дизельным топливом при соотношении количества последнего и суммарного количества паст, использованных на первом и втором этапах смачивания, от 1:2 до 1:1,5.
Ф
Издбретение относится к абр обработке и может быть использ но прн доводке шариков в подши ковой промышленности.
По основному авт.св. 9 9981 известен способ доводки парико между двумя дисками, при котор рики размещают в кольцевых кан вращающегося диска и смачивают водочной пастой, причем смачи ние производят в два.этапа: на вом этапе — доводочной пастой, содержащий, вес.X:
Электрокорунд 40-60
Стеарин 5-10
Минеральное масло Остальное с последующей обработкой шарик ду дисками в течение 9-15 мин, втором этапе - доводочной паст содержащей, вес.Е:
Эльбор 2-4
Олеиновая
1144855 2 азивной Целью изобретения является повыова- шение эффективности обработки за пни- счет более полного использования абразивных свойств пасты.
00, 5 Поставленная цель достигается в тем, что согласно способу доводки ом ша- шариков между двумя дисками, при авках котором шарики размещают в кольцедо- вых канавках вращающегося диска ва- 1О и смачивают доводочной пастой, припер- чем смачивание производят в два этапа: на первом этапе — доводочной пастой, содержащей, вес.7:
Электрокорунд 40-60
Стеарин 5-10
Минеральное масло Остальное ов меж- с последующей обработкой шариков и на между дисками в течение 9-15 мин, и ой, на втором этапе — доводочной пастой, содержащей, вес.7:
Эльбор 2-4
Олеиновая
1-3
10-14
0,5-1,5 кислота
Стеарин
Церезин
Минеральное масло Остальное при соотношении количеств паст, использованных на первом и втором этапах:. (3:1)-(8:1) (1$
При использовании данного способа прекращается процесс стекания на дно канавок доводочной пасты с электрокорундом и сепарации масла из пасты, 35 но, кроме положительного эффекта— увеличения скорости съема металла и исключения ожогов, наблюдается и отрицательное явление — из ласты, находящейся на шариках 1,25-2,5 ч, в те- 40 чение этого промежутка времени, но задолго до полного использования абразивных свойств пасты (затупления абразивных зерен), испаряется минеральное масло при сопровождающей абразивную обработку повышенной температуре шариков, доводочных дисков, и оставшийся на шариках стеарин вместе с продуктами износа дисков, шламом, образует выдерживающую зна- 50 чительные контактные давления равномерную липкую корку на шариках, имеет место как бы "предохранение" коркой шариков от абразивного воздей " ствия частиц пасты, еще не потеряв- 55 ших режущие свойства. Таким образом, уменьшается эффективность обработки.
1-3
10-14
0,5-1,5 кислота
Стеарин
Церезин
Минеральное масло. Остальное при соотношении количеств паст, использованных на первом и втором этапах: (3: 1)-(8: 1),через 1,25-2,30 ч после окончания смачивания пастами шарики в течение 5-6 мин смачивают дизельным топливом при соотношении количества последнего и суммарного количества паст, использованных на первом и втором этапах смачивания, от 1:2 до 1:1,5.
Способ осуществляют следующим образом.
Доводку шариков производят в кольцевых канавках между двумя дисками, один из которых вращают. Вначале смачивают шарики доводочной пастой, содержащей, вес.7.:
Электрокорунд 40-60
Стеарин 5-10
Минер ал ь н ое масло Остальное
Количество пасты выбирают из расчета смачивания пастой поверхности всех шариков загруженной в станок партии, т.е. 1-2 кг в зависимости от диаметра подвергаемых обработке шариков. Количество пасты определяется эмпирическим путем. Затем при доводке таких же шариков в том же количестве на том же станке берут пасту посто,янно в этом однажды определенном кг личестве.
3,0
0,5
3 1
После смачивания на первом этапе пастой шарики пропускают между дисками в течение 9-15 мин. На втором этапе смачивают шарики (поверхность которых за время пропускания между дисками равномерно покрылась слоем пасты) доводочной пастой, содержащей, вес.%:
Эльбор 2-4
Олеиновая кислота 1-., 3
Церезин 0,5-1,5
Стеарин 10-14
Минеральное масло Остальное при соотношении количества паст, использованных на первом и втором этапах: (3:1) †(8:1), т.е ° если на первом этапе пасты взято заданное ко личество, например -на 300 кг шариИ ков диаметром 9/16 — 1 кг, то на втором этапе пасты берется в 3-8 раз меньше количества пасты, которое использовали на первом этапе.
Через 1,25-2,3 ч после окончания смачивания пастами и появления корки на шариках смачивают шарики дизельным топливом, при этом количество последнего выбирают из отношения (1:2)-(1: 1,5) к суммарному количеству паст, использованных на первом и втором этапах смачивания, и вносят в течение 5-6 мин.
Таким образом, если на первых двух этапах суммарно взято 1,5 кг паст, то вносят безостановочно и равномерно в течение 5-6 мин в массу шариков 0,75 кг дизельного топлива.
Попытка смачивания шариков дизель ным топливом до момента образования липкой корки (например через 1 ч после окончания смачивания пастами) приводит к столь резкому разжижению доводочной пасты, что происходит стекание ее на дно канавок, дальнейшая обработка становится невозможной. Напротив, позднее смачивание .(в сравнении с указанными пределами1 дизельным топливом приводит лишь к снижению производительности за счет увеличения промежутка времени, в течение которого имеется липкая корка на шариках.
Если дизельное топливо добавляют в меньшем количестве, чем в отношении 1:2, например 1:2,3, липкая корка не разжижается и не. достигается использования полностью абразивных свойств пасты.
144855 4
Если дизельное топливо добавляютв большем количестве, чем в отношении 1: 1, 5, например 1: 1, 3, липкая корка разжижается полностью, происходит стекание доводочной пасты
5 на дно канавок и дальнейшая обработка становится невозможной.
Если внесение дизельного топлива осуществляют за время меньшее, чем 5 мин, например за 3,5 мин, на части шариков происходит резкое разжижение липкой корки и стекание доводочной пасты на дно канавок, на других липкая корка остается, ввиI5 ду отсутствия пасты на части шариков дальнейшая обработка становитсяневозможной, а внесение за время большее, чем 6 мин, не является необходимым, так как не приводит к существенному улучшению процесса
20 доводки. а Пример 1. Доводке в кольцевых канавках между двумя дисками подвергали шарики 3 мм.из стали 96Х18Ш с припуском под доводку 100 мкм при
25 следующих параметрах: скорость вращения диска 76 об/мин, рабочее давление 5 тс, вес партии 20 кг.
Смачивание пастами производили в два этапа. На первом этапе смачива30 ли пастой, содержащей, вес. 7:
Электрокорунд 50
Стеарин 7
Минеральное масло Остальное
Количество пасты составило 1,4 кг, Это количество берется постоянно для шариков диаметров 3 мм в количестве 20 кг (вес партии).
После смачивания шарики пропуска- ли межцу дисками в течение,15 мин
4О за это время поверхность шариков диаметром 3 мм равномерно покрывалась слоем пасты.
Затем смочили шарики доводочной пастой, содержащей, вес..7
45 Эльбор 2
Олеиновая кислота
Стеарин
Церезин
Минеральное масло Остальное
Доводочной пасты, содержащей эльбор, ввели в количестве 0,2 кг (в 7 раз меньше по количеству, чем пасты, содержащей электрокорунд).
Итого количество паст, использованных для смачивания на обоих эта.пах, составило 1,6 кг.
5 1144
Внедрение в дорожки доводочных диск в эльбора и образование поверхности в канавках с равномерными свойствами, обладающей высокой удерживающей способностью по отношению к пасте, содержащей электрокорунд, стеарин, минеральное масло, предотвращает стекание этой доводочной пасты на дно канавок и сепарацию минерального масла из пасты, таким образом паста находится все время на шариках и поверхностях канавок. При этом за промежуток времени 1,25 ч удержания доводочной пасты на шариках происходит испарение минерального масла и образование в конце этого промежутка времени на трехмиллиметровых шариках липкой корки, мешающей дальнейшему резанию абразивными зернами.
После образования липкой корки (через 1,25 ч после окончания смачи. вания пастами) скорость съема металла упала. После смачивания шариков дизельным топливом (ГОСТ 305 82), взятым в количестве 0,8 кг — в 2 ра- 25 за меньше, чем суммарное количество паст, использованных на первом и втором этапах смачивания (причем внесение дизельного топлива на шарики 3 мм выполняли в течение 5 минзО безостановочно равномерно по
О, 16 кг/мин), скорость съема металла восстановилась и оставалась на этом уровне 0,5 ч.
Таким образом, режущие свойства абразивной доводочной пасты, содер35 жащей электрокорунд, были использованы до допустимого затупления абразивных зерен, а время использования одной порции пасты увеличено sa счет полного использования ее абразивных свойств на 0,5 ч или на 40Х.
Пример 2. При условиях обработки такой же партии таких же шариков, представленных в примере 1, в отличие от примера 1 внесение дизельного топлива в количестве 0,8 кг произвели в течение 5 мин через 1ч после окончания смачивания пастами (еще до образования липкой корки), что вызвало резкое разжижение доводочных паст (еще не потерявших минеральное масло) и стекание их на дно канавок, приведшее к невозможности продол" жения доводки.
Пример 3. При условиях обра, ботки такой же партии таких же .шариков, представленных в примере i, внесение дизельного топлива произвели
855 6 в количестве 0,7 кг (в 2,3 раза меньше по количеству, чем суммарное количество паст, использованных на первом и втором этапах смачивания), в результате липкая корка осталась на шариках, став меньшей толщины, но тем не менее препятствуя резанию (скорость съема металла не увеличилась) и не давая возможность использовать полностью режущие свойства абразивных зерен.
Пример 4. При условиях обработки такой же партии таких же шариков, представленных в примере 1, внесение дизельного топлива произвели в количестве 0,8 кг в течение 3,5 мин, что вызвало на части шариков смыв доводочной пасты на дно канавок, а на части шариков осталась липка корка. Ввиду неравномерности последующего съема металла для разных групп одной партии обработку было невозможно продолжать.
Пример 5. Доводке в кольцевых канавках между двумя дисками подвергали шарики диаметром 13/16 иэ стаI! ли ШХ-!5 с припуском под доводку
180 мкм при следующих параметрах: скорость вращения диска 23 об/мин, рабочее давление 5 тс, вес партии
170 кг.
Смачивание пастами производили в два этапа. На первом этапе смачивали пастой, содержащей, вес.7:
Электрокорунд 60
Стеарин 10
Минеральное масло Остальное
Количество пасты составило 500 r.
Это количество берется постоянно для смачивания шариков диаметром
И
13/16, в количестве 170 кг (вес партии) °
После смачивания шарики пропускали между дисками в течение 9 мин.
3а это время поверхность шариков диаметром 13/16 равномерно покрылась
II слоем пасты. Затем смочили шарики доводочной пастой, содержащей вес.7:
Эльбор 4
Олеиновая кислота 1
Стеарин 14
Церезин 1,5
Минеральное масло Остальное
Доводочной пасты, содержащей эльбор, ввели в количестве 170 r
1144
Составитель А.Козлова
Техред Т.Фанта Корректор М Демчик
Редактор М. Бандура
Тираж 769 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 1032/12 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 (в 3 раза меньше по количеству„
:чем пасты, содержащей электрокорунд), Итого количество паст, использованных для смачивания на обоих этапах, составило 670 r.
Внедрение в дорожки доводочных дисков эльбора и образование поверхности в канавках с равномерными свойствами, обладающей высокой удерживающей способностью по отношению к пас- 1п те, содержащей электрокорунд, стеа" рин, минеральное масло, предотвращает стекание этой доводочной пасты на дно канавок и сепарацию минерального масла из пасты, таким образом паста находится все время на шариках и поверхностях канавок. При этом за промежуток времени 2,3 ч удержания доводочной пасты на шариках происходит испарение минерального масла . и образование в конце этого промежут" ка времени на шариках диаметром
13/16 липкой корки, мешающей дальнейшему резанию абразивными зернами. 25
После образования липкой корки (через 2,3 ч после окончания смачивания пастами) скорость съема металла упала. После смачивания шариков дизельным топливом (ГОСТ 305-82), взя-з, тым в количестве 0,45 кг, — в 1,5 раза меньше, чем суммарное количество паст, использованных на первом и втором этапах смачивания (причем нанесе. ние дизельного топлива на шарики диаметром 13/16 выполняли в течение и 35
6 мин безостановочно равномерно по
0,076 кг/мин, скорость съема металла
855 8 восстановилась и оставалась на этом уровне 0,35 ч.
Таким образом, режущие свойства абразивной доводочной пасты, содержащей электрокорунд, бьли использованы до допустимого затупления абразивных зерен, а время использования одной порции пасты с электрокорундом увеличено за счет полного использования абразивных свойств на 0,35 ч или íà 15Х.
Пример 6. При .условиях обработкй такой же партии таких же шариков, представленных в примере 5, внесение дизельного топлива произвели в количестве 0,55 кг (лишь в
1,2 раза меньше по количеству, чем суммарное количество паст, использованных на первом и втором этапах смачивания). При этом возникло резкое разжижение липкой корки, приведшее к стеканию- доводочной пасты на дно канавок, и обработку био не- возможно продолжить.
Предложенное техническое решение позволяет обеспечить полное использование абразивных свойств доводочной пасты до момента допустимого затупления абразивных зерен, При этом промежуток времени, в течение которого используется одна порция пасты, увеличивается на 15-407., а средняя почасовая скорость съема металла увеличивается на 15-207, так как устраняются помехи от образования липкой корки, при уменьшении расхода пасты в среднем на 20%.




