Способ термической обработки деталей со сквозным отверстием
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (ц) С 21 ?) 9/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 3503851/22-02 (22) 22.10.82 (46) 15.08.90. Бюл. !! 30 (71) Научно-производственное объединение по технологии машиностроения
"ЦНИИТмаш" (72) В.П.Рабинович, Н.С.Филимонова, И,A.Борисов, Х.Х.Зейнетдинов, Э.Ю,Колпишон, Б.В.Абросимов, В,Б.!Орковский, Ю.В.Соболев, Е,Ф.Зорькин, В.К.Рыжков, Е. Г.Малышевская, С.А.Ярхо, И.Г.!Кигалкин, Н,П.Скворцова и Е.Д.Консон (53) 621.785.08(088.8) (56) Башнин !О.А, и др. Термическая обработка крупных поковок. М.: Металлургия, 1973, с,117 152, Авторское свидетельство СССР
У 831815, кл. С 21 D 9/08, !979.
Гудремон Э. Специальные стали.М.:
Металлургиздат, !959, с.351-352.
Изобретение относится к термической обработке и может быть использовано в энергетическом и тяжелом машиностроении при изготовлении крупногабаритных деталей, Цель изобретения — создание сжимающих остаточных напряжений на внут" . ренней и внешней поверхностях деталей.
Пример, Ротор диаметром бочки 1300 мм, длиной 16 и толщиной стенки 535 мм из стали 35ХНЗМФА после зао калки и высокого отпуска при 610 С охлаждают на воздухе в течение 80 мин, до температуры наружной поверхности
430оС, „„SU„, 1210463:- А
2 (54) (57) СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ С0 СКВОЗНЫМ ОТВЕРСТИЕМ преимущественно крупногабаритных с
/ толщиной степки более 100 мм, включающий закалку, высокий отпуск и охлаждение с температуры отпуска наружной поверхности на воздухе, а внутренней — средой с большей охлаждаю-. щей способностью„ подаваемой в отверстие, отличающийся тем, что, с целью создания сжимающих остаточных напряжений как на внутренней, так и на внешней поверхности деталей, вначале проводят охлаждение с темпе-. ратуры отпуска всей детали на воздухе до достижения на внешней поверхности температуры 550-250 С, а затем внут@ Ф реннюи поверхность охлаждают водой.
Затем в отверстие ротора диаметром 23 мм подают воду и охлаждают в течение 8 ч до температуры на поверхности бочки 150 С.
В таблице приведены значения остаточных напряжений, создаваемых в детали по известному и предлагаемому способам.
Охлаждение после высокого отпуска воздухом до температур 550-250 С на о поверхности обода с последующим охлаждением водой, подаваемой в отверстие детали, создает по сечению деталей с толщиной стенки более 00 мм перепад температур с образованием сжимающих остаточных напряжений на
1 210463
Остаточное напряжение, МПа.Способ отверстие обод
Известный минус 50 плюс 43
Предлагаемый минус 230 минус 60
Составитель С. Подгурский
Редактор И.Курасова Техред Il. Олийнык - Корректор N, Кучерявая
Даказ 3085 Тираж 520 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям прн ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,!01 наружной поверхности детали и на по- верхности отверстия; которые компенсируют растяг юакицие напряжения, образука1неся в процессе эксплуатации деталей, что повышает эксплуатационную стойкость деталей, Если подачу воды в отверстие производить при температуре на поверхности выше 550 С, то в этом случае преимущественный отбор тепла будет происходить через поверхность,отве; стия, В результате на наружной поверхности возникают растягивающи . остаточные напряжения; что подтверждается при обработке деталей по известному способу (закалка, отпуск прн
610 С и охлаждение подачей воды в отверстие температуры отпуска).
Если же подачу воды в отверстие начинать при температуре на поверхности ниде 250 С, то на поверхности отверстия не возникают гарантированные сжимающие остаточные напряжения (будут растягивающие остаточные на« пряжения) из-за недостаточного перелада температур на поверхности отверстия и в центральной зоне сечения.
Подачу воды в отверстие необходимо продолжать. до достижения на внешней поверхности температуры йе выше
150 С. Прн этом условии дальнейшее
0 охлаждение всеи детали на воздухе не приводит K перераспределению достигнутого уровня напряжений по сечению детали.

